Разработка классного часа на тему …Ишим для меня что-то особенное…


Конкурс мультимедийных ресурсов «А я один на свете город знаю … »
« … Ишим для меня что-то особенное … »
(декабристы в Ишиме)
Номинация: учебно-методические материалы
Автор: Аркатова Марина Валерьевна,
учитель истории и обществознания
1 квалификационной категории
МАОУ СОШ № 1 г.Ишима
Тюменской области,
руководитель школьного музея
г.Ишим, 2016 год
Цель: познакомить учащихся с одной из страниц истории малой родины.
Задачи: 1)рассказать об ишимской ссылке декабристов А.И.Одоевского и
В.И.Штейнгеля;
2)развивать навыки работы с различными источниками, умение
работать в группах;
3)воспитывать познавательный интерес и чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация, книги, газеты, журналы,
доска, телевизор, ноутбук.
Примечание: 2 сценки и стихотворение в конце – авторские; данная разработка была апробирована в 8-х и 10-х классах при изучении темы «Восстание декабристов».
« … цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями … »
А.И.Одоевский1.Вступительное слово учителя (звучит песня «Как упоительны в России вечера … »): В истории каждой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, сменяют друг друга поколения, всё новые и новые люди выходят на историческую арену. Меняются быт, уклад, общественное мировоззрение, но остаётся память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание. Есть такие даты и в истории России. Одной из них посвящён наш урок.
191 год назад холодным снежным утром 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга состоялось первое выступление передовых людей России против царизма. Первое сознательное выступление за свободу – и первое трагическое поражение. Участников заговора против восшествия на русский престол Николая 1 стали называть декабристами.
Став императором, Николай сурово наказал выступивших против него: пятеро заговорщиков были повешены, остальных приговорили к каторжным работам и последующему поселению в Сибири. Читинский острог, Петровский завод, поселение в Сибири – вот жизненные дороги государственных преступников (так стали называть декабристов). После каторжных работ многих декабристов отправили на постоянное поселение в города Тобольской губернии. В Ишиме отбывали ссылку (хоть и недолгую) два декабриста: Александр Иванович Одоевский и Владимир Иванович Штейнгель. Об их пребывании в нашем городе и пойдёт речь. Весь урок для нас будут работать 4 группы: краеведы, историки, биографы, творцы.
Итак, давайте представим, что на машине времени мы переместились в первую половину 19 века и стали сторонними наблюдателями некоторых событий.
2.Работа группы «Творцы» (ученик в образе А.И.Одоевского рассказывает краткую биографию поэта): Я, Александр Иванович Одоевский, родился 26 ноября 1802 года в богатой княжеской семье. Получил блестящее образование. В совершенстве владею французским, немецким и турецким языками. В 1825 году в возрасте 23 лет вступил в тайное Северное общество, участвовал в разработке плана декабристского восстания. После подавления оного пытался бежать, но мой дядя Дмитрий Ланской выдал меня властям. Я был заключён в Петропавловскую крепость. В августе 1836 года из деревни Елань Иркутской губернии, после Читинского острога и Петровского завода, меня перевели на поселение в город Ишим Тобольской губернии. Поселился я в доме Филиппа Евсеевича Лузина по Ярмарочной улице.
3.Работа группы «Краеведы»: Дом, о котором упоминает Александр Иванович, не сохранился. Но доподлинно известно, что он располагался недалеко от берега реки Ишим на одной из центральных улиц города под названием Ярмарочная. В наши дни это улица Ленина. На месте дома, в котором проживал Одоевский, было построено краснокирпичное здание – купеческий дом (в нём долгое время располагалась аптека, а ныне ветклиника).
4.Работа группы «Биографы»: Городок понравился Одоевскому. Здесь он снова начинает заниматься сочинительством. Свидетельством тому письмо поэта своему другу Вильгельму Кюхельбеккеру: «Ишим для меня – что-то особенное, светлое, я снова начинаю работать». Интересно, что Одоевский, по воспоминаниям декабриста А.Е.Розена, «никогда ничего не печатал, даже редко сам писал свои стихи, но диктовал их охотно своим приятелям». В период ишимской ссылки Одоевским были написаны следующие стихи: «Как я давно поэзию оставил … », «Отцу», «В стране, где сочны лозы», «Озеро Ильмень», «Ты знаешь их, кого я так любил … » и другие. На ишимской квартире Александра Ивановича почти каждый вечер собиралась молодёжь, чтобы послушать новые поэтические творения молодого опального поэта. Давайте и мы окунёмся в атмосферу лирической вечеринки.
5.Работа группы «Творцы» (ученик «Одоевский» читает стихотворение «Ты знаешь их, кого я так любил … »).
6.Работа группы «Историки»: Помимо своих стихов, Александр часто читал сочинения Петрарки, творчеством которого был очарован. Участник польского восстания 1830 – 1831 г.г. Адольф Янушкевич, отбывавший ссылку в Ишиме в одно время с Одоевским, знал об увлечении своего друга-декабриста творчеством Петрарки и поэтому подарил Александру Ивановичу ветку дуба с крупным жёлудем, которую сорвал на могиле возлюбленной Петрарки по имени Лаура во французском городе Авиньон. Причём одна часть ветки осталась у Янушкевича, который сказал: «Нас связывают одни узы».
7.Слово учителя: Александр Иванович стремился вырваться из Сибири. При помощи родственников в 1837 году его переводят рядовым солдатом в действующую армию на Кавказ, где поэт заболел лихорадкой и умер. Слуга Одоевского, Курицын, посадил жёлудь с «ветки Лауры» на могиле своего хозяина. И до сих пор на берегу Чёрного моря, недалеко от города Туапсе, возвышается ширококронный дуб. В память о пребывании Александра Ивановича Одоевского в городе Ишиме установлен бюст поэта на улице Карла Маркса перед зданием бывшей пересыльной тюрьмы, а одна из улиц города носит его имя.
8.Слово учителя: В 1837 году на поселение в Ишим приехал другой декабрист – Владимир Иванович Штейнгель.
9.Работа группы «Творцы» (ученик в образе В.И.Штейнгеля рассказывает его краткую биографию): Я, барон Владимир Иванович Штейнгель, родился в 1783 году в городе Обве Пермского наместничества. С 1792 по 1799 годы учился в морском кадетском корпусе в Кронштадте, по окончании оного служил в Охотском порту и Иркутском адмиралтействе. В 1811 году я переселился в Петербург, где работал в Министерстве внутренних дел. Принимал участие в отечественной войне 1812 года. В 1823 году я познакомился с Кондратием Рылеевым, вступил в тайное Северное общество, активно участвовал в его делах, присутствовал на совещаниях, принял разработанный план восстания. Утром 14 декабря 1825 года я написал Манифест. После подавления восстания был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В 1827 году меня, закованного в кандалы, отправляют на каторгу в Сибирь. После окончания каторжных работ на Петровском заводе в 1835 году я был переведён на поселение в село Елань, находящееся в 67 верстах от Иркутска. 11 марта 1837 года меня направили в город Ишим Тобольской губернии.
10.Слово учителя: Прибыв в Ишим, Владимир Штейнгель был поселен в дом, где до него проживал Одоевский. Ему досталось всё имущество Александра Ивановича. Давайте представим как могла происходить передача имущества прежнего хозяина новому.
11.Работа группы «Творцы» (сценка «Оставлено во владение» - участвуют 3 человека: жандарм, писарь, Штейнгель):
Писарь (жандарму): - Ну, что, ваше благородие, пожалуй, начнём?
Жандарм: - Начинайте, да поскорей, уж больно тут холодно. Я думаю, на улицу переписывать не пойдём – так запишем, по памяти, поскольку предыдущий уехал гол как сокол. Видать, шибко виноватым себя чувствовал – вона как на Кавказ-то спешил. Кровью задумал государственную измену искупить.
Штейнгель: - Позвольте, никакой государственной измены не было. Просто жизни другой для народа хотели да политическое устройство изменить.
Жандарм: - Прекратить разговоры! Ишь разговорился. Принимай давай «наследство». Что там у нас имеется?
Писарь: - Перво-наперво – земли 18 десятин; деревянный дом с пристроенною горницею отшекоторенной внутри, анбар, огород и скотники с поветами; 4 лошади, 4 свиньи и корова.
Жандарм: - Эко богатство за счёт батюшки свово нажил. Чай, проверять пойдёшь, наследничек, али на слово примешь?
Штейнгель: - Мне всё равно. Давайте дальше.
Писарь: - Дальше так дальше. 3 телеги, сани, двои дровни, шесть дрогов, 4 сохи, 3 бороны железных и одна деревянная; сбруя разная в изобилии; топоры, серпы, косы. Гляди, токмо, чтоб по назначению применялись.
Жандарм: - Теперь давай, что касаемо внутреннего наследства.
Писарь: - Здесь ужо поболе будет, аки барин жил. Где ж энта бумага … Ага, вот она. Слушай да проверяй. Образ святителя Иннокентия и картина маслеными красками писаная в золотых рамах, другая – гривированная в чёрных рамах. Имеется?
Штейнгель: - Имеется.
Писарь: - Теперь дальше сверяй: мебель столярной работы из берёзоваго дерева: шкаф со стёклами, два книжных шкафа, ширма, диван, кровать, барометр, фортопиана. Имеется?
Штейнегь: - Да. Это всё?
Жандарм: - Ишь, какой быстрый. А посуда? Давай принимай. Что там с посудою, писарь?
Писарь: - посуда имеется следующая – серебряные ложки, лаковый поднос, чайничек и 3 пары чашек, хрустальный графин, стакан, разная прочая кухонная посуда – всю перечислять – времени не хватит. Да, ещё кофейная мельница, скатерть, салфетки. Вот и всё наследство. Пользуйтесь.
Штейнгель: - благодарю. Теперь – всё?
Жандарм: - Теперь – всё. Да, сходок никаких не устраивать, запрещённых книг не читать; мутить умы горожан запрещается.
12.Работа группы «Биографы»: К сожалению, о жизни Владимира Ивановича в Ишиме известно немного. Длительное время он не имел удовлетворительного жилья. Дом, который достался ему от Одоевского, был мал, плох, холоден. В 1838 году в городе случился пожар, во время которого чуть не сгорела хибара Штейнгеля вместе с хозяином. Скорее всего, после этого случая декабриста и приютил Николай Максимович Черняковский – местный меценат, много сделавший для развития и процветания родного города.
13.Работа группы «Краеведы»: Николай Максимович Черняковский проживал в доме по улице Старо-Больничной. В настоящее время в этом доме по улице Чайковского располагается суд.
14.Работа группы «Историки»: Не только тоска и огорчения сопровождали в Ишиме Штейнгеля. Здесь приключилась с ним и романтическая история. Судьба свела его со вдовой ишимского чиновника, которая стала его гражданской женой. В 1840 году Владимир Иванович отбыл с ней в Тобольск, где появились на свет их дети погодки Маша и Андрей (своих, законных, детей у барона было 7: 4 сына и 3 дочери, которых он так и не увидел больше). Штейнгель написал царю прошение о том, чтобы его детям, рождённым в Сибири, дали статус законнорожденных. В просьбе было отказано.
15.Слово учителя: Находясь в Ишиме, Штейнгель продолжал работу по изучению Сибири. Узнав об этом, Николай Черняковский попросил Владимира Ивановича написать небольшую работу об Ишиме. И такая работа появилась. Читатели «Журнала Министерства внутренних дел» за 1843 год смогли познакомиться с жизнью людей далёкого сибирского городка под названием Ишим, прочитав статью «Статистическое описание Ишимского округа тобольской губернии». Правда, автором данного опуса был не Владимир Штейнгель. Об этом свидетельствует следующая подпись под статьёй: «Сообщено Н.Черняковским, ишимским купцом». Давайте представим, что попали в дом ишимского купца Кутырёва, получившего журнал Министерства внутренних дел. У купца этого званый ужин в честь дня рождения жены.
16.Работа группы «Творцы» (сценка «Ишим 1 половины 19 века»: участвуют 6 человек – хозяин и гости):
Хозяин: - Господа, намедни получил я журнал Министерства внутренних дел. Листая его, наткнулся на прелюбопытнейшую статейку. Позвольте зачитать?
Гости: - Что за статья?
- Как называется?
- Кто автор?
Хозяин: - Статья неполитическая, к нам непосредственное отношение имеет. Называется «Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии». А что касается автора, то написано следующее: «Сообщено Н.Черняковским, ишимским купцом».
Гости: - Ай, да Николай Максимович!
- Как о городе-то печётся!
- Знать, ещё одну грамоту или медаль за благотворительность решил получить!
Хозяин: - Думается мне, что работу эту бывший постоялец его написал.
Гости: - Декабрист что ли?
- Это который?
- Должно быть Штейнгель, он же всё историей Сибири занимался.
- Господа, неважно кто, важно что написал.
- Да, читайте скорей.
Хозяин: - «Ни в одном селении нет ни правильности расположения, ни тщательности в постройке. Неприметно следа попечительности о внешнем удобстве для общественной жизни, и в ненастное время всё утопает в грязи. Тем не менее можно искать чего-либо похожего на садик, на домашнее деревце, призывающее семьянина к вечернему отдыху под тень свою».
Гости: - Ну, уж мог про грязь-то и не писать.
- Эко на всю империю ославил.
- И что вся статья токмо о плохом?
Хозяин: - Нет, господа. Вот, например, хорошее: «Приглядываясь к семейным нравам, можно найти в домах зажиточных крестьян родственную любовь, согласие, повиновение родителям, уважение к старшим. Отличительную черту составляет здесь вообще наблюдаемая в домах чистота. В самых бедных домах нельзя увидеть той неопрятности, какая встречается в России от содержания домашних животных в той же избе, в которой живут сами. Большею частью избы выбелены внутри; и это подновляется, по крайней мере, раза два в год, особенно к большим праздникам, как-то к Рождеству и к Пасхе. Полы держатся в изумительной белизне, загаженный пол – стыд хозяйке; их моют и скоблят ножами».
Гости: - Вот это правда!
- Уважил, Николай Максимыч!
- Молодец!
- А что-нибудь про одежду пишет, сам-то вон какой щёголь!
Хозяин: - Да мало совсем. Ну, хотя бы это: «В одежде видна не только опрятность, но и щёгольство».
Гости: - Ну, ещё чего хорошего отметил сей наблюдатель?
Хозяин: - «Нельзя не отличить в здешних нравах сохранившегося ещё гостеприимства … Встречаются примеры благотворительности».
Гости: - Это, скорей всего, про себя решил упомянуть.
- Конечно, он же у нас в городе первый меценат.
Хозяин: - А вот ещё: «Опасности от разбойников и воров здесь почти вовсе не знают. По крайней мере, случаи воровства, тем более разбоя, очень редки».
Гости: - Это верно подмечено.
- Полиция у нас хорошо свою работу знает.
- А о грамотности, учении есть что-нибудь?
Хозяин: - Упоминается: «Желание учиться грамоте почти всеобщее … Разъезжающие торгаши, известные здесь под названием вязьниковцев, подстрекают охоту к чтению разными книжицами в лицах, между прочим «Брюсовым календарём», «Астрономическим телескопом» и некоторыми повестями. В массе крестьян молодых теперь едва ли не более половины грамотных».
Гости: - Господа, а что если нам сейчас всем вместе отправиться к Николаю Максимычу и поздравить его с успешным дебютом на писательском поприще?
- А что, давайте!
- Хорошая идея!
17.Слово учителя: - Вот таким предстаёт перед нами город первой половины 19 века. Насколько он изменился судить вам, живущим сегодня. Мне хочется, чтобы каждый из вас, спустя годы смог сказать о своём городе словами Александра Одоевского: « … Ишим для меня что-то особенное … »
Наш экскурс в прошлое я хочу закончить следующим стихотворением:
Мы будем помнить имена
Всех выступавших за Россию.
Всех, принимавших на себя
Грехи и тяготы людские.
Нам никогда не позабыть
Умерших, но не покорённых.
Умевших родину любить
Заступников народных.
Пускай идёт за годом год,
Века пускай меняются –
Героев дело пусть живёт,
В потомках продолжается!
(можно читать на фоне песни «Как упоительны в России вечера»).