Конспект урока по истории. 8 класс. Русская культура в первой половине 19 века.
8 класс. Русская культура в первой половине 19 века.
Цель: рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области архитектуры, живописи, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.
Тип урока – комбинированный
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих, эмоциональный настрой.
Актуализация знаний.
Разгадывание кроссворда на доске
1 н и к о л а й 2 пу ш к и н 3 л е рм о н т о в 4 г о г о л ь 5 по л т а в а 6 в а к у л а 7 б о ро д и н о 8 с а м о б ы т н о с т ь
Вопросы:
О ком идет речь:
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждою, труда.
О, нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он в тайне милости творит.
Кому Николай 1 сказал: Ты будешь присылать ко мне все, что сочинишь, - отныне я буду сам твоим цензором.
Автор описывающий события на Кавказе в произведении «Герой нашего времени»
Комедию этого писателя запретили к постановке на театральной сцене из-за «нападков на власть и клевету на Россию». Однако, сам император разрешил театральную постановку.
Название произведения. О каком событии идет речь?
Украйна глухо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны,
Роптали, требуя кичливо,
Чтоб гетман узы их расторг.
И Карла ждал нетерпеливо
Их легкомысленный восторг.
Вокруг Мазепы раздавался
Мятежный крик: пора, пора!
Но старый гетман оставался
Послушным подданным царя Петра.
Имя главного героя «Вечера на хуторе близ Диканьки», отправившейся добывать невесте черевички
Название произведения. О каком событии идет речь?
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса сильные верхушки –
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постай-ка, брат мусье;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Оригинальность, своеобразие, непохожесть. Термин применяемый в отношении русской культуры.
Изучение нового материала
В архитектуре и скульптуре, как и в 18 веке, преобладает классицизм. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Особенность – использование желтого цвета зданий, у колонн белого (современники называли этот стиль унылым). Мы же восхищаемся до сих пор!
Москва
Здание Манежа (после пожара восстановлено) – Осип Иванович Бове
Здание Большого театра – О.И. Бове
Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади – Иван Петрович МартосСанкт – Петербург
Новое здание Адмиралтейства (корабль стал символом с 1823 года) – Андреян Дмитриевич Захаров
Здание Казанского собора – Андрей Никифорович Воронихин
Бронзовые скульптуры «Укротители копей» наАничковым мосту – Петр Карлович КлодтЗдание Исаакиевского собора – Август АвгустовичМонферранАлександровская колонна - Август АвгустовичМонферранК счастью величественный образ СПб, созданный талантливыми скульпторами 19 века дошел до наших дней почти нетронутым. Москва же имела свой особый колорит.На ее кривых улочках сосуществовали здания разных эпох, много деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше зданий, чем в СПб зданий в стили классицизма. В основном это уютные особняки и усадьбы. Но и в Москве, и в СПб творили талантливые архитекторы.
Видеофрагмент «Экскурсия по СПб» - _26.46 – 27.50
Живопись
Самостоятельная работа в микро-группах. Задание6 выделить направление живописи, дать краткую характеристику, назвать представителей этого направления и их картины. Заполнить таблицу.
Текст.Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.
Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский, Тропинин, Венецианов. У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и "деревенский лирик".
Романтизм характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой. В начале XIXвека романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму. Картины этого направления выражают события, которые были давно. Яркими представителями этого направления являются О.А. Кипренский («Дмитрий Донской на Куликовом поле», портреты Е.В. Давыдова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина) и Д.И. Иванов («Марфа Посадница», «Единоборство Мстислава Удалого»).
Художественные произведения классицизма передавало настроение, переживания героев и индивидуальность образов. Они писались на основании строгих канонов, тем самым обнаруживали стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремиться распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Представители этого направления К. П. Брюллов и его картины «Последний день Помпеи», «Всадница» и «Явление Христа народу».
Термин «реализм» дословно означает действительный, вещественный. В живописи это направление объективно, правдиво отражало реальность с использованием специфических средств. Картины реализма показывают человека в окружающей обстановке. Например, «Кружевница» или «Золотошвейка» В.А. Тропинина. Но самой реалистичной его картиной стал портрет сына.
Критический реализм (от греч.kritike – суждение, вынесение приговора и лат.Realis – вещественный, действительный) творческий метод изображения в искусстве окружающей действительности с позиции демократических идеалов. В произведениях критического реализма художники пытались не только правдиво воспроизвести жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировать свое внимание на ее социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Одним из художников критического реализма был П.А. Федотов («свежий кавалер», «Сватовство майора»)
Повседневный быт крестьян отражался в картинах бытового жанра. Этот жанр живописи повседневной жизни человека, как частной, так и общественной. Термин стал использоваться в России, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для ее обозначения заимствовала французское слово «жанр», принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. К ним относились А.Г. Венецианов («На пашне весна», «Захарка», «На жатве») и И.К. Айвазовский («Чесменский бой» и «Девятый вал»)
Таблица
Направление живописи Представили - художники Название картин
Театр и музыка
Сообщение ученика.Великий писатель Н.В. Гоголь говорил, что театр – это кафедра, с которой можно многое сказать миру. На театральных подмостках того времени были поставлены такие пьесы, как «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, которые показывают целую галерею человеческих портретов, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.Такую гамму чувств могли показать только выдающиеся актеры. На сцене Александрийского театра блистали Федор Григорьевич Волков и Иван Федорович Дмитриевский, а также звезда водевиля Варвара Николаевна Асенкова. Огромной популярностью пользовался Ваилий Андреевич Каратыгин, ставший общепризнанным трагиком русского драматического театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес Ульяма Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лир и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.
Сообщение ученика.В начале 19 века в русскую музыку проникли новые романтические веяния. Появляется новый жанр «волшебной оперы», первым образцом которой стала «Дунайская русалка» Ф. Кауэра и к. Генслера. На сцене русского театра завоевал водевиль связанный с творчеством А.Н. Верстовского и А.А. Алябьева. Широкое признание Верстовскому принесла опера «Аскольдова могила». Самое запоминающиеся произведение Алябьева «Соловей», написанный на стихи А. Дельвига в 30-40-е годы. Тему народной песни продолжили А. Варламов и А. Гурилев.
Основоположником русской национальной музыки называют М.И. Глинки, который говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем». Самое известное его произведение «Жизнь за царя», посвященное подвигу Ивана Сусанина, который во времена смуты спал от поляков Михаила Романова – будущего царя, основоположника новой династии.
Гимн. В правление Николая 1 появился гимн российской империи. До 1833 года использовали торжественную музыку английской королевы (гимн). В 1833 году Алексей Федорович Львов сопровождал Николая 1 во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову сочинить новый гимн. Композитор чувствовал ответственность, по просьбе Львова В.А. Жуковский написал слова «Молитвы русского народа». В декабре 1833 года в Москве в Большом театре впервые был исполнен новый гимн. Царь прослушал исполнение несколько раз, а с 31 декабря «Молитва русского народа» стала официальной гимном Российской империи под названием «Боже, царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года. После 40 лет перерыва советская Россия услышала этот гимн только в 1958 году в фильме «Тихий Дон». В 1903 году Умберто Джоржано включил музыку гимна в свою оперу «Сибирь». Петр Ильич Чайковский использовал мелодию в сочинении №31 Славянский марш и в конце Торжественной увертюры 1812 года.
Закрепление.
Работа в парах, взаимопроверка.
Направление в архитектуре первой половины XIX века
А) Барокко В) Классицизм С) Рококо
2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге
А) А. Монферран В) О. Бове С)А. Захаров
3. Автор картины «Последний день Помпеи»
А) В.А. Тропинин В) О.А. Кипренский С) К.П. Брюллов
4. Соотнести
1.Реализм А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания
2.Романтизм В. это направление объективно, правдиво отражало реальность
3.Классицизм С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы
5.Актеры XIXвека
А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) Н.В. Гоголь
6. Авторы гимна «Боже, царя храни!»
А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинки С) А.Ф. Львов
Ответы: 1-в 2-а 3-с 4-1в2с3а 5-в 6-ас
Домашнее задание, параграф 27
Итоги урока. Оценки
Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему?
Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.
Знал - узнал
Рабочий лист.
Классицизм – это
Архитектура
Москва Санкт-Петербург
Здание Манежа –
Здание Большого театра –
Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади –
Новое здание Адмиралтейства–
Здание Казанского собора –
Бронзовые скульптуры «Укротители копей» наАничковым мосту –
Здание Исаакиевского собора –
Александровская колонна -
Заполнить таблицу
Направление живописи Представили - художники Название картин
Актеры:_______________________________________
Композиторы: _________________________________
Проверь себя. ФИО __________________________
Направление в архитектуре первой половины XIX века
А) Барокко В) Классицизм С) Рококо
2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге
А) А. Монферран В) О. Бове С) А. Захаров
3. Автор картины «Последний день Помпеи»
А) В.А. Тропинин В) О.А. Кипренский С) К.П. Брюллов
4. Соотнести
1.Реализм А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания
2.Романтизм В. это направление объективно, правдиво отражало реальность
3.Классицизм С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы
5.Актеры XIX века
А) П.А. Федотов В) В.А. Каратыгин С) Н.В. Гоголь
6. Авторы гимна «Боже, царя храни!»
А) В.А. Жуковский В) М.И. Глинки С) А.Ф. Львов
Оценивание: 6-7 правильных ответов «5» 5 ответов – «4» 4 ответа – «3»
Знал Узнал Хочу узнать