Конспект урока литературного чтения на тему С.Баруздин Салют(2 класс)
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: С. БАРУЗДИН «САЛЮТ»
Тип урока: комбинированный
Педагогические задачи: создать условия для расширения круга чтения учащихся произведениями о Великой Отечественной войне; знакомства с этим историческим событием;
содействовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свои народ
Планируемые результаты
Предметные: пользуются
средствами речевой выразитель-ности; знают традиции и обычаи своего народа, умеют о них рассказывать; понимают литературу как явление национальной культуры, средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций
Метапредметные:
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщают; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;
коммуникативные: используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию
Личностные: эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции
Образовательные ресурсы: презентации; модели обложек, учебник
Структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Самоопре-деление к деятельности. Орг. момент
Презентация
СЛАЙД 1
1мин
Включение в деловой ритм. Устное сообщение
Я рада приветствовать вас в классе нашем,Возможно, есть классы и лучше и краше.Но пусть в нашем классе вам будет светло,Пусть будет уютно и очень легко!
А сейчас ребята, поудобнее садитесь!Не шумите, не вертитесь.Внимательно читайте,А спрошу Вас – отвечайте.Вам условие понятно?Это слышать мне приятно!Урок чтения зовёт –Второклашек на урок!
II. Актуали-зация знаний
СЛАЙД 2
5-6 мин
Презентация
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
- Тема урока - «Этих дней не смолкнет слава».
- Знаете ли вы, о каких днях пойдет речь?
- Что вы узнали о войне на прошлом уроке?
- Какое произведение читали?
- В какой части были С.Михалкова рассказывается о беде, которая обрушилась на нашу страну? Прочитайте выразительно.
- О чем рассказывается во 2 части? Прочитайте выразительно.
- Как нужно читать 3 часть? Почему? Прочитайте выразительно.
- Что советует С. Михалков, кого мы должны уважать?
- Какими были люди, которые защищали нашу Родину от врагов?
- С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
СООБШЕНИЕ УЧЕНИКА
Читают со слайда тему.
Отвечают на вопросы
Ученик читает 1 часть выразительно.
Как наша Армия била врага.
Ученик читает 2 часть выразительно.
Радостно, потому, что настала победа.
Ученик читает 3 часть выразительно.
Отвечают на вопрос.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы
Выступают перед знакомой аудиторией (сверстниками, педагогами) с небольшими сообщениями.
III. Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 3
2 мин
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
- Чтобы узнать, что мы будем сегодня читать, посмотрите внимательно на экран. Здесь вы видите обложки книг. Найдите лишнюю и объясните, почему вы так решили.
-Прочитайте имя автора и название произведения
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Баруздина «Салют».
- А вы знаете, откуда пошла такая традиция – запускать салют в день Победы?
Отвечают на вопросы
Смотрят на эран и слушают объявление Ю Левитана об окончании войны
Умеют оформлять свою мысль в устной речи
Аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
IV. Построение проекта выхода из затруднения 1. Рассказ учи-
·
теля о С. Баруздине.
СЛАЙД 6
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Рассказ о жизни и творчестве С. Баруздина.
Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что сам боролся и отважно сражался. Он очень любил животных, природу. Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, ему было всего 15 лет – на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим в типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки. Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин, освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. Его рассказы повествуют о хороших людях, о животных, о природе.
Внимательно слушают.
Выделяют до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).
Делают выводы в результате работы.
2. Работа над
стихотворением.
1)Первичное
восприятие сти-
хотворения.
Чтение стихотворения учителем.
- Подумайте и скажите, что необходимо людям, чтобы они могли спокойно жить и трудиться?
Ф И З М И Н У Т К А
Формируют и аргументи-
руют свое мнение по об-
суждаемой проблеме.
2) Беседа и чтение стихотворения
- О чем это стихотворение?
- Почему автор так озаглавил стихотворение?
- Докажите, что это стихотворение.
- Чему посвящен праздничный салют в мае?
- «Пушки радостно грохочут». Как вы понимаете эти слова?
- Почему во дворе вечером светло, как днем?
Отвечают на вопросы.
Читают шепотом.
Отвечают на вопросы.
Читают по строчкам. Отвечают на вопрос.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Знакомятся с культурно- историческим наследием России, общечеловеческими ценностями
V. Первичное закрепление.
СЛАЙД 7
Устанавливает осознанность ситуации
А)- Как надо читать это стихотворение?
Вывод: выразительное чтение должно передавать не только чувства автора, но и отношение читателя к прочитанному.
Б) Прежде чем мы начнем читать выразительно стихотворение давайте расставим логические ударения
Проверка по готовому образцу
В) Хоровое чтение.
Г) - Кто попробует прочитать выразительно это стихотворение? Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Отвечают на вопросы;
- Торжественно, радостно
РАБОТА В ГРУППАХ,
1 группа работает на интерактивной доске
Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.
(читают 3-4 человека)
Читают выразительно
VI. Самостоя-тельная работа
Организует деятельность по применению новых знаний.
1.Моделирование обложки.
-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения.
- Что вы отразите на обложке книги?
2.Подбор пословицы к произведению.
- Соберите пословицы.
- Какие пословицы можно занести в нашу книгу?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.
- Фамилию, имя автора.
- Жанр и тему произведения.
- Заголовок.
РАБОТА В ГРУППАХ,
1 группа работает на интерактивной доске
Дети выясняют какие пословицы подходят и записывают
Моделируют обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).
VII. Итог урока.
Рефлексия
СЛАЙД 8
- Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну.
- Что вам дал этот урок для жизни?
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Запуск салюта
Отвечают на поставленные вопросы, слушают одноклассников
(Ветераны)
- Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.
Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Адекватно реагируют
на трудности
Домашнее
задание
стр. 94 выразительное чтение; стр. 95 № 4 (по желанию)
Записывают задание на дом, задают вопросы
Осуществляют постановку
вопросов (инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации)
15