Диспут на тему Как жить в ладу с собой и миром
Беседа со старшеклассниками по теме "Как жить в ладу с собой и миром?"
Приготовила и провела учитель математики
Пуляевская Е.Н.
Цели занятия:
Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.
Форма проведения.Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход беседы.
Учитель. Беседу я хотела бы начать с разговора о вечном и приятном, о любви.Учитель читает сказку. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.Подумал волшебник и сказал:- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…Учитель. Задумайтесь и вы… Скажите имя той девушки, которую выбрали вы. Объясните свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.Учитель. Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Учитель. Почему Любовь выбрала девушку Доброту.Обучающиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.Учитель (обращение к обучающимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут.Обучающиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты).Учитель делает выводы:
Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи».
В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным.
Учитель. Игра «Дополни». Обучающиеся заканчивают предложение «Быть толерантным – это значит …», выделяют ключевые слова.(на доске записано)
быть терпимым к окружающим;
уважать людей, их мнения, религию;
принимать других такими, какие они есть;
понимать многообразие культур нашего мира.
Учитель. Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью. В форме таблицы предлагается информация к размышлению. На листе бумаги выписать черты толерантной и интолерантной личности (по командам и пояснить понятие).
На доске: Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, способность к сопереживанию.Толерантная личность Интолерантаная личность
Уважение мнения других Непонимание
Доброжелательность Игнорирование
Желание что-либо делать вместе Эгоизм
Понимание и принятие Нетерпимость
Чуткость Выражение пренебрежения
Любознательность Раздражительность
Снисходительность Равнодушие
Доверие Цинизм
Гуманизм Немотивированная агрессивность
Обучающиеся знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы.Учитель высказывают свою точку зрения.
Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.Учитель (обращение к обучающимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы:
потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;
потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;
потому, что продолжает расти подростковая преступность;
потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.
Учитель. Прием «Акцент на лучшее». Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно принимать себя и других безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Учитель. Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой и с окружающими людьми. Обучащиеся берут кружки из бумаги (черного цвета с одной стороны, белого – с другой) и пишут на них свои недостатки. Идет поиск темного пятна.
Учитель. Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством. Обучающиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна.После этого, обучающиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а затем о достоинствах. Смело, заявив о своих пороках, обучающиеся белый кружок выкладывают на середину стола (надписью вверх), или дарят сидящему рядом, или обмениваются.
Цель: сделать достоинства одного человека достоинством другого. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в человеке хорошего, помогает ему бороться с недостатками. Учитель. Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наша школа. Учитель. Творческая работа «Дерево толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на нем то, что, по вашему мнению нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными. Двое обучающихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности». Обучающиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты.
Заключительное анкетирование. Чтение стихотворения «В ладу с собой и миром»Учитель. Скажите пожалуйста понравилась или нет вам беседа по теме «Толерантность» и где в своей жизни вы можете проявить те принципы и знания, которые приобрели. Основные понятия:
Толерантность – терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общению с людьми.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
В ладу с собой и миром.
Народ имеет в жизни то,Что неосознанно желает.Не понимая лишь того,Что сам от этого страдает!Но кто нам может объяснить,Души подспудные стремленья?Как всем осознанно стать жить,Убрать в мозгах свои сомненья?Увы! Помощников здесь нет!И только просится ответ:Страдаем от себя самих, Виня при этом лишь других!Как только видим мы добро,Оно нас светом озаряет!Считая ж, зло всем нам дано,Оно всю жизнь заполоняет!Попробуйте везде и всюдуЛюдей хоть капельку любить,Тогда с уверенностью будемВ ладу с собой и миром жить!
******