Статья Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры
Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова одного классика о том, что «здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто». В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путем «от болезни – к здоровью». Как же сохранить здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?
Состояние здоровья ребенка – это целый комплекс характеристик, включающий в себя: физическое и психическое здоровье, благоприятную социально психологическую адаптацию.
В последнее время средства массовой информации все чаще поднимают вопрос о том, что двигательная активность обучающихся стала низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения. Нельзя не учитывать резко возросший алкоголизм, наркоманию среди подростков, а также влияние телевидения и игровых компьютерных программ. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью обучающихся.
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья – занятия физической культурой и спортом. Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, главное – выработать привычку к занятиям физической культурой и спортом. Развитию двигательной активности самое серьезное внимание должны уделять учебные заведения, но ошибочно предполагать, что для того чтобы ребенок начал жить активной, интересной и полноценной жизнью, будет достаточно уроков физкультуры, так как они восполняют дефицит двигательной активности всего лишь на 11%.
Современная педагогическая общественность все больше осознает, что преподаватель нередко может сделать для здоровья ребенка больше чем врач. Появилось даже в последние годы трудно выговариваемое, но достаточно емкое по содержанию понятие «здоровье сберегающие технологии», возможность их использования в учебных заведениях, что во многом будет способствовать решению задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей любого возраста.
Создание механизма формирования здоровье сберегающей среды на уроках физкультуры становится крайне необходимым и является одной из главных задач, стоящих перед преподавателем.
Здоровье сберегающие технологии – это совокупность приемов, методик, методов, средств обучения и подходов к образовательному процессу.
Основные направления моей работы в аспекте здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры:
Знакомство с результатами медицинских осмотров, их учет в учебно-воспитательной работе;
Четко выраженный индивидуальный подход к студентам;
Положительная мотивация на уроке;
Формирование у студентов ответственности за свое здоровье, воспитание постоянной ответственности заботиться о нем.
Урок – основная форма физического воспитания, главный урок здоровья. Комплексная программа открывает широкий простор для творчества преподавателя, что обеспечивает необходимые условия для того, чтобы каждый студент овладел жизненно важными и необходимыми знаниями, навыками и умениями, научился самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Главная цель, которую я ставлю перед собой – не подгонять всех под единые требования, есть возможность обратить внимание на личность каждого студента, его склонности и способности, природные задатки и подготовленность. Необходимость индивидуального подхода в учете реальных знаний, умений и навыков и определение возможности их перспективного развития вызвана тем, что задания всегда сопряжены с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний, умений и навыков студента. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. Контрольные испытания, тесты, задания дают для меня исходную информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых заключается в том, что каждый студент может продвинуться дальше в развитии физических качеств и способностей. И следующее тестирование это подтверждает. Если же этого не происходит, то вношу коррективы в индивидуальные задания.
Принципиально важно, чтобы при этом обучающийся не сравнивал свои достижения с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивал с самим собой: я сегодня выполнил упражнение лучше, чем вчера, а завтра сделаю лучше, чем сегодня. Разноуровневые задания дают возможность раскрыть внутренние силы и возможности каждого студента, использовать их для наиболее полного развития личности, а также развивает в них уверенность в собственных силах, формируя чувство собственного достоинства и желание заботиться о своем здоровье.
Создание условий для заинтересованного отношения к учебе способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровье сберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса. Для развития устойчивого желания заниматься ввожу понятия «личный рекорд», «рекорд группы».
Благоприятная психологическая атмосфера учебно-образовательного пространства, созданного на уроке, помогает обучающимся избежать боязни сделать ошибку, и каждый студент учится, используя свой стиль познания.
Домашние задания по любому предмету уже давно – обязательная составная часть учебного процесса. Однако по физическому воспитанию домашние задания еще не стали привычными. Между тем для студентов с нарушениями в состоянии здоровья они совершенно необходимы, это существенный резерв повышения эффективности физического воспитания. В домашние задания включаю упражнения, реализующие следующие цели.
- Изучение комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы, физкультминутки.
- Самостоятельная работа по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений.
- Коррекция некоторых нарушений осанки и телосложения.
- Совершенствование навыков произвольного управления дыханием.
- Освоение некоторых навыков самоконтроля за реакциями организма на физические нагрузки.
Студенты в процессе выполнения домашних заданий разучивают упражнения комплексов утренней гигиенической гимнастики. В типовой комплекс в необходимых случаях вношу изменения для каждого обучающегося.
В самостоятельной работе по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений обучающиеся проводят освоение тех физических упражнений, которые включаются в учебные задания, однако не могут быть надлежащим образом выполнены на этих занятиях, так как требуют необходимой подготовленности или большего времени.
Обязательным условием правильно организованного процесса самостоятельных занятий физической культурой является самоконтроль. Обучающиеся проводят простейшие наблюдения за состоянием своего организма. В процессе самоконтроля регистрируют субъективные и объективные показатели функционального состояния своего организма. К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, оценку работоспособности, отношение к физическим упражнениям, а также наличие каких-либо болей или неприятных ощущений. Из объективных показателей состояния организма в процессе самоконтроля регистрируют частоту пульса, массу тела, потоотделение. Периодически знакомлюсь с записями дневника самоконтроля.
Кроме того, для студентов в подготовительной и специальной медицинских группах имею в наличии раздаточный материал, помогающий овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в волейбол, баскетбол», «Приемы самоконтроля», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц»).
Существует много методов и средств, способствующих сохранению здоровья. Одной из составляющих здоровье сберегающей системы улучшения здоровья обучающихся служит образцовое санитарное состояние спортивного зала.
Помещение, в котором я провожу занятия физической культурой, ежедневно убирается и проветривается, регулярно проводится генеральная уборка. В дополнение всего после каждой пары уроков силами обучающихся проводится легкая влажная уборка. Ведь во время выполнения физических упражнений многократно возрастает легочная вентиляция. Поэтому занимающиеся должны дышать чистым, свежим воздухом. Что касается «переносчика» пыли и грязи – обуви, которая используется только на уроках физической культуры в спортивном зале, то куратор группы выделил в своем подсобном помещении небольшой уголок для ее хранения. Студенты периодически забирают ее домой, чтобы привести в надлежащее состояние.
Создание учебно-образовательного пространства на уроках физической культуры через использование здоровье сберегающих технологий нацелено на развитие личности в целом, формирование мировоззрения, основанного на ценности здоровья. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья стало приоритетной задачей каждого преподавателя и самих студентов.