Проблемные задания и вопросы по обществознанию (9 класс)


Проблемные задания, вопросы по обществознанию
9 класс
Тема
Проблемное задание, вопрос


Политическая система и её роль в жизни общества
В 1906-1910 гг. В России была проведена Столыпинская аграрная реформа. Правильно ли назвать эту реформу политикой царского правительства? Аргументируйте вой ответ, опираясь на понятие «политика».

Политика и власть
В сфере политики с помощью власти происходит распределение и перераспределение ресурсов и благ, статусов и привилегий и для политика существует возможность выйти из-под правового контроля общества. Каким образом общество может не допустить безнравственного поведения политиков или наказать их?

Влияние СМИ на политическую жизнь общества
Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

Правовое государство
Правовое государство: миф или реальность?

Философ древности Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?

Политические режимы. Авторитаризм и тоталитаризм
Почему в одних странах складываются демократические, в других тоталитарные режимы?
Дайте сравнительную характеристику авторитарных и тоталитарных режимов.
Какие условия и причины, на Ваш взгляд, привели к возникновению тоталитаризма в нашей стране?
Почему в
·
· веке тоталитарные режимы возникли в ряде стран Европы?
По каким признакам можно определить демократичность или недемократичность политического режима?

Политические режимы. Демократия
Обсуждение основных формальных признаков демократии.
Тезис: Власть принадлежит народу, народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей. Проблема. Народ – это часть общества или всё общество в целом?
Тезис: Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.
Проблема. Меньшинство – это качественная или количественная характеристика? Может ли меньшинство становиться большинством (политический и националистический аспекты)? При каких условиях? Как с этим быть?
Тезис: Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения.
Проблема. Существуют ли границы, за которыми прекращается многообразие и начинается вседозволенность? Как измерить эти границы? Поддаются ли они в принципе логическому осмыслению?

Почему срок жизни многих демократий оказался недолговечным?
Приведите аргументы: ЗА демократию, ПРОТИВ демократии.

Какие типы политических систем – демократический или тоталитарный являются более устойчивыми и жизнеспособными?
Каковы пути перехода от тоталитаризма к демократии?
Что необходимо сделать в России для формирования подлинной демократии?

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум
Иногда человек заявляет: «Я вне политики! Я политикой не интересуюсь!». Выскажите ваше отношение к такой позиции.

Широко известны строки из стихотворения Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Объясните, что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества?

Политические партии и движения
Дж. Вашингтон, отец-основатель американской государственности, выступал против политических партий как выразительниц противоречий в обществе. «Они только будоражат общественное мнение», - говорил он. Как вы думаете, прав ли Дж. Вашингтон?