Урок по литературе 8 класс Стихи и песни о войне

МБОУ «СОШ с. Яковлевка»







Конспект урока по литературе в 8 классе








Учитель: Кудашева Ильмира Шамилевна
















2016 год




Цели урока:
сформировать представление учащихся о литературе периода войны, в частности о поэзии;
развивать у учащихся навыки работы с ЦОР, речь;
воспитывать патриотизм и чувство национальной гордости.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, звуковые файлы.


Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем необычном уроке. Это будет урок - концерт в преддверии такого замечательного праздника как День Победы. И наше сегодняшнее мероприятие мы хотели бы посвятить 71 годовщине Великой Победы.
Ход урока.

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач (1943)
Учитель: Война Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжёлое время?
Но в годы Великой Отечественной войны искусство решительно опровергло изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». Сразу же после нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш, резец художника, рояль и скрипка музыканта, голос певца стали грозным оружием в борьбе с врагом.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку (на экране) и скажите, какова же тема нашего урока?

ученик: Песни о войне.

Учитель: Но песни рождаются из стихов. Итак, тема нашего урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (написана на доске).
Песни и стихотворения далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Послушайте песню «Священная война». Стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.








"Священная война..."
Всем известна песня В.Лебедева-Кумача "Священная война", которая была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами , уходившими на фронт на 7 день войны.
История создания песни очень интересна. Однажды утром в здании Дома Красной Армии во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой "Известие" в руках.
-Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева Кумача, может напишите песню?
К вечеру песня была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля Красной Армии и тут же выучили ее.
Музыка с ее призывным настроением с интонациями зова, клича несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты порой от спазм, сжимавших горло не могли петь и играть.

Учитель: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях. 417 из них не вернулись, многие погибли от ран после войны.


Одним из военных поэтов-бойцов был Константин Михайлович Симонов.
Константин Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.
С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 звание подполковника, а после войны полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.
Стихотворение К.Симонова «Родина» прочтут и
РОДИНА
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Учитель: Ещё одно стихотворение К.Симонова стало клятвой верности любви, символом святости супружеских уз. Это стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Недаром газетные вырезки с дорогими строками, впервые напечатанными на страницах газеты «Правда», мужчины и женщины бережно хранили в карманах гимнастёрок, помнили наизусть. Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь» прочитает и
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


Учитель: Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности.
Родился он в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. Первое стихотворение «Просьба солдата» было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 19211931 работал в смоленских газетах. В 1931 переехал в Москву.
Написанное вскоре после войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Одноимённую песню не пропускали на радио. Лишь в июле 1960 года Марк Бернес, исполнив песню на слова Исаковского, нарушил этот негласный запрет.
Стихотворение М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» прочитают и

«Враги сожгли родную хату»

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел..."
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.




Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
"Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам..."
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
"Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил..."
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт


Учитель: Музыку к этому стихотворению написал Матвей Блантер. С напряжением пели исполнители эту песню, как, например, Марк Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, которая была поистине всеобщей.
Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Историю её создания расскажет нам.
История создания песни «Катюша».
Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Там его познакомили с поэтом Михаилом Исаковским и попросили написать песню для будущего первого номера. Некоторое время спустя Исаковский прочитал композитору несколько строчек, которые казались ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой...
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой..
Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне речь пойдёт о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему.
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось петь песню трижды!
В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями, с образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная – полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно.
Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты грозное оружие (передвижную установку запуска реактивных снарядов). Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце, Катюше - медицинской сестре. С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

Песню «Катюша» исполняют девочки класса.

Учитель: Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Ивановича Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки»,- писал поэт Михаил Матусовский.
Родился Алексей Фатьянов в 1919 году в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии. В 1929 году семья Фатьяновых перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области, ныне в черте города Москвы. Алексей учился в музыкальной школе, посещал московские театры и выставки. Поступил в театральную студию, по окончании которой в 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. Играл в спектаклях; с 1940 года в ансамбле Орловского военного округа.
С начала войны с ансамблем на фронте, был ранен при выходе из окружения. После ранения был принят в ансамбль песни и пляски им. Александрова, откуда по ложному обвинению в 1943 году попал в штрафную роту 6-й танковой армии; был вторично ранен в боях за Венгрию и оправдан.
В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песню «Соловьи».
Звучит песня «Соловьи».

Учитель: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава.
Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.
В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия почти не принимал; был ранен под Моздоком.
Послушайте стихотворение Б. Окуджавы «Песенка о пехоте».
Песенка о пехоте
Простите пехоте,
что так неразумна бывает она:
всегда мы уходим,
когда над Землею бушует весна.
И шагом неверным
по лестничке шаткой (спасения нет)
Лишь белые вербы,
как белые сестры, глядят тебе вслед.

Не верьте погоде,
когда затяжные дожди она льет.
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поет.
Не верьте, не верьте,
когда по садам закричат соловьи:
у жизни и смерти
еще не окончены счеты свои.

Нас время учило:
живи по-походному, дверь отворя
Товарищ мужчина,
а все же заманчива доля твоя:
весь век ты в походе,
и только одно отрывает от сна:
чего ж мы уходим,
когда над землёю бушует весна?
1961

Учитель: Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая, и слушают они её, и поют со слезами на глазах.
Звучит песня Б.Окуджавы «Белорусский вокзал».

Звучит песня «Эх,дороги»






Казалось бы вот уж настоящая военная песня. Фронтовая, солдатская, народная.Нопоявилась она после окончания войны. И была написана по заказу. Композитор Анатолий Григорьевич Новиков и поэт Лев Иванович Ошанин сочинили ее в победном 1945 году специально для концертной программы «Весна победная»
Нужна была песня для эпизода:вагон, солдаты,возвращающиеся с фронта, тихо что-то напеваютПоскольку песня исполнялась «в поезде», то и название у нее было соответствующее «Под стук колес». «Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги»Песня получилась очень близкой народной песне-печальной, напевной.









Учитель: Минули годы и десятилетия Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням и стихотворениям, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим величие огненных лет Великой Отечественной войны.










Учитель: Как отозвалось искусство на события войны?








ученик: Искусство не замолчало, не умерло. Наоборот, оно стало грозным оружием в борьбе с врагом.

Учитель: Какую роль играла поэзия в те суровые годы?

ученик: Поэзия и поддерживала солдат, и скорбила с ними, взывала к патриотическим чувствам.

Учитель: Какие темы поднимают песни и стихи о Великой Отечественной войне, прослушанные нами сегодня?

ученик: Темы Родины, верности и любви, скорби о погибших на войне и на оккупированных территориях, о долге и чести воинов.

Учитель: Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне?

ученик: Скорбь по погибшим, надежды на победу, любовь и т.д.

Домашнее задание:
прослушайте отрывок из стихотворения и продолжить стихотворение, написав сочинение-эссе на основе всего, что слышали, что чувствовали, что пережили в ходе урока. 
О чем бы думал я?
Сраженный вражеской гранатой,
О чем бы думал я в тот миг,
Когда, лежа, в ромашках смятых.
Последний раз смотрел на них?

И в завершении нашего мероприятия не могу не напомнить вам о легендарной военной песне.
В январе 2016 года исполнилось 73 года с того дня, как эта песня впервые прозвучала на Дороге Жизни через Ладожское озеро в исполнении легендарной певицы Клавдии Шульженко.
Это известная советская вальсовая песня. Композитор песни польский музыкант Ежи Петерсбурский. Авторов стихов известно несколько, один из них (Яков) Галицкий. Впервые стихи появились в 1939 году, затем в начале войны стихи были переделаны . Михаил Максимов взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад.Песня стала символом живого слова, да и просто жизни. запись делалась зимой 1943 года в холодном здании студии. Шульженко пела не раздеваясь. Оператор Галя Журавлева положила на станок восковой диск, и запись пошла. Артистка пела, а Галя вспоминала проводы своего мужа, который оставил её с маленьким сынишкой на руках. Оператор слушала и не замечала, что её слезы падают на воск и растапливают его. Запись оказалась негодной, но таким „браком“ Шульженко гордилась всю жизнь».
А еще, ребята, должна вам сказать, что на музыку этой песни в самом начале войны была исполнена еще одна известная песня (звучит песня "22 июня...")
Итак...

«Синенький скромный платочек»





Стихи и песни о Великой Отечественной войнеTimes New Roman