Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМК Школа 2100
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №_____
от «___» сентября 2016 г
_____ / Мищукова Т.В./
РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании МС
МБОУ«СОШ №13»
Протокол №1
от «___» сентября 2016 г
_____ /Козина А.А./
УТВЕРЖДАЮ
Приказ №______
от «___»________ 2016 г Директор МБОУ
«СОШ №13»
_____ / Чайко В.И./
Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
по УМК «Школа 2100»
для учащихся 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Образовательная область: «Филология»
Разработала:
Мищукова Татьяна Валерьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
г. Братск
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬГНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе авторской учебной программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений по УМК «Школа 2100» (Образовательная программа "Школа 2100". Федеральный государственный образовательный стандарт. В 2х книгах. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна.-Изд. 2-е, испр.-М.:Баласс, 2011.-432с.) и на основе образовательной программы начального общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3-й класс – 136 ч (4 ч в неделю)
№п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1
Прощание с летом
6 ч
2
Летние путешествия и приключения
19ч
3
Природа летом
9 ч
4
Уроки и переменки
13 ч
5
«Глухая пора листопада»
8 ч
6
«И кот ученый свои мне сказки говорил»
18 ч
7
«Поет зима, аукает»
12ч
8
Животные в нашем доме
9 ч
9
Мы с мамой и папой
12 ч
10
«Наполним музыкой сердца»
9 ч
11
День смеха
4 ч
12
«О весна, без конца и без краю»
8 ч
13
День Победы
5 ч
14
Родная земля
4 ч
итого
136 ч
Прощание с летом (6 ч).
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (19ч).
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (9 ч).
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (13 ч).
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада» (8 ч).
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил» (18 ч).
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает» (12ч).
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 ч).
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 ч).
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца» (9 ч).
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (4 ч).
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю» (8 ч).
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (5 ч).
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (4 ч).
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
- практико-ориентированные учебные занятия;
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- парная;
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
- творческие мастерские;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- тематические праздники, конкурсы, выставки.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Анализ текстов.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической основой:
Выполнение заданий по усовершенствованию умений и навыков.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
136 часов, 4 часа в неделю.
№
Дата
Тема
Кол-во часов
По плану
По факту
Раздел 1. Прощание с летом
6
1
Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце»
и Ю. Кима «Светлый день»
1
2–3
Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)
2
4–5
«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского
«Дядя Фёдор, пёс и кот»)
2
6
Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)
1
Раздел 2. Летние путешествия и приключения
19
7
Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»
1
8–9
Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
2
10–11
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
2
12–13
Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)
2
14–16
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)
3
17
Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
1
18–19
Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)
2
20–21
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
2
22–23
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома»)
2
24
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2
1
25
Обучающее сочинение
1
Раздел 3. Природа летом
9
26
Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом»
1
27–28
Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)
2
29
Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
1
30
Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
1
31–32
Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)
2
33
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)
1
34
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3
1
Раздел 4. Уроки и переменки
13
35–36
Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)
3
37
Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)
1
38–39
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
2
40
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
1
41–42
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
2
43–44
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста
2
45
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4
1
46
Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе
1
Раздел 5. «Глухая пора листопада»
8
47–48
Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)
2
49
Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)
1
50
Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)
1
51–52
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)
2
53
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5
1
54
Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами
1
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил»
18
55
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»
1
56
«Сказка – ложь, да в ней намёк». (Русская сказка «Кот и лиса»)
1
57–58
Какие ещё бывают сказки?
(Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)
2
59–60
Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)
2
61–62
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)
2
63–64
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
2
65–66
Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
2
67–68
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)
2
69–70
Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6
2
71
Внеклассное чтение по разделу 6
1
72
Обучающее сочинение
1
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...
12
73
Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)
1
74
«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)
1
75–76
В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)
2
77
Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)
1
78–79
Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)
2
80–81
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)
2
82
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7
1
83
Обучающее сочинение
1
84
Внеклассное чтение по разделу 7
1
Раздел 8. Животные в нашем доме
9
85
Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»
1
86–87
У каждого – своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)
2
88–89
Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)
2
90–91
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)
2
92
Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
1
93
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8
1
Раздел 9. Мы с мамой и папой
12
94
Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»
1
95
Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)
1
96
Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)
1
97–98
Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)
2
99–100
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)
2
101
Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)
1
102–103
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)
2
104
Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье
1
105
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9
1
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»
9
106
Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)
1
107
Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
1
108–109
Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
2
110–111
Сказка о маленьком Моцарте
(Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
2
112–113
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)
2
114
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10
1
Раздел 11. День смеха
4
115
Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
1
116–117
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
2
118
Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)
1
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...»
8
119–120
Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...»)
2
121–122
Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)
2
123
Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)
1
124
Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)
1
125–126
Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12
2
Раздел 13. День Победы
5
127
Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
1
128–129
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
2
130
Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)
1
131
Внеклассное чтение по разделу 13
Раздел 14. Родная земля
5
132
Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»
1
133
Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)
1
134
Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»
1
135
Заключительный урок внеклассного чтения
1
136
Резервный урок, урок итогового контроля
1
ѓђЗаголовок 2ѓђЗаголовок 3ѓђЗаголовок 4ѓђЗаголовок 515