Конспект урока литературного чтения на тему А.С. Пушкин. Стихи. (4 класс)
Урок литературного чтения
4 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: А.С. Пушкин. Стихи.
Цель урока: Познакомить детей со стихами поэта А.С. Пушкина.
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина;
Учить понимать и правильно читать стихи поэта;
Развивающие:
Развивать память, воображение, речь;
Воспитательные:
Прививать любовь к природе, к поэзии
Оборудование: Портрет поэта, учебник, иллюстрации к стихам.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя и обучающихся + примечания Формируемые УУД
I.Организационный момент.
II. Работа над новой темой
III.Физкультминутка
IV. Чтение стихотворения «Няне»
V. Чтение и анализ стихотворения «Туча»
VI. Чтение и анализ стихотворения «Осень» (отрывок)
VII. Итог урока
I. Вступительная беседа.Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.И шепотом рассказывать мне станетО мертвецах, о подвигах Бовы...От ужаса не шелохнусь, бывало,Едва дыша, прижмусь под одеяло,Не чувствуя ни ног, ни головы.
Кто знает, помнит, откуда строки, которые я прочитала? (Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Сон».)
О ком рассказывает поэт? (О няне. Он любил слушать бабушку и няню Арину Родионовну - самых близких его сердцу людей Будущий поэт очень любил слушать страшные истории, хотя и очень боялся.)Что вы помните об этом замечательном писателе?
2. Рассказ учителя.
Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со словстарших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке,обманутом ловким Балдой, или царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже, в школьные годы.
Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей...
В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями. И все это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня.
В самом деле, то, что пишет Пушкин, похоже на волшебство Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно - простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми словами – великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться и удивляться.
3. Чтение текста о детстве А.С. Пушкина на с. 66 – 67.
Прочитайте самостоятельно, про себя.
Что вам непонятно?
4. Словарная работа.
Что такое арка? (Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы.)
Что такое рампа? (Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительныеприборы, направленные на сцену.)
Как вы понимаете выражение «дышал стихами»?
1. Первичное чтение стихотворения самостоятельно.
Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подумайте, как его надо читать, с какой интонацией.
Почему?
Вспомните, как нужно правильно читать стихи. (Нужно читать как для себя.)
2. Чтение стихотворения вслух.
Прочитайте стихотворение, представив себя на месте автора.
Учитель спрашивает несколько человек.
Чье чтение вам больше всего понравилось?
1.Чтение стихотворения учителем.
2.Словарная работа.
Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолюбивый, страстно желающий чего-нибудь)
Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, печальный.)
Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоскливый.)
Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.
3. Выразительное чтение стихотворения.
Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.
Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Словарная работа.
Объясните значение слов и выражений: «багрец», «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».
Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».
Подберите антонимы к словам «свежее» (дыхание), «седая» (зима).
3. Работа по вопросам учебника на с. 70.
4. Выразительное чтение стихотворения.
Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение наизусть, по желанию можно иллюстрировать его. 1.1.
3.1.
1.1.
1.1.
1.2., 2.1.
3.1.
1.2., 2.1.
3.1.
1.2., 2.1.