Открытое занятие Игра-путешествие на планету Профессиомания


ОГСКОУ «школа – интернат п. Квиток»
Конспект занятия
по профориентации в 7 классе.
Тема: «Игра – путешествие на планету «Профессиомания»
Подготовила и провела:
Авозьян Ольга Владимировна
воспитатель 7 класса
2015 год
Игра - путешествие на планету «Профессиомания».
Цель: создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.
Задачи:
- Познакомить с особенностями некоторых профессий.
- Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.
- Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
- Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Форма проведения: игра – путешествие.
Оборудование:
Музыкальное сопровождение: песня «Куда подует ветер»;
12 ручек, 3 листочка, шаблоны анкет;
Сундучок с инструментами;
Подарки гостям (прихватки).
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь поудобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего воздуха. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Откройте глаза.
2. Основная часть.
2.1 Вводное слово:
Я думаю, что сейчас вы готовы к интересному путешествию, которое мы с вами совершим сегодня. Но сначала послушайте внимательно фрагмент песни. (Звучит песня «Куда подует ветер»).
-Ребята, о чем эта песня? (ответы детей).
- А можно сказать, что эта песня о выборе, который человек делает в своей жизни? (ответы детей).
- Какими словами из песни вы можете это подтвердить? (ребята отвечают).
Каждый человек в своей жизни делает 2 главных выбора: это выбор спутника жизни и выбор профессии. И сегодня мы поговорим о профессиях.
2.2 Объявление темы занятия:
В мире существует более 40000 профессий. А давайте проверим, сколько профессий знаете вы.
Игра «Сколько профессий вы знаете?» (работа в группах).
- Я вам предлагаю разделиться на 3 группы по 4 человека. Садитесь друг к другу поближе.
Слушайте внимательно задание: каждой группе необходимо написать на листочке все профессии, которые вы знаете, на это вам дается 2 минуты, а затем первая группа зачитает список, а остальные добавят те профессии, которые не написали ребята первой группы. Задание понятно? Тогда приступайте!
(Выполняется работа. Если дети указывают не только профессии, а еще и должности, то обратить внимание на то, что это разные понятия).- Вы показали, что знаете немало профессий. А для того, чтобы более подробно узнать о некоторых важных профессиях, мы отправимся в путешествие на планету «Профессиомания», на которой живут люди разных профессий. Они расскажут нам о том, чем они занимаются и в чем заключается их работа. (Тема на доске).
2.3 Словарная работа.
- Но нам, как путешественникам, необходимо запастись знаниями об этой планете. Подумайте, от какого слова произошло название планеты? (ответы детей).
- А что же обозначает слово «профессия»? (дети высказывают мнения).
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтем, что профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике и являющийся обычно источником существования.
Вывод: Ребята, мы узнали, от какого слова произошло название планеты, вспомнили, что такое профессия, какие бывают профессии, а значит, к путешествию мы готовы..2.4 Путешествие на планету «Профессиомания».
Представьте, что мы сели в большой космический корабль и отправились в полет.
Итак, мы летим. Но внезапно на наш корабль обрушился метеоритный дождь. Чтобы его преодолеть, нам необходимо выполнить одно задание.
Задание «Волшебный сундучок».
Ребята, это волшебный сундучок и предметы в нем тоже волшебные. Они помогают людям разных профессий выполнять свою работу.
Ваша задача: открыть сундук, взять любой предмет, дать ему название и назначение, в каких профессиях его можно применить. Кто желает? (дети по одному подходят).
Итог: ребята, вы справились с заданием. Показали знание инструментов, необходимых в различных профессиях, а в это время наша ракета опустилась на нужную планету.
Посмотрите вокруг, как красиво и чисто. И это не удивительно, ведь жители этой планеты – мастера своего дела. Они ценят и уважают свой и чужой труд, отдают работе много времени и готовы поделиться с нами тем, что они знают и умеют.
- Ребята, попробуйте догадаться, о какой профессии следующие пословицы:
Кашу маслом не испортишь.
Что в котел положишь, то и вынешь.
Недосол на столе, пересол – на спине.
Не котел варит, а стряпуха. ( Повар)
- Совершенно верно! И я хочу пригласить к нам Наталью Владимировну – повара – которая расскажет о своей профессии.
Здравствуйте, Наталья Владимировна. Наши ребята через два года закончат школу, и перед ними предстанет выбор: кем быть? И они хотели бы немного узнать у вас о профессии - повар. Для этого наши школьники даже составили список вопросов, на которые хотят получить от вас ответы.
Шаманская Ксюша:
- Скажите, пожалуйста, почему вы выбрали именно эту профессию?
- Какими качествами характера должен обладать повар?
- Чем интересна и сложна работа повара?
- Какой карьерный рост может быть в этой профессии?
- Где можно получить эту профессию?
Итог: Повара кормят нас почти всю нашу жизнь, начиная с детского сада и школьной столовой. Став взрослыми, мы питаемся в кафе, ресторанах и других заведениях общественного питания, где царит на кухне волшебник вкусов и ароматов – повар. Повар – очень востребованная профессия. Освоить ее сможет каждый человек, ведь приготовление пищи – это необходимость человечества. Любой из нас сможет приготовить что-нибудь съестное, но только повар превратит результат своей работы в искусство. Спасибо, Ксюша, присаживайся.
- Мы благодарим вас, Наталья Владимировна за беседу и желаем успехов в вашем труде.
-  Ребята, послушайте внимательно загадку:
Целый день сегодня шью,
        Я одела всю семью.
        Погоди немного, кошка –
        Будет и тебе одежка! 
- Догадались, о ком речь? (ответы детей)
- Вы правы. И я хочу пригласить сюда Людмилу Степановну, которая расскажет нам об этой профессии.
Добрый день! Людмила Степановна, мы очень хотим узнать побольше о профессии швея. Ребята вот даже вопросы для вас приготовили заранее.
Казакевич Лена:
- Скажите, пожалуйста, сколько лет вы занимаетесь своим ремеслом?
- Какие качества характера нужны для этой профессии?
- В чем преимущества и недостатки профессии швея?
- Куда можно устроиться работать, получив эту профессию?
Итог: приобретая знания и умения по швейному делу, вы без труда сможете изготавливать самые разнообразные изделия. Это поможет в вашей дальнейшей жизни экономить ваш бюджет и даже зарабатывать на этом. Ведь не всегда можно подобрать в магазине или на рынке вещь, подходящую для вас. Лена, ты можешь присесть.
Людмила Степановна, спасибо вам за интересный рассказ. Думаю, девочки после окончания школы обратят внимание на эту профессию. Желаем вам дальнейших успехов.
Ребята, послушайте внимательно: человек, получающий деньги за управление транспортным средством (автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, такси) и перевозку людей или товаров. Кто это? (ответы детей).
Вы совершенно правы. Я приглашаю к нам водителя Петра Ивановича.
- Здравствуйте, наших мальчиков очень интересует профессия водитель. И кто, как ни вы поможет нам узнать о ней.
Мурин Саша:
- Скажите, пожалуйста, почему вы выбрали профессию водитель?
- Сколько лет вы отдали своей работе?
- В чем «плюсы» и «минусы» вашей профессии?
- Какими чертами характера должны обладать ученики для того, чтоб стать хорошим водителем?
- Где можно работать, получив эту профессию?
Итог: по результатам опроса людей, профессия водитель в настоящее время является очень распространенной, поскольку достаточно долгое время на специалистов этой профессии был высокий спрос среди работодателей. Эта сфера нуждалась и продолжает нуждаться в специалистах. Возможно, кто-нибудь из вас поставит для себя цель получить эту профессию и станет специалистом в своем деле. Мы благодарим Петра Ивановича за то, что уделил нам время, и желаем успехов в работе. Саша, спасибо, присаживайся.
Уважаемые Наталья Владимировна, Людмила Степановна и Петр Иванович, вы поделились с нами своим опытом, а мы в свою очередь, в знак благодарности хотим подарить вам небольшие сувениры, сделанные своими руками. (гости уходят).
Ребята, ну а теперь пора домой. Но прежде, чем отправиться в обратный путь, нам нужно набраться сил, поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Кто есть кто?».
Игра «Кто есть кто».
Я попрошу вас встать в круг.
Послушайте внимательно правила игры:
Я буду называть профессию, каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей, подумать и выбрать, кому эта профессия подойдет более всего. Затем, я хлопну в ладоши и вы все одновременно должны показать рукой на выбранного человека. Понятны правила? Тогда начинаем. (шофер, швея, повар, продавец, официант, электрик, столяр, парикмахер, летчик, овощевод, маляр, слесарь).
Итог: ребята, спасибо, я думаю, каждому было интересно, кем видят вас ваши одноклассники. А теперь тихонько садитесь. Расслабьтесь. Мы отправляемся назад на свою планету. Дорога домой всегда приятнее, чем дорога из дома, правда ребята?
Я считаю, что мы не зря совершили путешествие, узнали много нового и интересного. Надеюсь, полученные знания помогут вам через пару лет при выборе профессии.
2.5 Закрепление полученных знаний.
Ну, вот мы и дома. И, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам заполнить анкеты. Подписывать свое имя не нужно. Вопросы читайте внимательно и прежде, чем ответить, хорошо подумайте. Если что-то не понятно, поднимите руку. По окончании работы я предлагаю тем, кто желает, озвучить свои ответы.
(Ребята выполняют работу, звучит музыка).
Анкета
Выбрал(а) ли ты свою будущую профессию?
_____________________________________________________________________________
Назови выбранную тобой профессию:
_____________________________________________________________________________
Какими, по твоему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими из этих качеств ты обладаешь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5 . Если ты еще не выбрал(а) профессию, то какие профессии тебе нравятся? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какую профессию ты изучаешь на уроках трудового обучения?
_____________________________________________________________________________
7. Нравится ли тебе эта профессия? Почему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дети озвучивают свои ответы (по желанию).
Итог: исходя из того, что я сейчас услышала (и увидела в ваших анкетах), я поняла, что еще не все ребята определились с профессией, но у вас есть время, есть возможность, а самое главное – желание для того, чтоб не ошибиться в выборе судьбы. Ведь недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Мы сохраним эти анкеты до 9 класса, а через 2 года проверим, изменятся ваши взгляды или нет.
3.Рефлексия:
Ребята, наша встреча подходит к концу. Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем путешествии. (ребята делятся впечатлениями).
– Как бы вы оценили свою работу? Почему?
– С каким настроением вы уходите отсюда?
И в заключении послушайте стихотворение в исполнении Дениса:
Мир профессий многогранен, всех их нам не перечесть.Но пойми, что для любого в этом мире место есть.Быстро годы пролетают, мы взрослее хотим стать.Незаметно так приходит твое время выбирать. Важна всякая работа – на полях и за станком, Помним: каждый человек славен лишь своим трудом!
На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание.