Работа с родителями. Родительский клуб Развивай-ка!


РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «РАЗВИВАЙКА»
Клуб "Развивайка» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, чтобы родителям объединить свои усилия и обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.
После создания клуба родители стали понимать, что задача воспитания детей - это задача семьи, а педагоги детского сада - их помощники, союзники. Для того, чтобы родители сотрудничали с детским садом, необходимо полное взаимопонимание, взаимоуважение и взаимное доверие (на развитие этих качеств и направлена деятельность клуба). А педагоги детского сада должны быть помощниками, друзьями и просто людьми, которые смогут выслушать родителя и, если надо, дать совет. Только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для воспитания детей.
Условия работы клуба:
1.Заседания клуба по согласованию с родителями детей проводятся не реже 1 встречи в месяц.
2.Формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, соревнования и др.;
Задачами клуба являются:
1 Организация и осуществление взаимодействия с родителями воспитанников.
2. Социально- нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.
3.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации.
4. Выработка единого стиля общения с ребенком в МБДОУ и семье.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Январь.
Первое заседание родительского клуба «Развивайка».
Тема «Логически мыслящий ребёнок – успешный ученик»
Цель: познакомить родителей со значением занимательных задач в развитии логического мышления детей, с рекомендациями, которые помогут научить детей решать задачи с «секретом», доставить радость родителям и детям от совместного решения логических задач.
ПЛАН:
Лекция «Как научить ребёнка логически мыслить»
Круглый стол
Презентация задач – шуток, головоломок, логических задач напрвленных на логическое мышление
Лекция
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.  Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?
Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям.
 Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.в логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Решать эти задачи лучше всего в игре.
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ».
 Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:
«Все люди спят».
«Все яблоки сладкие».
«Дождь бывает холодный и теплый».
«Все животные впадают в зимнюю спячку».
«Летом мы ходим в шубах».
«Слоны умеют летать».
«Арбузы растут на деревьях».
«Корабли плавают по суше».
«Зимой всегда пасмурно».
«Солнце светит только утром и вечером».
«Ни один человек не может жить без воды».
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.
Примеры фраз:
«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ».
 Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».
 У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
«Дорисуй фигуру»
Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).
Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.
 «Запомни картинки».Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки».На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты, джинсы для женщины и.т.д. ), транспорт (грузовой, пассажирский).Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.А). Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук)Вопросы: «Какой группы не стало?»Б). Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»В) Картинки переворачиваются.Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.
«Запомни и повтори» (для читающих детей).Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.
Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют.1. Х, К, Ж, У, М, Я2. С, О, Э, Ю, З, Ы3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х4. А, Л, Д, Н, Ч, И.
«Выложи по памяти».Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).Игры-головоломки.Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.
«Рассыпанные буквы»
 (игровое задание предназначено для читающих детей)Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги.Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех
«Каких фигур не достаёт?»Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.
Игра «Колумбово яйцо»Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
«Путешествие бабочки»
 Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность.Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо , вниз , вверх, налево , вниз ,направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»
Занимательные вопросы, игры-шутки.
Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Разминка на быстроту реакции.
Из чего видна улица?
Дед, который раздает подарки?
Съедобный персонаж?
Часть одежды, куда кладут деньги?
Какой день будет завтра?
Дополни фразу.
Если песок мокрый, то...
Мальчик моет руки, потому что...
Если переходить улицу на красный свет, то...
Автобус остановился, потому что...
Закончи предложение.
Музыку пишет... (композитор).
Стихи пишет... (поэт).
Белье стирает... (прачка).
Горные вершины покоряют... (альпинист).
Обед варит... (повар).
Загадки – шутки
В садике гулял павлин.
Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
Вышла курочка гулять,  Забрала своих цыплят.  7 бежали впереди,  3 осталось позади.  Беспокоится их мать  И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята,  Сколько было всех цыплят.
На большом диване в ряд  Куклы Танины стоят:  2 матрешки, Буратино  И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
Сколько глаз у светофора?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько ног у воробья
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько в комнате углов?
Сколько ушей у двух мышей?
Сколько лап в двух ежат?
Сколько хвостов у двух коров?
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.
Февраль
Второе заседание клуба «Ступеньки к школе»
Тема: «Профилактика школьной дезадоптации»
Цель. Помочь родителям подготовится к встрече с новыми для них школьными ситуациями. Рассказать о видах дизадоптации.
ЛЕКЦИЯ
Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.
Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь на этом в новых социальных условиях, дети часто
бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка.
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности.
При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. Всвязи с этим, остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться. К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. В данный период отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь, у детей появляются страхи, тревожность, неуверенность, к поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовит детей к подобным событиям, обсуждать ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определятся способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими.
Март.
Третье заседание клуба «Развивай-ка»
Тема: «Влияния игр В.В. Воскобовича на развитие ребёнка»
Цель: Сформировать у детей представления о том как игры В.В. Воскобовича влияют на развитие мышления, речи, памяти и воображения.
УМК "Влияние игровой технологии В.В.Воскобовича на интеллектуально-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Введение
Немного истории…
Ваше Величество, Игра,
Скорей на помощь малышу!
- Уже пора?
- Давно пора.
- Тогда спешу, спешу, спешу…
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич Воскобович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.
Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобовича.
У методик раннего развития обычно два пути: один - от некоего теоретичес-кого положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой - напротив, от практического опыта, через его обобщение, к
теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
Следовательно, цель технологии - развитие интеллектуальных способностей детей.
Данная цель достигается с помощью комплекса задач:
- формирование познавательных интересов;
- развитие наблюдательности;
- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действи-тельности;
- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникатив-ных способностей.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» совершенствует память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных заня-тий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое раз-витие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.
Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных спо-собностей являются:
- связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим
(через символ и алгоритм решения).
Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобще-ние, понимание математического содержания. Использование сказки немало-важно и для нравственного воспитания дошкольника, формирования у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес) и сквоз-ных героев (Ворон Метр, Малыш Гео и другие).
- система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познаватель-ных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длитель-ного времени.
Основные принципы технологии *Игра плюс сказка. Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. *Интеллек. Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детс-кую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста.
В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приоб-ретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербаль-ный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способ-ность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказоч-ные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей. Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сто-ронниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дош-кольного возраста, с учетом их психологических особенностей. *Творчество. Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» - раннее твор-ческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления твор-чества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. *Развивающая среда - Фиолетовый лес. По сути, это развивающая сенсо-моторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Способы реализации технологии. Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что ее не надо перестра-ивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отноше-ниях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринуж-денной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раско-ванности за счет поддержки его творческих начинаний. Этапы технологии:
1. На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления.
2. На втором этапе - с помощью образа ребенок запоминает понятия, символы
3.На третьем этапе - он знакомится с закономерностями (принципами) взаи-модействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.
Методы и приемы: - проблемные вопросы, ситуации, - эксперименты, -создание моделей, словоформ, - прием продолжения сказки и др.
Основой организации деятельности воспитателя и детей является следующая система дидактических принципов:
• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
• обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
• обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности);
• новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).
Характеристика развивающих игр В.В. Воскобовича:
1. Многофункциональность.
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспи-тательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совер-шенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, констру-ирование, развитие творческих способностей. Такие серии как «Цифроцирк», «Ура! Я читаю!»- «(Город говорящих попугаев)», «Домашняя игротека» являются дидактическим материалом для раннего обучения, сочетают в себе развитие не только конкретных умений, но и выполняют самую важную задачу - учат ребенка учиться, развивают навыки самостоятельности. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительно го обучения.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр.
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка».
Сказочный сюжет для детей - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и раз-ноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4.Образностью и универсальностью.
Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Игры напол-нены ощущением сказки, особого языка. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы, такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чте-нию, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рас-сматривать и создавать на «Геоконте» не модели конструирования , а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы , синим шепотом Голубой рыбы. Образность в описании и изображении сказочных героев, образы цифр и букв в «Цифроцирке» и «Городе говорящих попугаев» - не только точно выверенный психологический прием зрительной ассоциации и эмоционального «якорения» объекта, но и особая технология мотивации деятельности. Построенные на возрастных мотивационных акцентах деятельности – интересе, образности, доступности, нестандартности, новизны восприятия, разнообразности - игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, «думания» над задачей. Эффект погружения в задачу происходит органично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания, осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнера, тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми. А после занятий можно поиграть в этих персонажей, придумать для них новые путешествия, игры.
5. Творческий потенциал.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноц-ветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, са-молеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
6. Конструктивные элементы.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блок.
7.Эмоциональной культурой игры.
Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко.
8.Различными возможностями использования.
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, се-мейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Причем игры могут быть использованы как инди-видуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия. Например, игровой тренажер «Игровизор», игровой обучающий комплекс «Ларчик» разработаны таким образом, чтобы обеспечить педагогу, воспита-телю, просто взрослому широкий выбор возможностей обучения, самореа-лизации, фантазирования вместе с детьми. Описание основных развивающих игр В.В. Воскобовича и их целевое назначение в старшей группе детского сада.
1. «Геоконт». В народе ее называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» называются «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка - продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несим-метричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество. Цель: развивать умение выкладывать волшебными резиночками углы разного типа по схеме, по образцу, по словесному заданию, по собственному замыслу, учить зарисовывать полученный угол на дополнительном игровом бумажном поле.
2. «Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»).
У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется.
Квадрат изготовлен из плотной несыпучей ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика (можно плотного картона) контрастных цветов. Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным. Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков. Об этом квадрате обос-нованно сказано «Великий квадрат не имеет предела». В руках ребенка заме-чательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу«оригами», трансформироваться в объемные формы. Этот квадрат позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение, тонкую моторику, но и явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, явиться счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту. В сказке «Тайна Ворона Метра» «Квадрат» оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети - осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок) - своеобразный пальчиковый театр. Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Цель: развивать умения складывать предметные формы по схемам и собст-венному замыслу или описанию взрослого, учить разрисовывать поопера-ционную схему сложения, придумывать новые приемы конструирования хорошо знакомых фигур, давать им названия.
3. «Игровизор». «Долгоиграющая» папка. На ее верхнем прозрачном листе можно рисовать фломастером, раскрашивать и не бояться ошибки. Ошибка легко стирается салфеткой, поэтому ста-новятся ненужными многочисленные листы с заданиями. В комплекте с Игровизором разнообразные приложения: «Катя, Рыжик и рыбка», «Лабиринты цифр», « Лабиринты букв», «Предметный мир». Цель: совершенствовать психические процессы и разви-вать математические представления детей, знакомить их с предметным или природным миром; развивать точность и координацию движения детей.
4.«Ларчик». Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. На коврике «Ларчик» можно творить чудеса собственными руками. Специальные приспособления крепко как репейник, удерживают на игровом поле карточки приложений, превращая скучную деятельность в веселую игру.
К игре добавляются приложения «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Эталоны цвета», «Буквы, цифры». Цель: помочь детям узнать, что количество независимо от пространственного расположения, размера, цвета предметов. Дать детям представление о количественном составе чисел, их равенстве и неравенстве, сложении и вычитании, учить порядковому, прямому и обратному счету. Развивать речь, внимание, память, элементы логического мышления.
5. «Прозрачный квадрат». На прозрачную основу размером 10 на 10 наклеиваются отдельные элементы квадрата из «самоклейки». В комплект входит 30 пластинок, их которых можно сделать 10 квадратов. Эта игра позволяет находить геометрические фигуры, группировать их, конструировать квадраты из нескольких геометри-ческих фигур, следуя правилам сложения. Игра очень результативна, она интеллектуально развивает ребенка. Цель: учить детей конструировать все девять квадратов: пять из одинаковых геометрических фигур, четыре - из разных; складывать придуманные фигуры или сюжетные картинки и рисовать схему.
6. «Цифроцирк».
Для родителей первоклассников головная боль - состав пяти, десяти, переход через десяток. Но только не для тех, чей ребенок освоил это с закрытыми глазами, буквально на ощупь в игре "Математические корзинки".
Цель: помочь сформировать у детей представления о количественном составе чисел, обучить счету; способст-вовать совершенствованию мелкой моторики руки и умений следовать внутреннему плану действий.
7. «Чудо - соты», «Чудо - крестики».
Двухлетний ребенок научится собирать целые крестики из частей, различать цвета и сравнивать размеры деталей. Малыш будет рад, когда из разрозненных кусочков сложит лошадку, цветок, самолет. Пятилетний малыш легко соберет эти крестики. Но задача заметно усложнится, если детали сделать не цветными (перевернуть). Тут уж надо подумать!
Для малыша постарше - лиловый, салатный, бирюзовый, сиреневый, лимон-ный цвета: не так просто разобраться в этой цветовой гамме. Предлагается огромное разнообразие схем (более 100): драконы, человечки, солдатики, насекомые и многое другое - занятие не на один день! Целый парк автомо-билей, гардероб платьев, зоопарк животных, рой бабочек можно найти в «Альбоме фигурок». Цель: развивать умение конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным), самостоятельно придумывать фигуры и складывать их из заданных частей. Закрепить знание основных признаков геометрических фигур, обучать счету, пониманию отношения целого и части. Способствовать дальнейшему развитию сенсорных способностей и психичес-ких процессов. Вызвать интерес к решению сложных интеллектуальных задач.
Система планирования развивающих игр В.В.Воскобовича по мате -матическому развитию для детей 5-6 лет. 1.«Чудо – крестики -1»
2.«Квадрат Воскобовича» (двухцветный)
3.«Эталоны цвета» («Лепестки»)
4.Эталоны формы» («Фонарики»)
5.«Логоформочки»
6.«Прозрачный квадрат»
7.Кораблик «Плюх-плюх»
8.«Чудо-крестики -2»
9.«Квадрат Воскобовича» (четырехцветный)
10.«Геоконт»
11.«Математические корзинки»
12.«Конструктор цифр»
13.«Прозрачная цифра»
14.«Чудо-соты»
15.«Копилка цифр»
16.«Квадрат-домино»
17.«Цифра-домино»
18.«Чудо-цветик»
19.«Счетовозик»
20.«Геовизор»
Примерное перспективное планирование развивающих игр В.В.Воскобовича по математике для детей 5-6 лет на год.
Сентябрь
1. Эталоны цвета («Лепестки»)
2. Эталоны формы («Фонакики»)
3. «Логоформочки» -3
4. «Чудо - крестики – 1,2
Ноябрь
1. «Прозрачная цифра»
2. «Квадрат Воскобовича»
(четырехцветный)
3. «Конструктор цифр»
Январь
1. «Геоконт»
2. «Чудо-соты»
Март
1. «Чудо-цветик»
2. «Чудо-крестики»-1,2
Май
1. «Счетовозик»
2. «Математические корзинки»-10
Июль
1. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырехцветный)
Октябрь
1.«Математические корзинки-5
2.«Чудо-соты»
Декабрь
1. «Прозрачный квадрат»
2. « Квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырехцветный
3. « Геоконт»
Февраль
1. «Геоконт»
2. «Шнур-затейник»
Апрель
1. «Математические корзинки»-10
Июнь
1. «Счетовозик»
Август
1. «Чудо-соты»
2. «Чудо-крестики»-1,2
3. «Чудо-цветик»
Создание в группе предметно-развивающей среды по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) для интеллектуально-речевого развития старших дошкольников.
Единство содержания обучения и развития обеспечивает созданная в группе предметно-развивающая среда, продуманная таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает разви-тие познавательных интересов и грамотности дошкольников. Созданная пред-метно-развивающая среда соответствует возрастным особенностям детской деятельности. В группе необходимо оборудовать дидактический уголок, мини-лабораторию по обучению детей математике. Материал, находящийся в матема-тическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-матема-тические игры, геометрические головолом-ки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стака-ны, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д. Многообразие наглядно-дидактического материала в математичес-ком уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевре-менная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогает не только развить творческие способности ребенка, его ин-дивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мысли-тельную деятельность, развить понимание математической речи, но и развить интеллектуальные способности ребенка.
Построение развивающего пространства Среда Условия Вид, источник
Развиваю-щее прост-ранство
1.Организация непересе-кающихся сфер самостоя-тельной детской актив-ности внутри игровой зоны. Организация разных игр детьми в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
2.Создание условий для индивидуальных, под-группповых и коллек-тивных игр. В зависимости от эмоционального состояния нахождение ребенком удобного и комфортного места.
3.Обеспечение условной изолированности между элементами игровой зо-ны. «Вижу, но не мешаю», с учетом то-го, что среда безопасна для жизни и здоровья ребенка.
4.Своевременное измене-ние игровой среды. Внесение атрибутов игр, игрушек, игрового оборудования в соот-ветствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.
5.Оптимальный отбор игрушек и игрового обо-рудования по количеству и качеству. Их недостаточное количество и не соответствующее уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и тормозит его иг-ровую инициативу
6.Предоставление детям возможности самостоя-тельно менять игровую среду. Самостоятельная организация разных игр детьми в соответствии со своими интересами и замыслами.
7.Учет половых различий детей. Содержание игровой среды отражает в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.
Взаимодействие с родителями по вопросу интеллектуального развития дошкольников. Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений способствует совместная работа с родителями. Для этого необходимо заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении родительского собрания могут явиться открытые мероприятия по математике. Родители видят динамику развития математических представлений у детей, как они проявляли инициативу в процессе усвоения программного материала. После этого проводится обсуждение просмотренного, родители делятся впечатлениями. Опыт работы показал, что родители с большим удовольствием посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми. Эффективным методом работы с родителями являются консультации. Консультации даются как в письменной форме, так и в устной. Здесь можно дать советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные способности. Одной из методических находок может стать выпуск информационной газеты «Домашняя игротека», где размещаются практические рекомендации по работе с детьми дома, предлагаются разнообразные игровые упражнения по развитию интеллектуальных способностей. Также вниманию родителей предлагаются книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогают сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника. Таким образом, совместная работа родителей и воспитателей способствует успешному развитию интеллектуальных способностей у дошкольников. Отличительной особенностью развивающих игр В. В. Воскобовича является то, что их можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка - дошкольника. Использование развивающих игр родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение. Для этого разработаны консультации для родителей: «Как играть с детьми в развивающие игры», «Дети и взрослые в мире современных игрушек», «Игра как главное условие развития ребёнка». Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» предлагаются десятки игр, по-собий, игровых развивающих комплексов. В нынешнем году Вячеслав Вадимо-вич и его коллеги планируют выпустить «родительский» вариант технологии «Сказочные лабиринты игры».
Результаты. Оценка результативности проведённой работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приемов при формировании элементарных математических представлений проводится на основе мониторинга овладения детьми интегративным качеством личности «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» и диагностики уровня усвоения раздела «ФЭМП» (образовательная область «Познание») по программе «Біз мек-тепке барамыз» с использованием разработанных индикаторов. Диагностика проводится 2 раза - в сентябре и мае. Для этого мы рекомендуем использовать те же развивающие игры В.В.Воско-бовича, что и при проведении организованной учебной деятельности, поскольку они позволяют развивать наиболее слабые стороны путем наблюдения, состав-ления индивидуальных карт, специальной диагностики.
Методические советы по эффективному внедрению педагогической технологии развивающих игр в работу детского сада:
- -Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности.
Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
- -Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре. - -Организуя предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрос-лый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре. - -Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта». - -Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются. - -Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым. - -Подсказка - распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно. - -Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. - -Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий. - -Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.
Использованная литература:
1. Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003
2. Воскобович В.В. «Гео-Метри-Я» - М., 2003
3.Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» - М., 2003
4.Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
5.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012
6.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.- Воронеж, ИП Лакоценина С.С, 2009
7.Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
8.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
9.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
10.Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В.В.» - Воронеж, ИП Лакоценина С.С.,2012
11.Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет»
12.Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. - Ульяновск, 1995
13.Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание. – 2/2000.
14.Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание – 9/2004.
15.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
16. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – Издательство «АКАЛИС», 1996.
17.Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин, 2007.
Источник: http://Введение.docx.
МБДОУ «Детский сад №22 «Радуга» ст. Лысогорской»
Материалы по родительскому клубу «Развивай-ка!»
Подготовила заместитель заведующего по УВР
Пимонова В.В.
2015г.