Разработка урока по сольфеджио Малая и большая секунды
Партенитская музыкальная школа им.Пчелинцевапреподаватель ЛутченкоВ.Н.
Сценарий урока сольфеджио
2 класс
Тема урока: «Секунда малая и большая»
Цель урока: «Закрепление понятий «тон – полутон» через освоение интервала секунда».
Задачи урока:
Обучающие:
научить сравнивать и эмоционально воспринимать малую и
большую секунду;
исполнять голосом интонацию малой и большой секунды;
Развивающие:
развитие гармонического слуха и музыкальной памяти;
приобретение навыков музыкально-творческой деятельности;
развитие воображения учащихся;
Воспитательные:
воспитание слухового внимания;
воспитание эмоциональной памяти.
Тип урока: комбинированный
Продолжительность урока: 45 минут
План урока.
Ход урока Слуховые навыки и музыкальная грамота Содержание урока Музыкальный и наглядный материал
1.Повторение интервалов. Повторение строения натурального мажора. Закрепление интонаций полутона и тона. Пение гаммы
До мажор, интонационных упражнений. Пение гаммы по два звука с фиксацией тонов и полутонов. Гамма, записанная на доске. Фортепианная клавиатура.
2.Малая и большая секунда. Интонация интервала в мелодическом звучании.
Подбор знакомых песен из сказки. Слуховые упражнения.
Обозначение интервала. Пение попевки «Петушок и курочка» Игра «Попрыгунчики». Т. СтоклицкаяИнтервальные карточки.
Рисунки детей к сказке Л.В. Николаева «Про ёжика Секунду и его друзей».
3.Музыкальный диктант (устно) Интонация секунды.
Размер. Длительности. Работа с ритмическим рисунком песни «Куклы-неваляшки» и закрепление интервала. Ритмические карточки.
4.Секунда в гармоническом звучании.
Повторение: куплетная форма. Слуховое восприятие гармонических интервалов. Разучивание песни.
Определение формы и структуры мелодии. Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
4.Импровизация на фортепиано. Закрепление секунды в гармоническом звучании. Прослушивание музыкальной пьесы, определение образа.
Сочинение. Б. Заходер «Ёж»
Д. Кабалевский «Ёжик»
Содержание и ход урока.
1.Повторение интервалов.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Сначала мы вспомним названия интервалов.
Дети: Терция, октава, секста, кварта, секунда, септима, квинта, прима.
Учитель: Вы очень хорошо запомнили интервалы. Что помогло вам запомнить их?
Дети: Нам помогла сказка об интервалах. В ней ежик Секунда встретил друзей. Сначала он встретил обезьянку по имени Секста, потом маленького жирафа Септиму и других.
Учитель: Я вижу, как вы полюбили героев сказки, и ваши замечательные рисунки, на которых они изображены, сегодня нас радуют и помогают нам.
А что такое интервал?
Дети: В музыке это два звука. Это расстояние между звуками.
Учитель: Правильно, ребята, интервал – это сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Послушайте несколько интервалов.
Одинаково или по-разному они прозвучали?
Дети: Они разные. Одни интервалы звучали мягко, красиво, другие резко.
Учитель: Действительно, все интервалы имеют свою окраску, свой характер, как и герои нашей сказки.
Сейчас споем гамму - До мажор и наше упражнение: До-Ре – это тон, Ре-Ми – это тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – это тон, Соль-Ля – это тон, Ля-Си – это тон, Си-До – полутон.Ребята, сколько раз в гамме нам встретился полутон?
Дети: Два раза. Это – ми-фа и си-до.
Учитель: Верно! Вспомните считалочку о строении мажорной гаммы.
Дети: Тон-тон, полутон, 3 тона, полутон.
Учитель: Молодцы!
2. Малая и большая секунда.
Учитель: А теперь споем вместе знакомую нам песенку «Петушок и курочка».
На скольких звуках построена песенка?
Дети: На двух звуках: соль и ля.
Учитель: Это правильно, ребята. На двух соседних ступенях, которые образуют интервал Секунду. А одинаково ли звучала секунда?
Дети: Нет, одна была веселее, а другая грустная.
Учитель: Да, одна секунда «Ля-си» была величиной в целый тон, а вторая «Ля-си бемоль» «сжималась» до полутона.
Значит, секунда в 1 тон – большая, а секунда в полтона?
Дети: Маленькая.
Учитель: Мы будем ее называть – малая. Послушайте большую и малую секунды еще раз и вслушайтесь в их характер. Как они звучат?
Дети: Малая секунда звучит «жалобно», «осторожно», а большая секунда шире и «смелее».
Учитель: Вы правильно заметили это. Обозначать их мы будем так:
Б.2 – большая секунда, М.2 – малая секунда.
Вы помните песенки ёжика Секунды из сказки? Давайте проиграем их от звука «РЕ».
Дети играют и поют песенки грустного и веселого ежика.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать, ребята?
Дети: В грустной песенке ёжика звучит малая секунда, а когда ежик нашел друзей, то стал петь весело – это большая секунда.
Учитель: Очень хорошо! А теперь мы поиграем в игру «Попрыгунчики».
Разделимся на две группы, одна группа – малые секунды, вторая – большие.
Группы встают спиной друг к другу, услышав свой интервал (в мелодическом звучании) подпрыгивают два раза.
3. Музыкальный диктант
Учитель: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушайте песню «Куклы-неваляшки».
Преподаватель исполняет песню с аккомпанементом.
Какой характер у песни?
Дети: Веселый! Задорный! Мажорный!
Учитель: Верно, ребята. На следующем уроке мы с вами разучим эту песню, а пока послушайте ее начало и прохлопайте ритмический рисунок.
«Динь-дон, динь-дон, что за странный перезвон?»
Учитель: Какой размер в мелодии?
Дети: 2/4
Учащиеся хлопают ритм и выкладывают его ритмическими карточками.
Учитель: Ребята, а какой интервал повторяется в мелодии?
Дети: Секунда! Большая секунда!
Учитель: Правильно, мы услышали большую секунду, которая звучала смело, весело. Начинается песня от звука Соль. Спойте большую секунду от звука Соль.
Дети поют секунду «Соль-Ля».
Затем сольфеджируют мелодию и хлопают ритмический рисунок. Один ребенок играет ее на фортепиано, еще один показывает на фортепианной клавиатуре (планшет).
4. Секунда в гармоническом звучании.
Учитель: Ребята, вы знаете русскую народную песню «Как пошли наши подружки»?
Дети: Да! Нет! Знаем!
Учитель: Внимательно послушайте песню, и я задам вам несколько вопросов.
Преподаватель поет все куплеты песни.
Итак, сколько куплетов в песне?
Дети: Три куплета.
Учитель: Из чего состоит каждый куплет: из запева и припева или только запева?
Дети: В куплетах были запев и припев.
Учитель: А теперь всю мелодию куплета разделим на фразы и сравним их.
Дети: Всего четыре фразы и они повторяются.
Учитель: Получается такое строение: АА ББ. Выучим припев: «Сею, вею, вею, вью, в лес по ягоды гулять». Какой интервал вы слышите в мелодии?
Дети: Секунда большая.
Учитель: А теперь споем всю песню таким образом: запев буду петь я, а вы хлопаете доли, припев подхватываете вы и хлопаете ритмический рисунок мелодии.
Молодцы! Учитель играет песню в терцию.
Как вам кажется дружно ли живут подружки?
Дети: Да, дружно.
Учитель: Но однажды они «поссорились» и песенка зазвучала так. Исполняется мелодия песни в секунду.
Какой интервал изобразил «ссору» подружек?
Дети: Секунда.
Учитель: Значит, когда в секунде два звука звучат одновременно, то она становится резкой, даже «колючей».
5..Импровизация на фортепиано. Закрепление секунды в гармоническом звучании.
Учитель: А сейчас, ребята послушайте стихотворение:
- «Что ж ты, ёж, такой колючий»?
- «Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи». / Б. Заходер/
А теперь прослушайте пьесу Дмитрия Кабалевского.
Преподаватель играет пьесу, не называя ее.
Кого изображает музыка – лисицу, волка, медведя или ежа?
Дети: Ежа! Ежа!
Учитель: А почему ежа?
Дети: Потому что музыка колючая, как ёжик.
Учитель: Правильно. А какой интервал помогает его изображать?
Дети: Секунда!
Учитель: А вы хотите придумать и изобразить своего ежа?
Дети: Да! Да! А мы сможем?
Учитель: Подходите к фортепиано и мы вместе попробуем. Для начала мы сочиним маленькую тему ёжика, а затем сыграем ее в секунду.
Обдумав, какой образ ежа будет создан, была сочинена тема, и дети с удовольствием ее проиграли в секунду.
Учитель: Итак, сегодня на уроке, ребята, мы еще лучше узнали интервал секунду.
Какие бывают секунды?
Дети: Мы узнали малую секунду и большую
Учитель: Молодцы! Малая секунда, если в ней две ступени и полтона, а большая – две ступени и целый тон. Мы научились различать секунды на слух и даже научились изображать с помощью секунд колючего ежика.