Родительское собрание на тему: Трудные дети: правила общения. (3 класс)
Воронежская область
Ольховатский район
МКОУ Караяшниковская СОШ
Родительское собрание
«Трудные» дети: правила общения.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Мироненко Ю. Н.
2015-2016 учебный год
Тема выступления: «Трудные» дети: правила общения.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Дата проведения собрания: 3 февраля 2016г.
Форма проведения: дискуссия.
Вопросы для дискуссии:
1. Какого ребенка можно отнести к «трудным»?
2. Причины трудности ребенка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога или?
3. Как вести себя с «трудным» ребенком – бороться с трудностями или ждать, что ребенок перерастет?
4. О проблемах в общении с ребенком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся 3 класса.
План – конспект выступления
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Составление портрета трудного ребенка.
3. Анализ родителями тестов, которые выполнили их дети.
4. Обсуждение вопроса: Причины трудности ребенка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?.. (Дискуссия).
5. Правила, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
6. Анализ притчи.
7. Пути решения проблем воспитания трудного ребенка
8. Подведение итогов.
9. Рекомендации родителям учащихся.
Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то не
сказал: «Извини»?
И.Д.Вильде
1. Вступительное слово классного руководителя
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях.
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашёл опоры,
Что скажем мы о нём? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
(Софокл. “Антигона”)
«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей, - писал В. А. Сухомлинский, - все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях раннего детства».
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимопонимании с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?
В последнее время встает вопрос о так называемых трудных детях. Существует мнение, что в последние годы число их резко увеличилось. Причина этого, прежде всего во внешних факторах – просмотр подряд всех телепередач, кризис семьи и многое другое. Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные. Мы чаще всего не придаем большого значения этим изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством трудных детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в детском поведении.
Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый. В попытке обеспечить “счастливое детство” для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то “не то”: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: “Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами”. Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними, действительно, непросто.
Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.
2. Составление портрета трудного ребенка.
Анкета для родителей «Моё представление о трудном ребёнке».
Поставить знак «+» возле качества, характерного для личности трудного ребенка или добавить своё.
-не идёт на контакт с родителями, с окружающими людьми, необщителен, замкнут;
- портит домашнее и школьное имущество;
- нарушает распорядок дня;
- издевается над младшими и стариками;
- издевается над младшими и стариками;
- выходит за рамки приличия;
- дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по-своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
- прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;
- мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
- не выполняет школьные требования;
- испорчен улицей, связан с плохой компанией.
- постоянно обманывает, ворует, ругается матом;
Добавьте свои предложения
Давайте попробуем определить, кто он трудный ребенок?
(Родители определяют признаки трудного ребенка, а классный руководитель записывает эти признаки на доске.)
Портрет трудного ребенка мы с вами определили. Давайте вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того чтобы вам легче было определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.
3. Анализ родителями тестов, которые выполнили их дети
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1. Если ты задержишься после школы, то:
А. Твоё объяснение опоздания выслушают
Б. На твоё опоздание не обратят внимание
В. Тебя отругают
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
А. Ты сразу расскажешь об этом родителям
Б. Ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
В. Ты вообще об этом не расскажешь
3. За плохую отметку тебя:
А. Отругают
Б. Посочувствуют
В. Накажут
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А. Молчать
Б. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав
В. Оправдываться
5. Если тебя накажу несправедливо, ты:
А. Согласишься с этим
Б. Промолчишь
В. Будешь доказывать свою правоту
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
А. Простишь, если они попросят прощения
Б. Молча проглотишь обиду
В. Накажешь своих обидчиков при удобном случае
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А. Родителям
Б. Друзьям
В. Посторонним людям
8. Если в доме гости:
А. Ты вместе со всеми за столом
Б. Ты в своей комнате
В. Ты получаешь возможность уйти из дома
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
А. Соглашаются
Б. Не обращают на это внимания
В. Не соглашаются
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А. Дома
Б. В школе
В. среди друзей
4. Обсуждение вопроса: Причины трудности ребенка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?.. (Дискуссия)
Любые недостатки, отрицательные качества у ребенка можно своевременно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость по отношению к ребенку. Трудновоспитуемость – всегда следствие определенных причин и внутренних предпосылок (особенности развития психики).
Характер поведения взрослых отражается на поведении ребенка. Поэтому, чтобы ни случилось с ребенком, родители прежде всего анализируют собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей. Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и, как принято считать, только в подростковом возрасте. Их причины нужно искать в более ранних периодах жизни ребенка.
Причины детской неуправляемости.
Причина первая – борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте взрослых.
Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвёртая – неверие в свой успех.
Причинами неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других – затаенной обидой. Как же конструктивно решать конфликты.
Причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка. Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.
Первый вариант - выигрывает только родитель. Сопротивление ребенка сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: “Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого». Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается, в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – “Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители”.
Второе вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов, готовы жертвовать собой “ради ребенка”. Опасность такого поведения для ребенка - трудности общения в коллективе.
Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я – сообщение”.
5. Правила, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.
6. Анализ притчи.
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику. “Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутренне развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит”, - сказал ему наставник.
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: “ Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают. А тем, кто воспитывает”.
7. Пути решения проблем воспитания трудного ребенка.
Выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.
Семья это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня.
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.
Тот лучший проповедник
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук.
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать: “Я тебя люблю” это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятия мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руковод
·ствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу любви.
Любить ребенка – это естественно, это легко. Гораздо труднее проявлять постоянное заботливое внимание к развитию растущего человека, направлять его, анализировать поступки и действия. Угрозы, окрики, наказания, вызванные искренним желанием не допустить чего-нибудь отрицательного, создают дополнительные препятствия на жизненном пути ребенка.
Следует относиться к детям серьезно, уважать их чувства, потребности и желания.
Родителям никогда не следует приписывать своим детям негативные определения, вроде: «Ну и тупой же ты», или: «Ты слишком глупый, чтобы учиться». Это унижает ребенка и вредит его самооценке.
Если ребенок сделал что-то такое, что не соответствует представлению родителей, им следовало бы сказать: «То, что ты сейчас сделал, делать совершенно не стоило», или: «Ты сделал глупость, но ведь каждый из нас может ошибиться». Таким образом, родители принижают лишь поступок, но не самого ребенка.
Если родители желают, чтобы их ребенок сделал что-то определенное, им также следует дать исчерпывающее разумное объяснение, почему ребенок должен следовать их указанию.
Указания всегда должны быть обоснованными.
В некоторых ситуациях разумное объяснение дать трудно, поэтому родителям следует искать разумный компромисс.
Родители не должны всегда быть только теми, кто определяет, что следует делать. Гармоничные отношения между родителями и детьми допускают участие детей в разумных пределах и в соответствии со своим возрастом в принятии решений в качестве членов семейного совета.
Следовало бы, по возможности, предоставлять детям право выбора. Даже если этот выбор оказывается заведомо «ложным». Лучше всего дети учатся на собственных ошибках. Но если сделанный ребенком выбор может быть опасным, то родителям следует вмешаться. Ребенок должен иметь возможность полагаться на своих родителей. Для этого последним порой достаточно лишь сказать, что они всегда будут любить своего ребенка и поддержат его.
Родителям следует считать своего ребенка способным на многое. Не следует говорить: «Ты еще не можешь этого сделать», или: «Для этого ты еще слишком мал», необходимо найти способ показать ребенку, что он может справиться с задачей. Родители должны постоянно давать ребенку возможность убедиться в собственной смелости, им следует как можно чаще показывать ребенку свою любовь. Для коротких объятий или других ласковых жестов всегда найдется время.
Оставаться последовательными для родителей вовсе не значит проявлять чрезмерную строгость. И уж совсем речь не идет о том, чтобы импульсивно реагировать на ошибочное поведение ребенка. Если он не следует определенным правилам, ему нужно сделать так называемое первое предупреждение. На детей производит большое впечатление, если родители сохраняют спокойствие и остаются последовательными.
Никогда не угрожайте невыполнимыми последствиями
Разумеется, большинству родителей бывает нелегко оставаться спокойными, если ребенок противится их указаниям, особенно тогда, когда эти указания повторяются ежедневно и по многу раз. Родителям всегда необходимо сохранять спокойствие, убеждая ребенка прислушаться к их требованиям. Дети поймут, что своим поведением они не в состоянии вывести родителей из себя. Никогда не следует «угрожать» последствиями, если нет возможности их исполнить. Ведь всегда лучше оставаться хозяином своего слова.
Жизнь по строгим правилам
Естественно, что в каждой семье свой набор строгих правил. Например, в одной семье заведено, что ребенок сначала должен выполнить свое домашнее задание, а уж потом играть. А в другой семье, возможно, полагают, что это непрактично, так как ребенку следует сначала отдохнуть, а потом сесть за письменный стол. Таким образом, правила должны быть приспособлены к потребностям семьи.
Совет
Разумеется, можно делать исключения из правил ведь день на день не приходится. Однако, в общем и целом, правила должны быть незыблемы как для детей, так и для всех остальных членов семьи.
Сохранять терпение
Наиважнейшее правило для родителей это сохранять терпение и самообладание. Если дети гиперактивны, то это достигается с большим трудом. Однако эмоциональная «буря» не принесет пользы ни родителям, ни ребенку. Из-за этого ребенок станет недоверчивым и в большинстве случаев не усвоит всего того, что хотят донести до него родители.
«Тайм-аут» создает дистанцию между родителями и ребенком
Прежде чем взрываться, часто лучше всего взять «тайм-аут» и отослать ребенка в соседнюю комнату. Там ему стоит побыть немного и, если возможно, задуматься над тем, что было сделано не так. Максимальный срок «тайм-аута» выбирают в соответствии с возрастом ребенка.
Лучше всего нежелательное поведение просто игнорировать (по крайней мере, до тех пор, пока оно никому не угрожает). Можно также коротко сказать: «Я вижу, что ты вытворяешь. Но меня это не интересует». Таким образом, ребенок понимает, что своим поведением он не достигает цели.
Награждать за примерное поведение
Психологи установили, что люди сохраняют определенное поведение лишь тогда, когда получают положительную реакцию на него со стороны окружающих. Родителям следует создать стимул для того, чтобы способствовать желаемому поведению ребенка. Очень полезна для этого система «плюсов и минусов».
У каждого ребенка есть свои слабые и сильные стороны, и родителям об этом известно лучше, чем кому бы то ни было. Слабые стороны, к сожалению, обнаружить намного легче, чем сильные, так как они лежат на поверхности. Эти недостатки родителям следовало бы, по возможности, сглаживать.
Совет
Обнаружить достоинства у детей с отклонениями в поведении порой бывает трудно. Однако родителям следовало бы непременно заняться поисками в этом направлении, чтобы создать для ребенка еще один источник положительных эмоций и тем самым укрепить его чувство собственного достоинства. Ведь именно для трудных детей зачастую отверженных окружающими, очень важно знать, что они в какой-то одной, а иногда и в нескольких областях преуспевают, и порой даже в гораздо большей степени, чем другие.
Большинство родителей, недовольных поведением своего ребенка, постоянно упрекают его в чем-либо. Подобные упреки заставляют измученного ребенка перейти к обороне он чувствует себя вынужденным защищаться. Кроме того, упреки часто вызывают реакцию протеста, ведь кому нравится, когда на него нападают?
Родителям, мечтающим изменить поведение своего ребенка, следовало бы делать ему замечания, высказывая свое отношение к его действиям. Это не упреки в чистом виде, а совместный поиск путей решения проблемы. Родители предлагают ребенку, наряду с негативом, позитивную модель поведения. Это облегчает родителям процесс воспитания их ребенка.
Не слишком придираться
Большинство родителей просто вынуждены постоянно «придираться» к своим детям. Вот некоторые примеры: «Сядь прямо», «Не чавкай», «Смотри под ноги», «Не говори ерунды». Дети сталкиваются, таким образом, с настолько сильным источником раздражения, что вскоре уже совершенно не представляют, как вообще следует себя вести.
Современная школа провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, возложила и на них ответственность за качество воспитания и образования.
Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
8. Подведение итогов.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда воцарится мир и душевный покой. Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.
9. Рекомендации родителям учащихся:
Как себя вести с трудным ребёнком:
-спокойно выслушивать;
-разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
-найти контакт;
-заинтересовать его;
-уделять больше внимания, любви;
Способы решения проблем в общении с трудным ребёнком:
-спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;
-привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
-нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
-обращение к специалистам;
-чтение специальной литературы.
“Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание” А.С. Макаренко
-к каждому нужен свой подход;
-любить и уважать детей, какими бы они ни были;
-побольше общаться с ребёнком;
-принуждение и наказание;
-посещение школьных мероприятий;
-не оставлять с проблемами наедине;
-контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
-не оставлять воспитание на более позднее время;
- не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
- не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку;
- избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
- отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”;
- объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
- отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
Психологическая поддержка ребенка в семье.
Родительская поддержка – это процесс:
- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки»;
- который помогает поверить ребенку в себя и свои способности;
- который помогает ребенку избежать ошибок;
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Для того чтобы проявить веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- позволить ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у родителя.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка;
- избегать подчеркивания промахов ребенка;
- показать, что вы удовлетворены ребенком;
- уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться;
- внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
- проводить больше времени с ребенком;
- знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
- уметь взаимодействовать с ребенком;
- позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
- принимать индивидуальность ребенка;
- проявлять сопереживание и веру в вашего ребенка;
- демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
- «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо».
- «Ты делаешь это очень хорошо».
- «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты к нему готов».
Слова разочарования:
- «Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше».
- «Ты мог бы сделать это намного лучше».
- «Это для тебя слишком трудно».
Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т. д.);
- высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»);
- прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребенком; играть с ним, слушать его);
- выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок).
Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, положительных сторон.
Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Составление памяток-советов для родителей.
1. Установите причину изменившегося поведения Вашего ребенка.
2. Войдите в круг забот Вашего ребенка.
3. Начинайте помощь с малого.
4. Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов.
5. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком.
6. Обязательно отметьте первый успех ребенка.
7. Соедините первый успех ребенка со сверхзадачей самовоспитания.
8.Не забудьте посоветоваться с учителем.
9. Постарайтесь привлечь всех, кто сможет помочь Вашему ребенку.
10. Переход ребенка к самостоятельности должен быть незаметным.
11. Не забывайте чередовать занятия ребенка с пребыванием на воздухе, с физическими упражнениями.
12. Старайтесь развивать в процессе совместного общения чувство собственного достоинства у ребенка.
13. Помогите ребенку увидеть себя таким, каков он есть на самом деле.
14. Не мучайте ребенка своей подозрительностью, недоверием.
15. Остерегайтесь "перезащищенности" ребенка.
16. Учите ребенка деловому расчету и разумной практичности.
17.Стремитесь воспитать сильный характер.
Литература для подготовки к собранию:
1. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя».
2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания 1 – 4 классы»
3. Мастер-класс учителя начальной школы. Методическое пособие с электронным приложением.
15