Система работы с родителями младших школьников. Программа Родительский клуб.
(название организации)
Родительский клуб
Педагог - психолог
Срок реализации программы – 1 год Бабанова Оксана Евгеньевна
Москва
Пояснительная записка
Стратегическая цель функционирования психологической службы формулируется как создание и поддержание в образовательном учреждении и семье развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.
Взаимодействие психолога только с детьми, исключающее сотрудничество с родителями, представляется недостаточно эффективным, т.к. чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства, самопринятие, осознание ребенком своего «Я» - важнейшие составляющие формирующейся личности. Эти компоненты возникают прежде всего на основе тех знаний о самих себе, которые дети получают от таких значимых взрослых, как родители, педагоги.
К сожалению, психолог встречается с родителями по их собственной инициативе чаще всего уже тогда, когда и сам ребенок, и система родительско-детских отношений нуждаются не в профилактической, а в серьезной коррекционной работе. В целом же уровень мотивации родителей на какую-либо совместную работу с психологом довольно низок. Это может быть связано как с недостаточно сформированным уровнем доверия к появившемуся в учреждении дополнительного образования специалисту, так с невысоким уровнем психологической грамотности родителей.
Психологу важно работать не только с детьми, но параллельно и с их родителями. Иначе сама работа психолога с ребенком имеет кратковременный эффект, а общая тенденция профилактики нарушений у детей сводится к минимуму.
Диапазон возможных форм работы с родителями достаточно широк и выбор той или иной формы определяется требованиями конкретной ситуации и квалификацией психолога. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Взаимодействие с родителями в процессе такой работы помогает родителям разобраться в сути трудностей, связанных с детьми. Но, как показывает практика, реальное воздействие на характер детско-родительских отношений при этом невелико.
Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе проведение лекций, практикумов по определенной тематике, а также групповых методов работы с элементами психологического тренинга, которые в последнее время завоевывают все большую популярность.
Повышение психологической компетентности родителей только посредством проведения лекций, когда родители не принимают активного участия в работе - важная форма работы, но недостаточная, т.к. уровень воздействия как на изменение характера родительско-детских отношений, так и на уровень мотивации родителей на работу с психологом незначителен.
Активные групповые методы работы - более эффективны. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. В процессе групповых занятий родители имеют возможность обучаться навыкам адекватного взаимодействия с детьми.
Программа «Родительского клуба» ориентирована на родителей и представляет собой систему групповых занятий с учетом семейных, личностных проблем, а также детско-родительских проблем и воспитания.
Программа реализуется как свободно организованные занятия, которые родители посещают по желанию и по интересу.
Цель программы:
развернуть родителей лицом к ребенку и его трудностям, увидеть и принять таким, как он есть;
помочь родителям справиться со свойственными им переживаниями, которые препятствуют и их нормальному эмоциональному самочувствию, и общению с ребенком;
получить опыт переживания актуальной ситуации и с позиции родителя и с позиции ребенка;
научиться новым способам общения со своим ребенком;
осознать свои цели, связанные с воспитанием;
узнать, как построить отношения с ребенком в соответствии со своими целями.
Занятия в данном Клубе сочетают такие формы работы, как проведение лекций, дискуссий на определенную тематику и групповые методы с элементами психологического тренинга. Методы и принципы построения групповых форм работы преломлены через призму реальной ситуации. Учитывая невысокий уровень мотивации родителей, основной задачей является создание более доверительного отношения к психологу, повышение родительской компетентности через получение опыта переживания ситуации с позиции ребенка.
Встречи проходят раз в месяц в вечернее время, 2 часа. Программа рассчитана на год. Тематика встреч и количество занятий может варьироваться в зависимости от потребностей родителей.
Ожидаемые результаты. Эффективность участия в программе «родительского клуба» во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы.
Оценка эффективности проводимой работы может проводиться в нескольких направлениях.
Качественные показатели
Изменения, которые произошли с самим родителем (проявляются в улучшении рефлексии, способностям к самонаблюдению, осознании своего поведения, в эмоциональной саморегуляции и т.д.)
Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребенком (проявляются в лучшем понимании друг друга, меньшей конфликтности, большей открытости и т.д.)
Изменения, произошедшие с детьми, касаются улучшения эмоционально-регуляторной сферы (ответные реакции детей на просьбы родителей и т.д.)
Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений с другими членами семьи.
Данные изменения определяются при помощи анкетирования и отзывов самих родителей.
Количественные показатели
Количество родителей, посещающих Родительский клуб.
Динамика развития показателей.
Другие.
Учебно-тематический план
Тематика встреч и количество занятий корректируется в зависимости от потребностей и интересов родителей.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Знакомство, родительская роль.
2
2
Коммуникация между членами семьи.
2
3
Взаимоотношения с единственными, младшими, старшими детьми.
2
4
Бабушки и внуки.
2
5
Дисциплина. Поощрения, наказания, санкции.
2
6
Просьба, требования.
2
7
Ответственность .
2
8
Половое воспитание.
2
9
Стресс родителя.
2
10
Конфликты в семье.
2
Итого
20
Содержание программы
Знакомство, родительская роль
Цель: знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы; выяснение ожиданий; раскрепощение родителей; определение и развитие адекватной родительской роли.
Коммуникация между членами семьи
Цель: определение трудностей общения родителей с детьми; развить коммуникативные навыки (активное слушание, я - сообщения, поддержка и т.д.); формирование позитивных образов общения.
Взаимоотношения с единственными, младшими, старшими детьми
Цель: определение особенностей детей; помощь во взаимодействии с единственными, младшими, старшими детьми.
Бабушки и внуки
Цель: помощь во взаимодействии и понимании разных поколений в одной семье.
Дисциплина. Поощрения, наказания, санкции
Цель: знакомство с принципами использования поощрения и наказания. Развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей; умение применять санкции.
Просьба, требования
Цель: показать родителям разность между просьбой и требованием; научить грамотно их использовать.
Ответственность
Цель: определение ответственности, отработка навыков определения уровней ответственности; научить родителей отдавать ответственность ребенку за свое поведение.
Половое воспитание
Цель: показать и научить родителей как грамотно объяснить ребенку, в соответствии его возрасту, о тонкостях полового воспитания.
Стресс родителя
Цель: приобретение знаний об эмоциональных реакциях и различных вариантах поведения в стрессовых ситуациях; показать техники направленные на саморегуляцию.
Конфликты в семье
Цель: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, отработка различных способов эффективной коммуникации для решения конфликтных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003.
Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. – Мн.: МП «Лерокс», 1998
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.
Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001
Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. 1995
Спичак С.С. Семья глазами психолога. 1995
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001
Черепанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003
15