Урок по самопознанию на тему Жить в ладу с собой (1класс)
Самопознание
Урок 5
г.Алматы
Гимназия № 60 Дата_______________
Тема: Жить в ладу с собой
Педагог: Чебыкина Т.В
Класс: 1
Кол-во уч-ся_______
Ценность: внутренний покой.
Качества: поступать по совести, вежливость, дисциплина
Цель: выявить общечеловеческую ценность «внутренний покой» через осознание важности жить в ладу с самим собой.
Задачи:
Раскрывать понятие «совесть».
Развивать стремление поступать по совести.
Воспитывать вежливость, дисциплину. Ресурсы:
Поучительная история.
песня «Если добрый ты» сл.А. Хайта, муз. Б. Савельева
Позитивный настрой. Прогулка по лесу. Проверка домашнего задания:
Дети показывают свои работы. Позитивное высказывание:
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
1.Как Вы понимаете смысл этой пословицы?
2.Когда совесть бывает спокойна?
3.Почему счастливы те люди, у кого совесть спокойна?
Анализ хода урока
Рассказывание истории
Угрызения совестиИногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: «где твоя совесть», «бессовестный», «ты совсем совесть потерял». Вадик точно не знал, что такое совесть, но знал, что когда ее теряешь, то сразу что-то нехорошее случается и родители сердиться начинают. Решил он спросить у своей бабушки, где совесть находится, и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка, Вадику на сердце пальцем показала и говорит:
– Вот здесь она у тебя и у каждого человека находится.
– Так раз она здесь, в сердце, то как же ее потерять-то можно? – удивился Вадик.
– Совесть – это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть.
– А что, без совести нельзя обойтись людям? – спросил Вадик.
– Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершённое зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.
– Так что, она еще и кусаться может?
– Нет, кусаться совесть не может.
– А как же она тогда будет мучить и грызть человека? – спросил Вадик.
– Трудно тебе объяснить, – сказала бабушка. – Но когда-нибудь ты сам все поймешь.
После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он о бабушкиных словах лишь тогда, когда в его жизни произошла одна печальная история.
Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Несколько раз он выглядывал в окно и никого не замечал, пока вдруг не увидел ласточку. Оказалось, доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Целыми днями она то улетала, то возвращалась к своему гнезду, принося в клюве еду для птенцов. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, совсем не боялась подлетать близко. В конце концов ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вскоре ему в голову пришла одна идея:
– А что если мне ее поймать, – подумал Вадик. – Что тут плохого, немного подержу ее в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу. И он тут же сбегал во двор за длинной веткой.
Нацепив на ветку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ничего не получалось. Как он ни старался, ласточка все равно ловко облетала его сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Через некоторое время Вадик стал нервничать и сердиться, потому что поймать ласточку ему все никак не удавалось. Теперь, когда ласточка подлетала к гнезду, он от злости все быстрее размахивал веткой.
И вдруг Вадик воскликнул от радости. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома. Тут же стремглав выбежав во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой.
Он ею любовался, гладил пальцем голову и трогал ее клюв. Но долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел было ее выпустить в открытое окно, ласточка не полетела. Услышав голоса зовущих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.
Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и в голове возникла ненависть к себе. Казалось, он никогда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка.
Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и
отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим шепотом сквозь слезы просил у ласточки прощения и готов был сделать для нее все что угодно, лишь бы она простила его.
– Зачем я тебя ударил? – шептал он.
– Ты доверяла людям, решила жить рядом со мной, а я тебя за это веткой. Прости меня, я не хотел.
Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк своих голодных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя разными словами и готов был даже бить себя, если бы это помогло ласточке и ее птенцам.
– За что! За что я ее так, – думал он.
– Что же теперь делать, что теперь будет с птенцами?
Он накрошил перед ласточкой на подоконник хлеб, но она его не стала есть, а лишь смотрела через стекло на свое гнездо.
Никто Вадика не ругал и не наказывал, но тягостное чувство собственной вины, идущее откуда-то изнутри, не давало успокоиться и никак не проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал искать в книге о птицах, чем питаются ласточки. Оказалось, что ласточки питались мухами и комарами. Вадик долго ловил мух и комаров и приносил их ласточке. Половину он оставлял ей, а другую половину с помощью длинной палки и привязанной к ней ложки переправлял в гнездо. Но птенцы не могли сами клевать еду, и на следующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточка отказывалась есть. Она поняла, что произошло, и уже не смотрела на гнездо. Она лежала в коробке на подоконнике и старалась не шевелить своим поломанным крылом. На следующее утро ласточка уже не двигалась...
Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и любил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех во дворе заботился о бездомных животных. Он уже точно знал, что, когда вырастет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц.
Вопросы:
1.Вадик был хорошим человеком или плохим? (Всякое может случиться, но только хороший старается исправиться и стать лучше).
2.Что такое угрызения совести? (Сильное чувство вины и раскаяния за совершенное зло).
3Как вы думаете, в каждом человеке живет совесть? Что помогает думать о других, а не о себе? (Совесть).
Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо»
Мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо»
Творческая деятельность
Задание 1
Рассмотрите рисунки на стр. 27
- Что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?
Задание 2
Разыграйте и обсудите ситуации. Помогите ребятам поступить по совести.
Работа в тетради:
На стр.13 нарисуйте то, что приносит вам радость.
На стр.14 найдите вторую половину пословицы. Домашнее задание. Закончить работу в тетради стр.13-14 Групповое пение
Слушание песни «Если добрый ты» сл.А. Хайта, муз. Б. Савельева
Дождик босиком по земле прошёл,Клёны по плечам хлопал,Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.Слышно как звенят в небе высокоСолнечных лучей струны,Если добрый ты, то всегда легко,А когда наоборот - трудно.Если добрый ты, то всегда легко,А когда наоборот - трудно.С каждым поделись радостью своей,Рассыпая смех звучно,Если песни петь, с ними веселей,А когда наоборот - скучно.Если песни петь, с ними веселей,А когда наоборот - скучно. Заключительная минута тишины.
- А теперь сядьте, так как вам удобно, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все, о чем мы говорили, вспомните те моменты, когда вы находились в ладу с самим собой, поместите это состояние в свое сердце и пронесите его через всю свою жизнь! А теперь можете открыть глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен