Конкурсный материал «Культовые сооружения: «История Свято — Успенского прихода г. Белореченска Краснодарского края».

История Свято-Успенского прихода
Наша летопись.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
120 лет станичной, а теперь городской, Белореченской Свято-Успенской церкви. Наша станица Белореченская была основана в 1862 году. Молились станичники в походной разборной церкви. В 1864-65 годах в станице появилось обширное поселение старообрядцев-ветковцев. В 1868 году была построена Покровская церковь. Однако, в архивных документах есть и иные данные: в 1868 году действовала войсковая церковь. А храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1882 году. Впрочем, Покровская церковь тоже являлась войсковой. Построена на войсковые деньги суммой в 10 000 руб. Церковь была первоначально деревянная. Однако имела при себе в кирпичных зданиях две школы и два училища одно и двух- классные (что соответствовало 3 и 5 годам обучения). Каменное здание Покровской церкви было взорвано в 1934 году.
        Год рождения нашей родной Успенской церкви – 1892. Церковь была так же деревянной. И так же имела при себе кирпичное здание, в котором располагалась школа грамоты. Значилась Успенская церковь как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Единоверческие церкви в то время практиковались в тех населённых пунктах, где был смешанный состав населения: старообрядцы и новообрядцы. Фактически, это попытка объединить православных и изжить последствия раскола Православной церкви.
      В 1843 году была создана Кавказская епархия любимое детище епископа Иеремии (Иродион, Родион Соловьёв). Епископ Иеремия хотел по-другому решить проблему раскола: он пытался оградить паству от всякого влияния старообрядцев, в перспективе он видел полную ликвидацию старообрядческих церквей. Однако Владыка встретил жёсткий отпор со стороны военных, которых более интересовали успешные боевые действия в Кавказской войне, нежели чистота Православия и преодоление раскола. Особенно возмутился действиями Владыки наказной атаман Николаев. Он лично обратился к царю с жалобой на епископа. Военные власти очень боялись, что возмущённые староверы откажутся воевать. Вот тогда и начались притеснения Владыки, а Кавказскую епархию стали делить. Окончательным отделением от Кавказской епархии её бывшей части – Ставропольской епархии считается год 1885. Вот к этой-то Ставропольской епархии и относились единоверческие церкви Кавказа и Кубани, в том числе и наша Успенская церковь. Успенская церковь значится в документах, как «бедная», ибо располагала только теми средствами, которые выделил Синод: 3 000 рублей. В церкви служили один священник и один псаломщик за жалование в 300 и 120 руб. соответственно. Месторасположение церкви нам пока не известно.
       В материалах Белореченского архива находятся Метрические книги, начиная с 1893 года. По ним-то и удалось установить имена служителей церкви. Четыре внушительных тома – светло-зелёные книги с пожелтевшими от времени страницами. Содержат актовые записи: рождения, бракосочетания, смерти В этих скупых строках – история нашей станицы. Священник Косма Команов и диакон Василий Болдинов – вот первые, из известных, служители нашей церкви. Их рукой поставлены подписи под актовыми записями с 1893 года. С 1901 года бывший диакон становится священником и теперь записи о совершённых таинствах подписаны священником Василием Болдиновым и псаломщиками Аверкием Рыковым и Георгием Колышкиным. Первый псаломщик прослужил в храме недолго, а вот раб божий Георгий трудился у нас много лет. Служил в храме и священник Василий Сапрыкин. При нём отец Василий Болдинов значится как священник-псаломщик. Отец Василий Сапрыкин был и преподавателем Белореченского одноклассного училища. В метрических книгах указано сословие прихожан – казак или же указано, выходцем какой губернии является. Кроме имён и сословия указано вероисповедание и законный ли брак. Наша церковь везде значится как единоверческая, относящаяся к Ставропольской епархии. Метрические книги выдавались за подписью Благочинного единоверческих церквей – священника Терентия Уколова.
      С 1914 года Ставропольская епархия именуется Духовной консисторией. И вот особые записи по 1916 году. Не указан благочинный единоверческих церквей. И сама наша церковь значится, как просто Успенская. Однако в октябре того же 1916 года выдана Дополнительная Метрическая книга, где запись «единоверческая» – появляется снова. В 1917 году вновь исчезает запись «единоверческая»; а 1918 году Метрическая книга выдана Кубанским Епархиальным советом, а не Ставропольской Духовной консисторией. Но запись «единоверческая» появляется вновь. По-видимому, церковные власти решали вопрос об упразднении единоверческих церквей, и этот вопрос решался то в ту, то в иную пользу. Записи в книге обрываются 1919 годом. Церковь вновь значится, как просто Успенская. Больше нет подписи верного псаломщика Георгия Колышкина. И батюшка Василий Болдинов, так же верный служитель храма с основания церкви, совершает все требы один. Требы больше печальные, скорбные – отпевания. В графе «причина смерти» в основном значится одна – тиф, свирепствовавший тогда в станице. Короткие записи, сделанные рукою отца Василия под каждым месяцем: «Всего в этом месяце преставилось 39 человек». Более Церковные Метрические книги не велись и записи о рождении, бракосочетании и смерти значились в книгах ЗАГСа. Судьба отца Василия Болдинова на данный момент нам не известна. Но думается, что священник, бесстрашно трудившийся в нашей церкви в такое лихолетье, не остался забытым на небесах. Нужны ли им, этим батюшкам, служившим в Гражданскую в Божиих храмах, наши молитвы – ведомо лишь одному Богу. Но то, что мы нуждаемся в их молитвах и потому нам следует их поминать во свидетельство: мы не забыли о их подвиге, несомненно.
         Какова судьба нашего храма в 20-30 годы – увы, тоже пока не известно. Но поиски архивных документов будут продолжены. Ведь сказано: есть птица о двух крылах: одно крыло – Вера Православная, другое крыло – родная история и традиционная культура. Имя птицы – Святая Русь. На крылах этой птицы поднимаемся мы в Небеса. К сим словам можно добавить: история нашей родины – полноводная река, в которую вливаются маленькие ручейки: история отдельных регионов России, история городов, сёл, станиц, монастырей и церквей. Иссякнут, исчезнут маленькие ручейки – пересохнет река. И будем мы, как говорят в таких случаях, «Иванами, не помнящими родства». А таким не жалко ни земного, ни небесного Отечества. Надеемся, что среди прихожан нашего храма – таких нет.
Документы Государственного архива Краснодарского края, находящегося в городе Краснодар, возобновляют историю нашего храма с военного 1942 года. Во время оккупации, в 1942 году наш храм стал действовать вновь. Открыт он был, как значится в документах, в помещении районного дома соцкультуры[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( точный адрес при этом не указан). В 1943-44 годах была оформлена купля-продажа дома: Ростовцевой Матрёной Егоровной Бибко Ивану Ивановичу. Адрес дома – Клубная, 37. Этот дом и был пожертвован для Свято-Успенской церкви. Улица Клубная – ныне улица Шалимова. В 1907 году по этой улице было построено здание синематографа. После революции синематограф стал именоваться клубом. Улица, на которой находился клуб, стала зваться Клубной. Ныне это здание сохранено, перестроено, освящено. В нём находится сейчас Покровская церковь. Нумерация домов менялась. Но, скорее всего – место нахождения нашего храма – промежуток от нынешнего Паспортного стола до перекрёстка Шалимова и Карла Либкнехта. Свято-Покровская церковь станицы Черниговской пожертвовала нашему храму Престол, Жертвенник, церковную утварь, Богослужебные книги. Первые служители церкви с 1942 года – священник Покровский Александр Александрович и дьякон и псаломщик Василий НиколаевичТомилин. Похоронен отец Василий на старом кладбище города Белореченска, что находится по улице Ленина, у часовни Николая Угодника. В 1952 году архиепископ Гермоген Краснодарский и Кубанский назначил вторым священником Скляренко Александра Ивановича. В 1953 году штатным священником числится Бухарев Леонид Владимирович. Старое здание по улице Клубной пришло в негодность.
        В 1955 году верующие купили дом по ул. Толстого. Тогда это был № 42. Нумерация домов менялась. Дом по улице Толстого, 46 (42) – постройка 1905 года. Так что он находился тоже далеко не в лучшем состоянии. Но всё же был не таким ветхим, как дом по Клубной. С сентября 1955 года настоятель храма Старунов Пётр Филиппович. Отец Пётр Старунов воевал на фронте с 43 по 46 год. Отбывал заключение с 1946 по 1950 год. В 1965 году посильной лептой верующих были закуплены стройматериалы, площадь храма расширена. Половина работы делалась прихожанами втайне от властей. В 1986 году саманные стены обложили кирпичом. По благословению митрополита Кубанского и Екатеринодарского Исидора в 2008-10 годах храм был полностью реконструирован. Храм увенчали золотые шатровые купола. Каждую литургию священники протоиерей Николай и иерей Виталий молятся о здравии всех наших благодетелей: без их помощи возведение церкви было бы невозможным. Слава Богу, что есть на родной земле щедрые сердца.
СВЯЩЕННИКИ И СЛУЖИТЕЛИ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ХРАМА:  Священники:
Косма Команов,
Василий Болдинов,
Василий Сапрыкин,
Александр Александрович Покровский,
Александр Иванович Скляренко,
Леонид Владимирович Бухарев,
Иоанн Христов,
Пётр Филиппович Старунов,
Александр Борисович Кузнецов,
Николай Сахарчук,
Андрей Леонтьевич,
Тимофей Ушев,
Виктор Полянкин,
Григорий Прокопьевич Белоус,
Евгений Владимирович Агурин,
Владимир Колесников,
Георгий Васильевич Дементьев,
Пётр Иванович Меринов,
Николай Степанович Зеленко,
Виталий Александрович Веденяпин.
Благочинный единоверческих церквей:
Терентий Уколов
Дьякон:
Василий Николаевич Томилин Псаломщики:
Георгий Колышкин,
Аверкий Рыков,
Николай Николаевич Вишнняков.
В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ. 
Назначение настоятелем нашего храма Николая Степановича Зеленко совершенно изменило приходскую жизнь. Осенью 1992 года, в самом начале своих служительских трудов отец Николай пригласил учителей городской музыкальной школы для создания Большого церковного хора. Учителя откликнулись на просьбу настоятеля. По настоящему церковным хор стал благодаря регенту м. Татиане Бралгиной, которая положила начало обширному репертуару. Вместе с о.Николаем она старалась привести свой коллектив к вере. Основной костяк хора сохранился и по сей день. Постепенно в коллектив влились новые, свежие силы, из женского хор стал смешаным. Много сил отдала и отдаёт Большому церковному хору солистка и регент – Светлана Андреевна Джемилева. Коллектив поёт не только на службах, но и выступает в различных концертных программах, неся в мир всю красоту и глубину духовного песнопения. Созданию Малого церковного хора многие годы посвятила регент Елена Воеводина. Нынешние регенты малого хора – матушка Ксения Веденяпина и Ольга Клименко. В хоре пели муж и жена Брянцевы Иван Тихонович и Матрёна Васильевна. И сейчас в хоре поёт их дочь. Невозможно не помянуть об упокоении имена старых певчих и служителей, проведших большую половину своей жизни в храме: певчие Мария Валычева, Олимпиада, Вера, Ольга, пономарь Александр, другой пономарь Александр, Зинаида, Евгения, Вера, Анна и многие другие.
        С приходом отца Николая возобновила работу Воскресная школа. День рождения нашей школы – 1 сентября 1994 года. Свято-Успенская церковь со дня своего основания имела при себе церковную школу, но восстановилась школа лишь в конце 20 столетия. Первая учительница и директор школы – Марина Витальевна Попова. Вместе с нею преподавали в школе пономари Сергей Евгеньевич Малышев – ныне настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в посёлке Гончарка и Николай Константинович Константинов. С 2000 года директор школы – Татьяна Викторовна Сухомлинова. Вместе с нею в школе преподают: Анастасия Геннадиевна Дегтярёва, Лидия Ивановна Логвиненко.
        С 2008 года школа имени Царственных мучеников имеет при себе печатное издание – приходской журнал «Уроки веры». Редактор журнала – Марина Попова, художественный редактор – Юрий Фисенко, наборщицы текста – Евгения Щевелёва и Юлия Герасимова. Авторами журнала являются прихожане храма, жители города и района.
        6 сентября 2009 года у журнала появился спутник – православный авторский клуб «Творчество» памяти Евгения Николаевича Трубецкого. Раз в два месяца клуб «Творчество» проводит творческие вечера, включающие в себя беседы на духовные темы, исполнение песен и стихов авторами журнала «Уроки веры». Для детей авторский клуб ежегодно проводит праздники, ставшие в нашем храме традицией – Рождественская ёлка, день Илии Муромца, открытие Звонильной недели, Праздник мамы на день Жен – Мироносиц, Пасхальный фестиваль «Христос воскресе». Летом учителя школы, ученики и родители совершают паломнические поездки по святым местам Краснодарского края и другим регионам России.
        Особое попечение от Белореченского храма имеют: Белореченская воспитательная колония, при которой стараниями отца Николая и отца Виталия открыта церковь в память Анастасии-Узорешительницы, Дом престарелых, где участники православного авторского клуба «Творчество» проводят беседы и концерты.
        Прихожанки нашего храма участвуют в работе Белого сестричества, кое служит при больничной часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».






Храм Успения Пресвятой Богородицы – это наверное главная достопримечательность города Белореченск. Войдя в храм можно увидеть невероятное количество всевозможных прекрасных икон и образов. В середине храма очень тихая и спокойная атмосфера, помещение светлое и невероятно красивое.  Данный храм насчитывает больше 120 лет, а первые записи священнослужителей появились более 90 лет назад. Это около 4 томов с пожелтелыми страницами, в которых подробно описаны все события, проходящие с участием церкви. При храме работает Воскресная школа, чуть больше 10 лет, а также собственное издание под названием “Уроки веры”. Не так давно у издательства появился компаньон “Творчество”. 



Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.


Схема храма

– алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
– цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
– барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами
– купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
– в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб – основной объем храма.
– церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis  корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
– открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
– конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
– архитектурно оформленный вход в здание.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.
Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
– завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.



Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани Царства Небесного

Медленный звон в самый большой колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или Литургией. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.


Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.    В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.    Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.    Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.
Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь


SONY DSCРисунок 1SONY DSCРисунок 3Рисунок 6Epson Stylus Photo PX660