Мечеть — Дом Божий











Конспект НОД

«Мечеть  Дом божий»

для детей подготовительной группы


Составила:
воспитатель I кв. категории
МАДОУ «Детский сад № 59»
Давыдова С.М.
























Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: 6- 7 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность
Формы организации: группа
Цель:
Воспитание уважительного, заботливого отношения к миру и людям других национальностей и вероисповеданий; развитие коммуникативныхспособностей.
Задачи:
1. Образовательные: формировать знания детей о мечети
2. Развивающие: развивать интерес и элементарные представления о мечети и исламском вероисповедании
3. Воспитательные: воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других вероисповеданий. Формировать основы культуры поведения в мечети.
Оборудование и материалы: мультимедиа с презентацией, календарики, дидактическая игра: «Сложи из частей»
Словарь новых слов: мечеть, минарет, мусульмане, ислам, христианство.
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Утреннее приветствие: «Пирамида добра»
(дети строят пирамиду из рук, называя добрые слова друг другу)
1. Вводная часть: Воспитанникам предлагается ответить на вопросы:
- назовите страну, в которой мы живем (Российская Федерация);
- назовите столицу Российской Федерации (Москва);
- назовите города, которые знаете
- назовите материал, из которого могут строиться здания (кирпич, камень, дерево)
- для чего нужны здания? (чтобы жить, учиться, отдыхать);
- какие здания есть в нашем городе? (детские сады, школы, магазины, клубы, храмы и т.д.)
Воспитанники рассматривают плакаты с изображением зданий города Кунгура и называют их.
- Воспитатель обращает внимание детей на фотографию мечети и спрашивает:
- Как называется это здание?
- Кто видел это здание в нашем городе?
- Вы хотите, чтобы я рассказала Вам об этом здании? (ответы детей)
2. Основная часть: Рассказ о мечети сопровождается показом на экране проектора.
Воспитатель: - Это здание называется мечеть. Мечеть – это богослужебное здание мусульман. В переводе с арабского языка обозначает "место поклонения". Так же как и христианская церковь, мечеть является «Домом Всевышнего». В нашем городе большинство жителей христиане. Религия у этих людей называется – христианство, а вера христианская. Кроме христиан, в нашем городе живут мусульмане. Религия у этих людей называется – ислам, а вера - мусульманская. Храм у христиан называется церковь или собор, а у мусульман называется мечеть или соборная мечеть.
Соборная мечеть построена в самом центре города. Через дорогу от нее возвышается православный Свято - Никольский храм. Строилась Кунгурская мечеть почти 10 лет.
Вопрос: Из какого материала построена Мечеть в Кунгуре? (из красного кирпича)
Само строение имеет прямоугольную форму. Мечеть обязательно дополнена минаретом – высокой узкой башней, их количество может достигать 9-ти
Вопрос: - Сколько минаретов у Кунгурской мечети? (один минарет).
Высота минарета  26 метров
Вопрос: Что находится над куполом мечети? (полумесяц) - Золотой или серебряный полумесяц является символом ислама. Его же в уменьшенном варианте мусульмане носят на шее, как православные люди носят крестики. В церкви все христиане, независимо от половой принадлежности, совершают молитву в едином зале. Это не применимо в мечети, она делится на два зала или два уровня.  Первый (и главный) для мужчин располагается справа (сверху) Второй слева (внизу) для женщин. Заходить в мужской зал женщина не имеет права!
Возле мечети есть специальные дворики или помещения для омовения (вымыть) рук и ног – отдельно для мужчин и женщин.
Входя в мечеть, необходимо снимать обувь. Пол, на котором сидят мусульмане, застилается коврами. Вопрос: - Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать человек по отношению к людям другой веры? (добротой, уважением, доброжелательностью, миролюбием)
Воспитатель: Нужно принимать людей такими, какие они есть, уважать их веру, не навязывать свою. Каждый истинно верующий человек старается творить добро, отрицать плохое, старается помочь ближнему и ведет здоровый образ жизни.
- Дети мусульманской веры, так же как и дети христианской веры любят играть. Сегодня я вас познакомлю с народной татарской игрой «Тимербай».
(воспитатель знакомит с правилами и словами игры)
(дети встают в круг)
- Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
На полянку побежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
(водящий делает какое – нибудь движение, все должны повторить его)
Воспитатель приглашает детей пройти к столам, на которых лежат конверты.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сложить из частей картинку. Работать вы будете в парах. На картинке должно получиться здание – это Кунгурская мечеть (фото мечети на слайде)
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я познакомила вас с новым зданием.
- Кто запомнил, как это здание называется? (мечеть)
- Где это здание располагается? (в центре города Кунгура, через дорогу от Свято – Никольского храма)
- Кто запомнил, что такое минарет? (это высокая башня)
- Сколько минаретов у Кунгурской мечети?
- Что находится над куполом мечети? (полумесяц)
- Как называется религия у мусульман? (ислам)
- Как называется вера у мусульман? (мусульманская)
- Можно ли мужчинам и женщинам заходить в мечеть вместе? (нет, поэтому в мечети два зала)
- Мы с вами играли в татарскую игру, какие национальности вы ещё знаете?
- Есть ли у вас родственники другой национальности?
А сейчас послушайте стихотворение Виктории Дьячковой «МЕЧЕТЬ»
(слайды с изображением разных мечетей)
Островерхие минареты
Устремляются ввысь, в небеса.
Правоверный! Где бы ты не был,
Помолись – так Пророк сказал.
Ты в мечети. Здесь только молитвы
Приглушенно звучат в этот час.
Оставляя невзгоды, обиды,
Помолись, правоверный, о нас!
Воспитатель: Хочу вам подарить календарики с изображением Кунгурской мечети. Что вы сегодня узнали нового и интересного, что вы сможете рассказать своим близким и друзьям.













Заголовок 115