Технологическая карта урока Отмена крепостного права
Технологическая карта урока «Отмена крепостного права».
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Формы организации
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
1.
Организацион-ный этап.
(2 мин)
Психологический настрой на урок.
Мотивационно-целевая функция учителя
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Концентрация внимания.
Регулятивные УУД:
готовность к уроку, настрой на работу.
Осуществление поиска необходимой информации
Беседа. Вступительное слово учителя.
2.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
(3 мин)
Создание проблемной ситуации. Подведение учащихся к формулировке темы и задач урока.
Планово – прогностическая функция учителя.
Здравствуйте.
О какой исторической личности мы говорили с вами на прошлом уроке?
В день коронации Александр II простил все недоимки подушной подати, возвратил из ссылки всех осужденных по делу о тайных обществах 1825 года и заговору М.В.Петрашевского.
Историческое имя Александра II - «Царь Освободитель». Как вы считаете, почему он получил такое имя?
19 февраля 1861 года Государственным советом было одобрено «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Как вы думаете чему будет посвящен наш урок? Его тема?
Учитель акцентирует внимание учащихся на эпиграф урока.
Учащиеся отвечают на вопросы,
называют исторические личности.
Выдвигают
предположения
о теме урока.
Учащиеся называют цели и задачи, определив границы знания и незнания.
1. Узнать о крестьянской реформе 1861 I.
2. Дать оценку итогам реформы.
Учащиеся записывают тему:
«Отмена крепостного права»
Интерес к истории России.
Коммуникативные УУД:
умение вести диалог
Регулятивные:
постановка учебной задачи.
Историческая личность.
Мозговой штурм
Постановка проблемного вопроса.
Эвристическая беседа.
3. Актуализация знаний.
(10 мин)
Изучение новой темы.
Организационно-исполнительская функция учителя
Учитель координирует деятельность учащихся
Что такое крепостное право?
Крепостное право, это рабство, позор России. Так считали все передовые люди. Согласны ли вы с этим?
Предлагает выполнить
задание №1 в рабочих листах.
Предлагаю выполнить задание №1 в рабочих листах, привести примеры.
Какой вывод о крепостном праве в развитии России мы можем сделать?
Конечно, существовали ещё и внешние причины отмены крепостного права.
Предшественники Александра II желали отмены крепостного права. Вспомните, кто и как?
В чем сложность решаемой проблемы? Почему крепостное право не было отменено?
Давайте посмотрим, как проходила работа над реформой.
Конечно, разработка проекта реформы вызывала множество вопросов.
Приложение 1.
Предлагает учащимся сделать вывод о крепостном праве в развитии России?
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся выражают свою точку зрения, дают комментарии
Учащиеся выполняют задания
Учащиеся отвечают:
Александр I – указ о “вольных хлебопашцах”, Николай I – реформа государственных крестьян.
Нежелание дворян, неспособность противостоять им.
Учащиеся составляют план.
Учащиеся формулируют вывод: крепостное право тормозило экономическое, социальное развитие России
Активизация мыслительного процесса
Личностное отношение к крепостному праву.
Познавательные УУД:
умение определять понятия
Коммуникативные УУД:
обоснование верности утверждения
Регулятивные УУД:
формулирование вывода.
Познавательные УУД:
выделение причинно-следственных связей.
Работа с историческими терминами
Мобилизация знаний о предшественниках.
Хронология событий
Закрепление понятий
Работа с бланком заданий
Дискуссия
Работа с тетрадью и учебником.
Ведение проблемного диалога
Самостоятельная работа с текстом
4. Усвоение новых знаний.
(20 мин)
Работа с источником.
Первичное закрепление, осмысление.
Организационно-исполнительская функция учителя
Предлагает поработать с источником.
«Манифест 19 февраля 1861 года».(Приложение 2)
Прошу вас, на каких же условиях освобождались крестьяне? Участвуем все
1.Практикум задание Свобода
2. Как складывались земельные отношения?
3. Что такое выкупные платежи?
Временно-обязанные крестьяне?
Какую роль играла сельская община?
Что такое круговая порука?
Вывод
Что получили крестьяне?
Что получили помещики?
Предлагает сделать вывод о крестьянстве.
Давайте назовём права и обязанности крестьян и помещиков, согласно Манифесту.
задание №2 в рабочих листах.
Учащиеся работают с текстом источника,
записывают в тетрадь основные положения. Манифеста
Личная свобода
Помещики сохраняют право на землю
Положения, регулирующие отношения помещиков и крестьян
Комментарии учащихся.
Вывод о крестьянстве
Крестьяне – лично свободное, податное, непривилегированное сословие, свободные сельские обыватели
Учащиеся выполняют задание в рабочем листе.
Учащиеся работают с учебником
Делают вывод.
Активизация мыслительного процесса
Познавательные УУД:
смысловое чтение.
Регулятивные УУД:
формулирование вывода.
Работа с текстом источника.
Работа с учебником.
С.380
С.381
С381
5. Рефлексия (подведение итогов занятия)
(5 мин)
Заключение, вывод
Регулятивно-коррекционная функция учителя.
Учитель координирует деятельность учащихся
Организует обсуждение проблемных вопросов, мнений о значении Крестьянской реформы 1861 года для дальнейшего развития российского общества.
Исполнилась ли мечта крестьян?
Можем ли мы привести аргументы, подтверждающие сохранение власти помещиков над крестьянами.
Выставление оценок.
Учащиеся формулируют положительные и негативные итоги отмены крепостного права.
Крестьяне не поверили, что это и есть “царская милость”. По их мнению, освобождение означало старый порядок вещей, нобез господ. Незавершенный характер реформ – причина того, что аграрный вопрос станет “гвоздем” революции 1905 года в России.
Обучающиеся определяют свою позицию на уроке.
Нравственное осмысление отмены крепостничества
Самоконтроль
Познавательные УУД:
Установление причинно-следственной связи.
Итоги реформы
Ответы на вопросы, эвристическая беседа,
Работа с бланком заданий.
Обсуждение проблемного вопроса.
Самостоятельный поиск ответа, осмысление и закрепление.
6. Контроль усвоения. Обобщение и систематизация знаний. (3 мин.)
Закрепление изученного материала
Контрольно-диагностическая функция
Учитель консультирует.
Учащиеся выполняют тест «Отмена крепостного права».
Контроль и самооценка проделанной работы
.
Манифест 19 февраля 1861 года
Самостоятельная работа
7. Домашнее задание
(2 мин)
Закрепление изученного на уроке. Развитие творческих знаний и умений учащихся
§31 С.375-385, понятия
Подобрать отрывки из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева об отмене крепостного права.
Написать эссе «Размышления об отмене крепостного права в России»
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
Интерес к истории России
Познавательные УУД: умение анализировать различные источники информации
Отмена крепостного права в России
Применение творческих индивидуальных заданий: практико-значимых.
15