О составлении дополнительной общеобразовательной программы «Веселая кисточка» для обучающихся 5-10 лет
О составлении дополнительной общеобразовательной программы
«Веселая кисточка» для обучающихся 5-10 лет
Составитель: Монакова Ольга Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО г. Иркутска ДЮЦ «Илья Муромец»
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Актуальность программы.
На сегодняшний день существует множество разнообразных программ для дошкольников, направленных на развитие их художественного творчества. Программа «Веселая кисточка» предполагает не только знакомство детей с миром цветов и красок, но и вводит их в мир математики (знакомит с начальными основами геометрии, а именно: с геометрическими фигурами), через серию занятий ребята узнают о разнообразных способах рисования.
Практическая значимость.
Вышеперечисленный комплекс занятий способствует разностороннему развитию детей и является начальным подготовительным этапом для усвоения школьного программного материала.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи.
Образовательные:
- обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, посредством передачи в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
Воспитательные:
- эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребность в постоянном общении с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;
Развивающие:
- развивать зрительную память, пространственные представления, творческое воображение, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности;
- формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности и произведениям изобразительного искусства, интерес и любовь к изобразительному искусству.
Содержание программы построено по принципу концентричности: от простого к сложному.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - двухгодичной.
Отличительные особенности программы.
Составлена для дошкольников (4,5-6 лет) и младших школьников (7-10 лет), способствует развитию мелкой моторики и одновременно позволяет решить творческие задачи доступным для обучающихся способом.
Сроки реализации образовательной программы рассчитана на 3 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
Второй и третий год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.
Формы и режим занятий.
Учебные группы состоят из 10-15 человек, занятия проводятся по 2 часа в неделю на 1-2 году обучения для дошкольников, по 3 часа в неделю на 1-2 году обучения для обучающихся младшего школьного возраста. Всего в течение учебного года для дошкольников - 72 часа, для обучающихся младшего школьного возраста – 108 часов.
Предусматривается два варианта организации занятий:
1-й вариант. Групповая форма деятельности.
2-й вариант. Индивидуальная форма деятельности.
Ожидаемые результаты.
После первого года обучения:
Теория:
Понятие об основных цветах.
Понятие об основных приемах композиции.
Понятие о различных техниках ИЗО.
Понятие о декоративном рисовании.
Начальные знания о фигуре и голове человека.
Умения и навыки:
Первичные навыки работы с инструментами и материалами ИЗО.
Развитие мелкой моторики рук.
Аккуратность и терпение в выполнении работы.
Умение из простых форм создавать узнаваемые предметы.
Умение располагать изображаемый предмет в листе по центру.
Умение передать выразительность в работе.
После второго года обучения:
Теория:
Понятие о дополнительных цветах.
Понятие об основных приемах композиции.
Понятие о видах ИЗО (портрет, пейзаж, натюрморт).
Понятие о линейной перспективе (больше - меньше, ближе - дальше).
Углубление знаний о пропорциях человека.
Расширение знаний об ИЗО.
Умения и навыки:
Освоение различных техник работы с мелками и акварелью.
Развитие мелкой моторики рук.
Аккуратность и терпение в выполнении работы.
Умение передавать форму и цвет изображаемого предмета.
Умение передавать изображение первого и второго плана.
Умение самостоятельно составлять несложные композиции в декоративном рисовании, рисовании по воображению, сюжетном рисовании.
Способы определения результативности ожидаемых результатов.
Применяются следующие формы оценки результативности: промежуточный контроль – после первого полугодия; итоговый контроль – в конце каждого года обучения.
По результатам работы у ребенка будут формироваться навыки, для достижения эффекта и их эмоционального закрепления, необходимо перенесение акцента с планируемых результатов на сам процесс.
Ребенок приобретает умение переносить и воплощать свои мысли на бумагу.
Умение изображать на бумаге предметы по памяти и представлению, а также работать с натурой.
У ребенка расширяется интерес к различным видам изобразительного искусства.
Ребенок должен получить знания на основах изобразительной грамоты.
У ребенка будут сформированы навыки композиционного решения, понятия цветового решения.
Текущий контроль. Ребенок должен получить знания по рисунку:
Построение предметов, штриховка.Ребенок должен получить знания по живописи:
знать цветовой круг;
создавать оттенки цвета;
смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, а также смешивая краски между собой.Ребенок должен получить знания по композиции:
понятие линия, пятно, контраст цветов;
отличить основные цвета от составных.
Итоговый контроль. Результат обученности ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе выставочных работ.
Формы подведения итогов.
Отслеживание результата проводится по трем уровням сложности:
1. Репродуктивный (знание, умение).
2. Частично-поисковый (знание, умение).
3. Творческий (знание, умение).
Критерии знаний и умений определяются по тематическому плану.
Кроме того, используются следующие методы подведения итогов: отчетная выставка, викторина, устный опрос.