Художественная культура XVIII века


Художественная культура в XVIII веке Особенности развития художественной культуры:Слияние «европеизма» и национального своеобразия.Рост интереса к художественной культуре в светских салонах и в среде зарождающейся интеллигенции.Рост популярности спектаклей и музыкальных вечеров.В моду вошло коллекционирование книг, картин, фарфора.40-50-е гг. XVIII века – эпоха барокко.Вторая половина XVIII века – эпоха классицизма. Художественная культура в XVIII веке{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Области культурыДеятели культурыДостижения деятелей культуры ЛитератураСередина XVIII века – сложилась развитая система жанров:ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768)- основоположник современной русской поэзии. Александр Петрович Сумароков (1717-1777)Автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. Создал 9 трагедий и 12 комедий, 400 басен. Денис Иванович Фонвизин (1744-1792)Творчество Фонвизина сформировалось под воздействием идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции.В своей комедии «Недоросль» обличал невежество и произвол помещиков. Гаврила Романович Державин (1743-1816)Пытался создать образ идеального монарха (ода «Фелица»).Едко высмеивал знатных бездарей и бездельников.Прославлял победы русской армии. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)Родоначальник русского сентиментализма.В повести «Бедная Лиза» сумел доказать, что «и крестьянки любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь. Александр Николаевич Радищев (1749-1802)Первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790). Николай Иванович Новиков (1744-1818)Издавал журналы «Трутень» и «Живописец», в которых средствами сатиры бичевал пороки крепостничества. Вывод Новым явлением в литературе стало то, что писать стремились все – от самой императрицы Екатерины II до купцов и простолюдинов. Интерес к литературе становился массовым. ТеатрДо середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. При Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете). Театр 1756 г. - в Петербурге был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором ярославский актер и режиссер Федор Григорьевич Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года — директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр.Федор Григорьевич Волков(1729— 1763) Крепостные театрыОдной из ярких особенностей театральной жизни в XVIII веке стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. П. И. Ковалева-ЖемчуговаТ. В. Шлыкова-Гранатова МузыкаВ Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесинах и столовых гуслях.При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские мастера.В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах. Музыка При Екатерине II появились первые русские композиторы. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 — 1825): «Празднество сеньора».Василий Алексеевич Пашкевич (1742—1797): «Скупой». Евстигней Ипатович Фомин (1761 —1800):«Ямщики на подставе» и др.Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.Дмитрий Степанович Бортнянский Евстигней Ипатович Фомин Разнообразие жанров: традиционные портреты,историческая живопись,театральные декорации, пейзажи, натюрморты, сцены из народной жизни.Живопись XVIII века: Антон Павлович Лосенко (1737-1773) - русский живописец украинского происхождения. Представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи. Историческая живопись А. П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой»А. П. Лосенко «Зевс и Фетида» Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823) - исторический живописец и портретист; представитель классицизма. «Взятие Казани».«Избрание Михаила Федоровича на царство» Портретная живописьАлексей Петрович Антропов (1716—1795) – русский живописец, представитель стиля барокко, явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного (небольшого) светского портрета П.С.Дрождин. Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны А.П. Антропов «Парадный портрет императора Петра III»А.П. Антропов «Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой»А.П. Антропов «Портрет архиепископа Сильвестра  Кулябки» Иван Петрович Аргунов (1729— 1802) – русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых.Автопортрет И.П. Аргунов «Портрет Екатерины II»И.П. Аргунов «Портрет графини Варвары Шереметевой»И.П. Аргунов «Портрет Бориса Владимировича Шереметьева» Аргунов И.П.«Портрет K.A.Хрипуновa»Аргунов И.П.«Портрет Хрипуновой» Николай Иванович Аргунов (1771 —1829) - русский крепостной живописец-портретист, автор репрезентативных парадных и камерных портретов, сын Ивана Аргунова. Николай Аргунов «Портрет Татьяны Васильевны Шлыковой»Николай Аргунов«Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой» Федор Степанович Рокотов (1735—1808) -  русский художник, портретист, представитель стиля рококо. Ф.С. Рокотов«Парадный портрет Екатерины II»Ф.С. Рокотов«Парадный портрет Петра III»Ф.С. Рокотов«Портрет Павла I в детстве» Ф.С. Рокотов«Портрет Г.Г. Орлова»Ф.С. Рокотов«Портрет Л. П. Струйской» Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) - русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. Автопортрет Д.Г. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме» Левицкий Д. Г.«Портрет Н. И. Новикова»Левицкий Д. Г.«Портрет Дидро».  Левицкий Д.Г. Портреты воспитанниц Смольного института Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) - русский художник украинского происхождения, мастер портрета.Портрет В.Л. Боровиковского работы И. С. Бугаевского-Благодатного В. Л. Боровиковский«Портрет М. И. Лопухиной»В.Л. Боровиковский«Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных» М. Шибанов -  (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово — умер после 1789 г.) русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. С 1783 года — «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Шибанов М. «Крестьянский обед»Шибанов М. «Празднество свадебного договора» Шибанов М. «Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме». Скульптура Федот Иванович ШубинФедот Иванович Шубин (1740—1805) – наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма. Шубин Ф. И.Статуя «Екатерина-законодательница»Шубин Ф. И.Бюст императора Павла Петровича бюст А. М. Голицына, статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла Петровича,, П. А. Румянцева-Задунайского и др. Шубин Ф. И. Портретный бюст М.В. ЛомоносоваШубин Ф. И. Портретный бюст князя А.М. Голицына. Шубин Ф. И. Портретный бюст А. А. Безбородко Этьенн Морис Фальконе  (1716 -1791) — французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Э. Фальконе «Медный всадник», установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Э. Фальконе Грозящий Амур Художественные коллекцииПрактически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах страны. АрхитектураБартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700—1771) – русский архитектор итальянского  происхождения, академик архитектуры  Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого  елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675-1744).Варфоломей Варфоломеевич Растрелли Зимний дворец в Санкт-Петербурге Большой Екатерининский дворец в Царском Селе Большой Петергофский дворец Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Смольный собор в Санкт-ПетербургеПроизведения Растрелли:Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворца в Царском Селе,Дворец Строгановых,Смольный монастырь, Андреевская церковь в Киевебыли выполнены в стиле барокко:обилие колонн, пышность внешнего и внутреннего убранства зданий, обилие лепных украшений. Василий Иванович Баженов (1738-1799) – русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики,  масон. Член Российской академии с 1784 года.Первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду. Дом Пашкова в Москве Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой Михайловский замок в Петербурге Матвей Федорович Казаков (1738—1812) – русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей  русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.Был помощником и учеником Баженова. Здания Сената в Московском Кремле Петровский дворец в Москве МГУ на Манежной Дом князей Долгоруких, ныне Дом Союзов Дом-усадьба Демидовых Голицынская и Павловская больницы Иван Егорович Старов (1745-1808) – русский архитектор. Реконструкция Александро-Невской лавры. Троицкий собор. Таврический дворец Вывод Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы. Домашнее задание§ 31-32, вопросы