Урок по физике на тему Электризация тел. Два рода электрических зарядов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электроскоп.

Цели урока:
Обучающая: Дать понятие явления электризации, сформировать начальные представления об электрическом заряде, об основном свойстве электрических зарядов. Формировать при проведении опытов умения сравнивать, делать индуктивные обобщения при анализе и сравнении результатов демонстрационного эксперимента.
Развивающая: Развивать логическое мышление, навыки культуры речи, познавательный интерес. Воспитательная: Воспитывать у обучающихся потребность к труду.
Межпредметные связи: история, экология.
Структура урока:
Актуализация опорных знаний;
Формирование новых знаний, умений, навыков;
Применение новых знаний;
Домашнее задание;
Итог по уроку.
Оборудование:
Эбонитовые, стеклянные палочки, гильзы из фольги, электрофорная машина, султанчики, штатативы, муфты, лапки, деревянные линейки, электроскоп, электрометр.
Содержание и методы работы:
Учитель:
Тема «Электрические явления» изучается в течении часов, содержит контрольную работу и лабораторных работ. И поскольку вы будете иметь дело с электричеством, то вам необходимо знать и выполнять правила ТБ. Вот основные из них:
В кабинет можно заходить только при разрешении учителя физики или лаборанта;
Работать можно только с исправным оборудованием;
Нельзя трогать руками оборудование, находящееся на столе у учителя;
Перед выполнением каждой лабораторной работы вы должны знакомиться и выполнять правила ТБ;
На столе не должно быть лишних предметов.
Без электричества жизнь современного человека не мыслима.
Как наша прожила б планета, Как люди жили бы не ней, Без теплоты, магнита, света И электрических лучей. А. Мицкевич
Электрическая энергия имеет ряд преимуществ:
Ее можно преобразовать в другие виды энергии;
Ее можно передавать на большие расстояния;
Ее удобно распределять между потребителями;
Вас, конечно же, интересует: «Что же такое электрический ток?» Чтобы ответить на этот вопрос, вначале необходимо познакомиться с определенным кругом явления, понятий.
Явление, с которым мы уже познакомились сегодня, было известно древним грекам. Камушки окаменевшей смолы хвойных деревьев, потёртые о шерсть, притягивали к себе различные предметы.
Цель нашего урока:
Познакомиться поближе с этим явлением;
Рассмотреть условия его протекания;
Выяснить, для каких объектов характерно;
Обнаружить его экспериментально.
Для начала разгадаем кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Чем обладает тело, способное совершать работу?
О каком электрическом явлении идет речь в пословице: «Умный ребенок боится грозы, а глупый – лозы»?
То, из чего состоит тело.
Мельчайшая частица вещества, которая сохраняет химические свойства.
Мельчайшая частица вещества.
Как одним словом называют частицы, из которых состоит атом?
Причина изменения скорости.
Единица измерения силы.
Ключевое слово - «электрон»
Что объединяет ниже перечисленное:
гремит гром, нагревается утюг, сверкает молния?
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого?
Греческий ученый, считавший, что все тела состоят из атомов?
Как называется одна из частей любого прибора?
Одна из причин возникновения сил трения?
То, что отличает эксперимент от наблюдения.
Ключевое слово – «янтарь»
Итак, «янтарь» по-гречески – «электрон», от этого слова произошло понятие «электричество».
Демонстрация опытов с эбонитовой палочкой, наэлектризованность о шерсть. (Действие на султанчики, легкие тела из бумаги и фольги.)
Я думаю, что таким свойством обладает только янтарь и эбонит.
Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире,
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
Брюсов
Учащиеся должны решить проблему:
Обладают ли такими же свойствами: стеклянная палочка, металлическая палочка, ручка из пластмассы, линейка из пластмассы?
Я уверена, что только трение сообщает такие свойства телам, а вы как думаете? Почему?
Наблюдая за вашими действиями, я убедилась, что тела получают такие и только такие свойства: притягивать к себе другие тела. (Опыт с гильзой).
Греки утверждали, что только легкие тела способны притянуть к себе чудо-янтарь. Я с ними согласна. А вы? (Деревянные линейки, лежащие на столе и на специальной подставке, пытаемся привести в движение натертой эбонитовой палочкой.)
Подводим итог:
Что же происходит с телами при контакте, трении? (Приобретают свойства притягивать к себе другие тела. О телах, получивших такие свойства, говорят, что они наэлектризованы или что им сообщен заряд).
Что означает наэлектризовать тело? (Сообщить заряд (разделить заряд)).
Как можно наэлектризовать тело? (Трением и соприкосновением).
Сколько тел участвует в электризации? (Два и оба электризуются).
На доске:
Наэлектризовать разделить электрический заряд
трение
2 тела
соприкосновение
Давайте рассмотрим, как взаимодействуют наэлектризованные тела?
Демонстрируется опыт с палочками – эбонитовой, стеклянной; эбонитовой-эбонитовой, стеклянной-стеклянной.
В 18 веке Б. Франклин утверждает, что существуют тела, положительно и отрицательно заряженные. Если тело заряжен положительно, то в нем содержится избыток некой жидкой субстанции, если же оно заряжено отрицательно, в нем недостаток жидкости. При соединении таких тел избыток жидкости переходит от положительно заряженного тела к отрицательно заряженному. У Б. Франклина неплохая идея. Но есть в ней что-то не совсем правильное. Что – выясним позже.
Итак, выясним, сколько же видов зарядов существует в природе?
На доске:
+ стекло о шелк
Виды зарядов
- эбонит о шерсть

Как же ведут себя заряженные тела при взаимодействии?
+ +
отталкиваются - - + - притягиваются
- -
не взаимодействуют
Вообще атомы состоят из элементарных частиц - нейтронов n , протонов р+ , электронов е- .
На доске:
Существуют частицы без заряда.
Не существует заряда без частицы.
Электроны – это частицы, способные перемещаться по веществу (телу).
Учитель: Так что же означает зарядить положительно? Создать недостаток электронов на теле.
А отрицательно? Создать на тебе избыток электронов.
А что произошло с гильзой при поднесении к ней заряженной палочки?
На доске:




+

Почему можно наэлектризовать эбонитовую палочку и положительно, и отрицательно? Это зависит от связи электронов с веществом.
Существую приборы, способные определить, наэлектризовано ли тело. К заряженному электрометру поочередно подносим тела из металла, эбонита, стекла, дерева и делаем вывод, что все тела можно разделить на проводники и диэлектрики. (Поверхностно сообщаем о полупроводниках.) Используя карточки, определяем, какие вещества относятся к проводникам, какие – к диэлектрикам.
Знакомимся с детекторами зарядов.
(Красная шапочка – Серый Волк)
Зачем листочки взяли легкими?
Зачем проводящий стержень опустили внутрь?
Зачем вообще сосуд?
Зачем сосуд прозрачен?
Зачем корпус сосуда из диэлектрика?
Вывод: скопео – наблюдать
Электроскоп.
электрон - заряд
Рассмотрим второй прибор.
Его паспортные данные:
назначение:
Определять, наэлектризовано ли тело, измерять величину и знак заряда.
Принцип работы.



Домашнее задание:
читать, отвечать на вопросы.
Пронаблюдать: за поведением пламени свечи при поднесении наэлектризованных тел;
колготок, снимаемых с тела;
Описать наблюдаемые явления;
Объяснить наблюдаемые явления;
Подобрать вопросы «почему» по теме «Электризация. Взаимодействие зарядов».
Работа с книгой:
Рассматриваем изображения:
1)первого электроскопа;
2)электрометра Брауна
Объяснение устройства и принципа работы электрофорной машины.
Экологические сообщения об озоне как о полезном (озонатор воздуха, озонирование воды), так и о виновнике смога над промышленными городами, о влиянии на здоровье человека.
Демонстрация опытов с султанчиками, заряженными одноименно, разноименно; с шариком из фольги, ваткой, посаженной на один из шариков электрофорной машины.
Вопросы учащимся:
Заряды, накопленные на теле в результате электризации, называют статическим электричеством. Как вы думаете, полезно ли статическое электричество?
Для чего автомобили, перевозящие горючее, снабжены металлическими цепями?
Зачем детали ткацких станков надежно заземляют, а волокна пряжки покрывают электропроводящим составом?
Как объяснить происхождение искр, происходящих между корпусом самолета и землей при посадке самолета?
Подведем итог:
«Электричество» произошло от слова (электрон)
Мы познакомились с электрическим явлением (электризация)
При электризации происходит (разделение зарядов)
Электризация происходит в случае (соприкосновения, трения)
Трение увеличивает проявление электризации, так как (увеличивается площадь соприкосновения)
Тела после трения иногда трудно (разъединить)
В электризации участвуют (2 тела)
Тело заряжено положительно, если на нем (недостаток е)
Тело заряжено отрицательно, если на нем (избыток е)
Одноименно заряженные частицы (тела) (отталкиваются)
Разноименно заряженные частицы (тела) (притягиваются)
Существуют частицы без (заряда)
Не существует заряда без (частиц)
Отрицательно заряженные частицы – это (е)
Положительно заряженные частицы – это (р)
Диэлектрики – это вещества, силы взаимодействия е с атомами у которых (велики)
Проводники – это вещества, у которых силы взаимодействия электронов с атомами (малы)
Изоляторы – это тела, изготовленные из (диэлектриков)
Заключительное слово учителя. Выделение учащихся, показавших высокую активность и хороший уровень усвоения нового материала.

Pђ Заголовок 1Pђ Заголовок 215