Разработка урока по литературе Владимир Высоцкий Он не вернулся из боя
Литературное чтение
Тема: Владимир Высоцкий «Он не вернулся из боя».
Цель: расширение знаний о Великой Отечественной войне по произведениям советских поэтов.
Задачи:
1.познакомить с биографией и творчеством В.С. Высоцкого, учить анализу поэтического текста, формировать собственную точку зрения на определенные события;
2.развивать выразительность чтения, познавательную активность, читательский интерес, внимание, память, аналитические способности;
3.воспитывать чувство сострадания, неприятие к насилию, дружеские чувства к одноклассникам.
Оборудование:
Интерактивная доска, ТСО, карточки с текстом биографии В.С. Высоцкого, индивидуальные листы для работы (по биографии писателя), учебник литературного чтения.
Ход урока
I.Организационный момент
Психологический настрой
-Ребята, у вас у каждого в классе есть друзья, подруги. Сейчас подойдите к своему другу или подруге и пожелайте ему или ей что-нибудь хорошее, чтобы поднять настроение.
II.Вызов
-Ребята, а вы знаете, кто такой Высоцкий?
-Хотите узнать?
-Тема нашего урока – знакомство с одним из стихотворений Владимира Высоцкого.
-Что бы вы хотели узнать о Владимире Высоцком?
(дети отвечают)
-Начнем знакомство с его биографии.
III.Осмысление
1.знакомство с биографией поэта
-Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с биографией В. Высоцкого. У вас есть его биография, распечатанная на листах. Вы ознакомитесь с ней, затем заполните лист для индивидуальной работы. После окончания работы проведем взаимопроверку и взаимооценивание по парам.
Давайте подумаем вместе, как вы сможете оценить работу своего партнера?
(Обговаривается и составляется разбалловка оценивания, выносится но доску)
«5» - правильные ответы на 7-8 вопросов;
«4» - правильные ответы на 5-6 вопросов;
«3» - правильные ответы на 3-4 вопроса;
«2» - правильные ответы на 2-0 вопросов.
Детям раздаются листы с распечатанной биографией поэта, они внимательно изучают ее:
Владимир Семенович Высоцкий
Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
После окончания школы Владимир Высоцкий решил стать артистом и поступил учиться в Школу – студию МХАТ. В 1961 году он написал свою первую песню «Татуировка».
Владимир Высоцкий работал актером в театре драмы и комедии на Таганке, очень много снимался в кинофильмах. Кроме этого, Владимир Семенович являлся поэтом, композитором и певцом своих собственных песен. Он сочинял песни на разные темы: лирические, военные, юмористические драматические.
Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года. Его песни и стихи интересны до сих пор в современном мире.
Затем отвечают на вопросы, записывая ответы в индивидуальном листе для работы:
Индивидуальный лист для работы
ФИО поэта______________________________________________________________
Когда и где родился _________________________________________________ __________________________________________________________________
Кто родители ______________________________________________________ __________________________________________________________________
Где учился после школы ____________________________________________
Первая песня_______________________________________________________
Кем работал________________________________________________________
Когда скончался__________________________________________________________
Дополнительная информация_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за работу_____________
После выполнения работы на карточках ребята обмениваются индивидуальными листами и оценивают работу своего партнера по составленной ранее разбалловке.
Продолжение беседы:
-Расскажите, что вы узнали о Владимире Высоцком?
(ответы детей)
-Чтобы узнать еще больше о поэте, давайте посмотрим слайдовую презентацию (слайды 1,2,3,4)
В ходе просмотра презентации слайды комментируются учителем и учениками.
-Что вы можете сказать о характере этого человека? (целеустремленный, активный, творческий, подвижный, сильный характер)
(Дети должны, глядя на фотографии поэта, по его внешнему виду, предположить черты характера В.Высоцкого, возможна направляющая роль учителя, потому что у детей могут быть затруднения )
Продолжение беседы:
-Скажите, а на какие темы автор писал стихи?
(дети уже узнали эту информацию при изучении биографии поэта, должны ответить без труда)
-Одна из тем творчества В.Высоцкого – это война, взаимоотношения между людьми в военное время. Но прежде чем познакомиться со стихотворением, давайте поговорим о ваших дружеских отношениях. Что вы испытываете к своим друзьям? Хорошо вам вместе общаться, играть? А если бы ваш друг или подруга покинул бы вас навсегда, что бы вы испытали?
(дети отвечают на все вопросы, это направляет их на понимание темы и идеи произведения)
2.знакомство со стихотворением
а)-Стихотворение В.Высоцкого называется «Он не вернулся из боя». Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
(литературное прогнозирование, учащиеся должны поразмышлять, о чем может быть данное произведение, опираясь на его название)
б)прослушивание песни «Он не вернулся из боя» в исполнении автора
-Я предлагаю вам послушать произведение В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» в исполнении самого автора.
(использование ноутбука в качестве ТСО)
Перед прослушиванием ставлю конкретные задачи:
-Обратите внимание, какие чувства хотел передать автор своим произведением?
-Прислушайтесь, какие слова будут вам непонятны?
После прослушивания текста песни обсуждение с учащимися по ранее поставленным вопросам
в) чтение стихотворения учителем
-Сейчас стихотворение прочитаю я. Как вы думаете, какие чувства я должна буду передать?
(дети проговаривают)
Чтение учителем, обсуждение с учащимися:
-Смогла ли я передать чувства, заложенные автором? Чем текст стихотворения отличается от текста песни?
г)словарная работа
Невпопад
Будто из плена весна
Землянка
(У ребят по ходу знакомства с текстом могут возникнуть вопросы по значению незнакомых слов и выражений, обсудим вместе с ними их значение)
IV.Физминутка-Давайте проведем тренинг «Прикоснись к другу». Разбейтесь на пары и коснитесь друг друга по команде: голова, локти, коленка, нос, ладошки, спина, плечо. Вы почувствовали поддержку своего друга?
V.Осмысление
1.самостоятельное чтение
-Что нужно сделать, чтобы понять стихотворение?
Дети ответят, что нужно внимательно прочитать текст 2-3 раза, затем будут внимательно перечитывать текст для понимания его смысла
2.анализ конкретного содержания
-Я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопросы по содержанию текста стихотворения. Мы разобьемся на группы таким образом: подойдите к тому ребенку, с кем вы мало общаетесь и дружите меньше всего.
Вопросы для групп (каждая группа отвечает на 1 вопрос):
1.Ответьте на вопрос, заданный В.Высоцким самому себе: «Почему все не так?»
2.Какова роль повтора предложения: «…он не вернулся из боя»? Как это объясняет чувство автора к погибшему другу?
3.Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения: «Только кажется мне, это я не вернулся из боя?»
4.Какова тема и идея стихотворения? Является ли это стихотворение актуальным в современном мире и почему?
Вопросы распечатаны на индивидуальных листах для работы в группе.
-Давайте определим критерии оценок, обсудив их все вместе.
Учащиеся предлагают свои варианты критериев, вместе выбираем подходящие для оценивания данной работы; критерии потом выносятся на интерактивную доску:
1.правильность, полнота ответа – 1 балл;
2.участие в обсуждении всех членов группы – 1 балл;
3.доступность объяснения при выступлении – 1 балл.
Учащиеся обсуждают в группах, выбирают спикера для выступления, спикеры выступают, дети задают вопросы к выступающим, оценивают работу ребята из других групп (только по 2-му критерию оценку участия в обсуждении дает выступающая группа). Учитель акцентирует внимание
3.отработка выразительности чтения
-Сейчас мы с вами почитаем стихотворение выразительно. При этом будем оценивать чтение каждого из вас, опираясь на критерии оценивания выразительного чтения.
Эти критерии разработаны совместно с учащимися с 1-го класса, дети их очень хорошо знают:
1.громкость чтения – 1 балл;
2.отсутствие ошибок – 1 балл;
3.передача чувств, интонаций – 2 балла;
4.скорость чтения – 1 балл;
Дети читают отрывки стихотворения, их чтение оценивают одноклассники
4.дополнительный материал
-Как вы думаете, есть ли еще у Владимира Семеновича Высоцкого стихи о войне?
-Наши дети по моей просьбе нашли в интернете стихи и сейчас их прочитают.
VI.Рефлексия
Составление синквейна В.Высоцкий (совместная работа)
-Давайте все вместе составим сиеквейн со словом Высоцкий.
1.Высоцкий;
2.Трудолюбивый, известный;
3.Писал, пел, выступал;
4.Высоцкий – знаменитый поэт и композитор;
5.Актер.
-Как вы считаете, ваши личные знания, умения, качества характера изменились после этого урока? Каким образом?
VII.Оценивание
Суммативное оценивание: взаимооценивание при работе над биографией + работа в группе + выразительное чтение + активность при составлении синквейна
13 – 15 баллов – «5»
10 – 12 баллов – «4»
7 – 9 баллов – «3»
Ниже 7 – «2»
VIII.Домашнее задание
Выразительное чтение с 237-238, найти дополнительно стихи или песни В. С. Высоцкого