Жестокие игры опасного возраста

Губин Геннадий Александрович
МБОУ «Ромашкинская средняя школа»
учитель истории и обществознания;
с. Ромашкино Сакского р-она Республики Крым

Жестокие «игры» «опасного» возраста.
«Homo homini lupus est» -
(Человек человеку – волк) - лат.
Насилие, насилие, насилие Сообщения одно тревожней другого, как сводки с фронтов. Это и есть фронты, когда общество перманентно погружается в трясину всеохватывающего противостояния и агрессии. Фронты, проходящие через многие семьи, трудовые коллективы, неформальные образования, политические партии, территориальные общины, через всё общество
7 апреля, на Благовещенье ТВ преподнесло очередную совсем не благую весть о том, что в Донецкой области в Константиновке старшеклассники избили учителя музыки прямо на уроке. Дожили Что же услышим завтра?..
Насилие - одна из серьёзнейших проблем для нравственного и физического здоровья общества, которая вызывает всё большую тревогу и озабоченность общественности. В условия роста агрессивности общества дети, безусловно, являются наиболее незащищенной группой населения. Они наиболее уязвимы не столько потому, что не могут защитить себя физически, сколько потому, что само их выживание зависит от взрослых. Сами дети не способны непосредственно и эффективно защищать свои права. В связи с этим они часто становятся жертвами различных травм и вреда, и не только физических, психологических, но и моральных.
Почти ежедневно в СМИ мы слышим или читаем отчеты о трагических несчастных случаях с детьми: они погибают в пожарах, тонут, падают с высоты или являются жертвами несчастных случаев. Они подвергаются жестокому обращению, изнасилованию или страдают от постоянных травм. На основании данных о смертности и несчастных случаях среди детей можно сделать вывод о том, что жизнь ребенка недостаточно охраняется государством, главным образом в связи с тем, что эта проблема не рассматривается с точки зрения отсутствия родительской заботы в отношении жизни и здоровья их детей, при определённом равнодушии общества к этой проблеме.
Всё выше сказанное относилось к той категории детей, которые адекватно воспринимают действительность и не попирают законов, общественной морали и нравственности. Но в любом обществе есть определённая доля лиц, в том числе среди детей и подростков, которые в силу разных причин демонстрируют асоциальное поведение. Если первую категорию детей общество обязано защищать всеми имеющимися средствами, то вторую категорию – нейтрализовать цивилизованными способами.
Основными типами насилия над детьми являются:
Физическое насилие (применение физической силы, которое может привести к различного рода физическим травмам);
Сексуальное насилие (вовлечение детей и подростков в сексуальную деятельность с людьми более старшего возраста без понимания ими того, что они делают, и/или без их согласия);
Эмоциональное насилие (включает такие виды поведения, как сильное унижение, вопиющее нарушение интимной сферы ребенка, постоянное порицание, сильные наказания и т.д.);
Пренебрежение (отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка, таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащем контроле).
Все эти виды насилия в той или иной степени существуют в наших школах и семьях, потому что школа и семья являются точной калькой общества. Описание насилия в семье и школе достойно увесистой книги. Рамки газетной статьи вынуждают поговорить только о насилии в отношениях педагогов и учащихся. Здесь линия насилия проходит по следующим направлениям:
педагог > школьник; школьник > школьник; школьник > педагог.
Если определённое формальное насилие (в рамках закона) со стороны педагогов над учащимися есть неоспоримый, будничный факт и как бы освящено многовековой традицией школы, то появление изощрённого насилия одних школьников над другими и насилие школьников над педагогами – явления нынешнего дня, явления неординарные, но всё более и более превращающиеся в нечто заурядно-бытовое.
Чтобы понять некоторые причины существования насилия в школе, проведём небольшой экскурс в историю школы.
В истории школы внутришкольные отношения столетия базировались на принципе противостояния двух школьных антагонистов: учащих и учащихся. В виду того, что число грамотных людей, а тем более квалифицированных педагогов, было незначительным, то общество, сберегая педагогов, было целиком и полностью на их стороне, поддерживало их авторитет, в том числе и силой общества и семьи. Привилегированное положение педагога зачастую «развязывало» ему руки и потому телесные наказания школяров были одним из любимейших «педагогических» методов обучения и воспитания, санкционированных обществом и государством. Литература прошедших веков оставила нам живописные полотна подобной «педагогики».
Школа была местом, где ученики как бы служили для педагогов, а не педагоги для обучающихся. Отношение общества и государства к педагогу было довольно либеральным (естественно не везде и не всегда), а ученик находился официально под гнётом авторитаризма (семьи, школы и общества). От того времени до нас дошла т.н. «народная мудрость»: «Корень учения – горек»
Доля учащихся была незавидной. Однако любой человек изначально не приемлет насилия над собой в любой форме, а потому учащиеся мстили педагогам за все обиды как могли, но всё-таки опасаясь кары государства и общества. Любой педагогический коллектив выступал, в то время, как совокупный насильник над учащимися, а корпоративная солидарность педагогов была вне обсуждения.
Где-то в середине ХХ века общество от разглагольствований отдельных прогрессивных педагогов о реальном гуманизме, тяжело и трудно начало разворачиваться лицом к идеям гуманизма на практике. «Процесс, - как любил говаривать неудачник-политик М.Горбачёв, - пошёл». Он начал набирать всё более и более быстрые обороты. В положении педагога и школьника начался дрейф к прямо противоположному состоянию. В итоге в настоящий момент положение ученика в школе до предела (в некоторых случаях запредельно) либерализовано, а положение учителя опять же до предела ограничено рамками авторитаризма.
Родители, прослышав о гуманизации и демократизации, поняли их своеобразно и радостно сбросили с себя тяжёлое «ярмо» родительской ответственности, предпочитая вину за собственное равнодушие к своим же детям взвалить на несчастного школьного педагога. Произошёл своеобразный кульбит: положение педагога и школьника в школе поменялись местами.
Не стоит забывать, что крайности всегда смыкаются. Потому ни одно, ни другое положение учащихся и педагогов в школе признать нормальным невозможно. Победа одной крайности вызывает закономерный дрейф в обратном направлении и всё опять меняется местами. Вывод: в школе вообще не должно быть никакого противостояния и агрессии, а отношения должны строиться только на принципе сотрудничества. Вот мы и подошли опять к признанию необходимости Педагогики Сотрудничества, о которой все говорят, но реально ничего не делается.
Девчонки-мальчишки,
Мальчишки-девчёнки.
Мы учимся вместе – друзья.
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба – ура!
Но это в песне и в той жизни. Нынешняя школа стала прагматичной, чрезмерно равнодушной, жестокой и холодной. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. Именно в этом возрасте очень часто происходят психологические травмы, которые имеют далеко идущие последствия.
«Как часто школьники проявляют агрессию и в чем она выражается? Эти вопросы были в центре исследования, которое провёл немецкий профессор Фридрих Лезель ... В опросе участвовали 1200 учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательных школ.
47% респондентов признались, что за последние полгода хотя бы раз ударили соученика. 5% делали это как минимум раз в неделю. 4% угрожали сверстникам оружием, 1% учащихся прибегают к таким недетским мерам регулярно. Именно эта малочисленная группа и совершает почти 80% актов насилия в школах. Достигнув совершеннолетия, эти дети, в отличие от прочих, которые обычно умнеют к 18 годам, рискуют стать постоянными клиентами полиции. Как правило, они ведут себя импульсивно, любят фильмы со сценами насилия, курят, употребляют алкогольные напитки, более того - контактируют с проститутками, наркоманами и торговцами наркотиками.
Физическое насилие совершают в основном мальчики, девочки же проявляют агрессию словами, часто крепкими. В плохом поведении детей принято винить школу и учителей, которые должным образом не следят за посещаемостью и поведением своих подопечных. Однако, по мнению ученого-криминолога, педагоги здесь практически бессильны: чаше всего акты насилия совершаются на переменах, школьном дворе или по пути на уроки. Решающее значение на формирование поведения подростка оказывают его родители, уверен исследователь. Именно с них ребенок подсознательно берет пример. (Агрессия в коротких штанишках. Евгения АНДРЕЕВА - «2000»)
Почти в каждой школе есть организованная либо неорганизованная группа школьников, которые откровенно и демонстративно нагло либо скрытно диктуют свои правила поведения основной массе учащихся данной школы, являются своеобразными авторитетами при разрешении многочисленных школьных конфликтов между учащимися данной школы и школьного окружения.
Подавляющее большинство педагогических коллективов системы общего среднего образования построено по принципу жёсткой иерархии с почти беспрекословным подчинением администрации школы и её ближайшего окружения. Такая ситуацию не может пройти мимо внимания школьников: они отлично разбираются в этой иерархии и потому в детском школьном сообществе как зеркальное отражение возникает подобная же иерархия, где ведущую роль играют неформальные лидеры практически всегда представители девиантного поведения. Вот они-то и определяют во многом внутришкольную психологическую обстановку, а вовсе не те формальные лидеры, которых явно или неявно назначили педагоги школы. Это явление можно изжить, изжив авторитарно-иерархическую структуру педагогического коллектива.
Кстати, не так уж и редко активистов одноклассники отвергают в личном плане. Так сказывается нежелательный парадокс – руководящие посты в ученическом коллективе занимают те, кто находится в своеобразной психологической изоляции. И часто виноваты в этом мы, взрослые.
В современной педагогике всё большую значимость приобретает проблема «трудновоспитуемых» детей, которая явно имеет тенденцию к росту. Одной из причин проблемы психологи считают то, что подростки особенно чутко и болезненно чувствуют фальшь в словах взрослых, когда их высокопарные слова практически всегда расходятся с делом. Неокрепшая психика, эмоциональная ранимость подростка не выдерживают этого разрыва и переживают психологическую бурю, из которой подросток зачастую выходит с надломленной психикой: либо становится конформистом-приспособленцем, либо агрессивным нигилистом, эгоистом. Подростки часто тяжело страдают от этого, т.к. они слишком наивны и прямолинейны в суждениях и грубы в межличностных отношениях.
Именно подростки-эгоисты, нигилисты более склонны к правонарушениям, т.к. их нервная система (её тип) вызывает у них стихийный протест против власти взрослых и общества вообще потому, что физиологически они уже взрослые, а психологически – нет. Психологи Д.Б.Эльконин и Т.В.Драгунова исследовали поведение школьников-подростков. Они обнаружили, что у детей в этом возрасте складывается своеобразная психологическая ситуация. С одной стороны, по уровню своих умений и знаний подросток приближается к взрослому, а в чём-то даже превосходит некоторых их них Авторы исследования называют это «чувством взрослости». С другой стороны, подросток с неудовольствием открывает: взрослый-то взрослый, да не совсем. Но они всё-таки считают себя взрослыми.
Конфликтные ситуации вообще довольно часто характеризуют отношения взрослых и подростков. В чём причина этих конфликтов? Психологи считают, что это «конфликт моралей». Мораль послушания, которая регулирует отношения взрослых и детей, не подходит подростку, требующему взамен морали послушания – мораль равенства. Он хочет строить свои отношения со взрослыми на равных, к чему взрослые чаще всего не готовы.
Чувство «взрослости» переживали и подростки предыдущих эпох. Но «трудными» они от этого не становились по той причине, что система воспитания адекватно реагировала на это чувство подростков и общество давало, или было вынуждено давать, возможность подросткам реализовать это чувство. Значительное улучшение материального положения общества, изменение взглядов в системе общественного и семейного воспитания, как бы искусственно «задерживают» подростка на предыдущей фазе своего развития. Вот это-то и возмущает подростка. Он желает равноправного участия в жизни общества в соответствии со своими возможностями. А наша система воспитания является системой сохранения индивида, но не развития личности. Изменив подход к воспитанию, предоставив возможность подросткам адекватного участия в общественной жизни – мы частично решим проблему «трудных» детей. Значит, пока не будет проведена решительная Реформация Воспитания, проблема «трудных» подростков будет только усугубляться, и станет реальной и весьма грозной опасностью современного общества.
Трагедия современной общеобразовательной школы, её бессилие перед асоциальным поведением школьников состоит в том, что подавляющее большинство педагогических разработок представителей академической науки касаются вопросов методики обучения, а воспитательных проблем они предпочитают не касаться. Те немногие исследования, которые всё-таки затрагивают проблемы воспитания, чаще всего носят констатирующий характер, что для реальной школы практически не имеет практической ценности.
Воспитательная работа в школе только тогда будет давать ощутимый результат, когда не только академические исследования, но и работа школьных психологов будет направлена на упреждение проявления негативных явлений, на подавление и устранение причин их порождающих.
Вносит в обсуждаемую проблему свой вклад и научно-технический прогресс. Неуклонно растет количество молодых людей, соприкасающихся посредством мобильных телефонов с насилием и порнографией. Как сообщает http://fr-online.de/, широкое распространение мобилок и их постоянно совершенствуемое техническое оснащение способствуют использованию сотовых не по назначению.
Об этом говорилось на презентации в Манхейме результатов исследования, проведенного в рамках проекта JIM 2007 (Jugemd, Information, Multimedia). Почти 94% из 1200 опрошенных молодых людей имеют как минимум один мобильник, из них 29% снимали драку на камеру в телефоне. По сравнению с 2006 г., количество таких операторов-любителей увеличилось почти в два раза.
Теперь это явление докатилось и до наших мест.
Однако вернёмся к случившемуся в Константиновской школе. Как заявил высокопоставленный чиновник от педагогики на совещании директоров общеобразовательных школ Крыма, « в случае возникновения конфликтных ситуаций между учащимся и педагогом чиновники всегда будут принимать сторону школьника». Вот такая презумпция виновности педагогов И после этого высказывания этот же чиновник призывал педагогическую молодёжь идти работать в школы? Чего здесь более: глупости или наивности? Вот такие чиновники «рулят» системой образования. Если экстраполировать ситуацию в Константиновской школе на высказывания высокопоставленных педагогических чинов, то представить завтрашний день не так уж и трудно.
Возмутил комментарий заведующего районо в той же программе (на «Интере») на случившееся в Константиновке. Удивительно, как такой человек может занимать эту должность. Сколько у него пренебрежения к рядовому учителю и нежелания, как минимум посочувствовать пострадавшему, защитить его и реально разобраться в происшедшем. Ему некогда, да и незачем – подумаешь, речь идёт о каком-то там учителе.
Два региона, а отношение чиновников к учителям – одинаково равнодушное, если не сказать – хамское. Напрашивается вполне логический вывод: подобное отношение к учителю – это позиция государства и общества. Так есть ли смысл вообще работать учителем в этом государстве?
Кажется, само Провидение даёт шанс обществу, предупреждает его о грядущих событиях и явлениях на примере стран Западной Европы и США, когда различные негативные явления вначале проявляются в этих странах, а в Россию приходят с некоторым опозданием. Наши верховоды не используют этого уникального шанса и потому те негативные явления, которые появляются на Западе и с которыми те страны борются хорошо отлаженным механизмом регулирования общественных отношений, с разной степенью эффективности, но всегда осмысленно и по настоянию общественности. У нас же на эти негативные явления, которые появляются не без влияния СМИ, не существует ни механизмов реагирования, ни достаточно мощного общественного мнения. Наше общество смотрит на всё это сквозь пальцы, надеясь на наше ментальное «Авось!..» Однако этот кондовый принцип не срабатывает, а процесс «заражения», а тем более «излечения» практически никем и ничем не контролируется: всё пущено на самотёк.
СМИ имеют огромную «заражающую» силу. Однако низкий уровень развития морали владельцев СМИ и работников этих СМИ толкает их ради получения дополнительной прибыли, ради места в престижном рейтинге забывать об этом свойстве СМИ. Ведь эту мощную силу и возможности СМИ необходимо направлять не на разрушение общественной морали и развращение личности, а на созидательный процесс. Для этого необходимо, чтобы хотя бы часть средств массовой информации находилась в руках общества, т.е. снова встаёт вопрос о необходимости общественного телевидения, радио, печатных масс-медиа, которые и станут стержнем воспитательной работы. Ведь воспитывать необходимо не только детей
Тут, кстати, должен, да просто обязан, сделать вполне заслуженный комплимент «2000», на страницах которого ни одного разу не обнаружил материалов, идущих вразрез с общечеловеческой моралью. Вот это и есть достойный образец для подражания многим отечественным СМИ, которые нельзя даже просматривать без чувства брезгливости, а потом обязательно необходимо мыть лицо и руки после контакта с ними.
«Довольно о насилии! - воскликнет уставший читатель.- Где же предложения о том, как преодолеть эту беду?» Вспомним слова выдающегося нашего соотечественника Н.И.Пирогова, сказанные ещё полтора века назад: «Добро и зло довольно уравновешены в нас. Поэтому нет никакой причины думать, что наши врождённые склонности, даже и мало развитые воспитанием, влекли нас более к худшему, нежели к хорошему. А законы хорошо устроенного общества, вселяя в нас доверенность к правосудию и зоркости правителей, могли бы устранить и последнее влечение ко злу». Великий хирург видел причины насилия и преступности, в том числе и в несовершенстве законов. Нынешнее школьное законодательство защищает только учащихся, от неправомерных действий взрослых, при этом практически забыв, что и остальных участников учебно-воспита-тельного процесса также необходимо защищать. Поэтому я обращаюсь к законодателям: «Защитите педагога от насилия со стороны учащихся и родителей!»
Для защиты от насилия в школе всех участников учебно-воспитательного процесса не следует бояться внедрения достижений современной техники. В «Крымской правде» читаю короткое информационное сообщение. «Второго апреля в общеобразовательной школе №7 крымской столицы состоялась презентация системы видеонаблюдения для охраны городских учреждений образования. Эта школа – единственная в Симферополе, где установлена подобная система». Ну что же, «первая ласточка» радует, но не решает проблемы полностью. Система видеонаблюдения должна контролировать не только наружную территорию, но и все учебные кабинеты и помещения школы.
Все общеобразовательные учебные заведения должны быть оснащены системой постоянного телевизионного наблюдения (СПТН). Внедрение СПТН может многим показаться нарушением прав педагога, на самом деле это далеко не так. Во-первых, система наблюдения на промышленных предприятиях, на улицах, в учреждениях существует достаточно давно и не вызывает особого волнения. Тем не менее, для того, чтобы предупредить многие конфликты, которые могут возникнуть при использовании СПТН, необходимо проработать школьное законодательство и выработать специальный кодекс моральных аспектов использования этой системы.
Система СПТН необходима общеобразовательным учебным заведениям ещё и для того, чтобы обеспечить безопасность учебного заведения, как от внешнего, так и внутреннего насилия, которое, к сожалению, имеет тенденцию к нарастанию.
Система СПТН станет и сдерживающим фактором на уроках, как для педагогов, так и для учащихся и даст возможность значительно снизить конфликтность во время занятий: ограничит взаимный произвол на уроках, как со стороны педагогов, так и некоторой категории учащихся, и может служить доказательной базой в особо острых ситуациях.

Г.А. Губин, Е.Г. Губина Живая и мёртвая школа: покушение на миражи.
Трилогия. - Симферополь: «Доля», 2011. - 388 с.