Урок по истории Отечества на тему Население Луганского края в период Золотой Орды
Государственное учреждение «Луганский учебно-воспитательный комплекс специализированная школа І ступени – гимназия №52»
урок в 6-ом классе по истории Отечества
по теме:
«Население Луганского края в период Золотой Орды»
учитель истории и обществознания
высшей категории
Заика Наталья Николаевна
Луганск 2016
Тема: «Население Луганского края в период Золотой Орды»Цели урока:
Обучающие: охарактеризовать положение земель нашего края в составе
Золотой Орды, выяснить последствия установления власти
Орды над краем.
Развивающие: развивать умения работать с презентацией, с видео, с
письменными источниками, развивать интерес к истории.
Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к историческому
прошлому родного края и формированию гуманистической
и гражданской позиции у учащихся.
Форма: урок
Тип: урок изучения нового материала.
Методы: словесный (рассказ учителя), наглядный (демонстрации презентации и видео), индуктивный, репродуктивный, самостоятельной работы (с источником), стимулирования интереса к учению, устного контроля и самоконтроля.
Основные понятия и термины: Дешт-и-Кипчак, Золотая Орда, бродники.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Организационный момент, приветствие - цель: создать психологический настрой учащихся
Мотивация: * работа с презентацией:
Учитель: ребята, обратите внимание на экран. Сегодня наша работа на уроке будет строиться, в основном, на работе с презентацией. Вы должны быть предельно внимательными, чтобы хорошо усвоить материал по очень важной для нас теме.
Итак, у нас приводятся высказывания из древнерусской летописи:
Слайд 1. Учитель зачитывает оба высказывания:
1."О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.." 2."Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Вопрос учителя:
- Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошло такое изменение, что случилось на Руси?
Примерные ответы:
- монгольское завоевание Руси
Слайд №2 - последствия завоевания были тяжелыми
Сообщение целей и темы урока.
Слайд №3- наша задача сегодня: познакомиться с событиями истории нашего края в этот период. Мы с вами выясним, что же в нашем крае происходило в ХIII-ХIV вв.. Об этом и пойдет речь на уроке, тема которого « Население Луганского края в период Золотой Орды». Внимание на экран.
Слайд№4- запись в тетрадях: число, классная работа, тема.
Слайд№5 - работаем мы по плану:
1.Монгольское вторжение на территорию края и включение половецких степей в состав Золотой Орды.
2. Золотоордынцы в луганских степях.
3. «Бродники». Русские поселки в Золотой Орде.
4. Междуусобные войны в степи.
Актуализация опорных знаний по теме:
Учитель: начнем наш урок с вопросов: что мы знаем о монголо-татарах? Каковы условия возникновения Монгольской державы?
Примерный ответ учащихся:
- Монголо-татары – кочевники. Мерилом богатства были скот и пастбища. Монголы вели кочевое хозяйство и не строили городов. Главное занятие – разведение коней, рогатого скота и овец.
В XIII веке у монголов зарождаются феодальные отношения. Эти процессы привели к тому, что у монголо-татар образуется единое государство во главе с Темучжином (Чингисханом), которое завоевало огромную территорию и носило военизированный характер. Ориентир на завоевание новых земель был жизненно важным для этого государства.
В то время, когда свершился упадок Киева в условиях феодальной раздробленности и обозначились новые центры (Новгород, Владимир, Галич), на Руси и появляются новые кочевники уже во главе с ханом Батыем (в истории закрепилось название монголо-татары). Их появление на Руси, ослабленной феодальными усобицами, привело, в результате, к завоеванию Руси монголо-татарами и включении ее в состав Золотой Орды.
Учитель: итак, в ходе урока мы должны с вами рассмотреть процесс завоевания территории нашего края монголо-татарами и включение его в состав Золотой Орды; выяснить: кто такие «бродники» и определить причины междуусобиц в Орде и их последствия для населения нашего края.
1.Монгольское вторжение на территорию края и включение половецких степей в состав Золотой Орды.
Учитель: давайте вспомним: кто проживал на территории нашего края в 13 веке?
Примерный ответ: кочевые племена половцев
Слайд № 6, 7 - учитель: смотрим на экран: половцы пришли на Дон с Алтая и принесли с собой особые язык, верования и обычаи. Арабские географы отмечали религиозность, храбрость, подвижность, красоту фигуры, правильность черт лица и благородство половцев.
Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. Крупные становища со временем становились подобиями городов. Известны некоторые их названия: Шарукань, Сугров, Балин.
Учитель: внешний вид половцев представлен на экране.
Слайд № 8,9- краткий просмотр
Учитель: территорию проживания половцев называют – Дешт-и-Кипчак, что в переводе с персидского означает - «степь половецкая». Территория Западного Кыпчака известна в древнерусских летописях под названием «Половецкая земля» и «Половецкая степь», а в византийских и европейских источниках — под названием Комания. Простирается эта территория от Каспия до Дуная. Внимание на экран…
Слайд № 10- демонстрация видео.
Учитель: половецкая степь также подверглась монгольскому разорению. Мы можем наблюдать это на карте. Смотрим на экран…
Слайд №11- комментированный рассказ учителя с помощью демонстрации презентации, конспектирование в тетрадь учащимися основных событий :Далее учитель просит записать информацию о монгольских вторжениях в тетрадь
- первое нашествие монголов на Дешт-и-Кипчак -1222-1223 гг.
и демонстрирует учащимся видеоматериал - слайд №12
Слайд №13 - новое нашествие - 1228-1229 гг. имело для нашего края более тяжелые последствия.
Слайд №14 - источники сообщают о массовом уходе половцев со своих прежних степных пастбищ, от святилищ, насиженных и наезженных веж в другие места, главным образом в соседние земли.
Слайд №15- наш край заметно опустел, имя половцев-кипчаков теперь фигурирует в списках завоеванных и покоренных народов, наряду с аланами, болгарами, русскими и другими народами.
Слайд №16-после третьего набега монголо-татар в 1235-1236 гг. уже предпринимаются планомерные походы с целью завоевания Половецкой степи.
Слайд №17 - В 1237 – 1238 гг., после Волжской Булгарии, пал и половецкий мир. Вскоре обширные кипчакские степи превратились в основные земли Золотой Орды.
- просмотр видео № (в презентации или отдельно)
Учитель просит прокомментировать учащихся информацию о последствиях монгольских вторжений и записать даты следующих монгольских набегов.
Слайд №18 – с помощью указки «очертить» на экране завоеванную территорию нашего края в составе Золотой Орды
Учитель (делает вывод сам или просит его сделать учащихся): таким образом, с середины ХIII века наш край, населенный половцами, оказался завоеванным и включенным в состав государства Золотая Орда.
2. Золотоордынцы в луганских степях.
Рассказ учителя: существует мнение, что с XIII в. и дальше во времени на нашей территории было "Дикое поле", в понятие которого многие литераторы, краеведы, учителя вкладывают нечто исторически бесперспективное, "безжизненное", "разбойное". Даже связующие нити - дороги - в литературе иногда называют "бандитскими шляхами".
Слайд №19 - что же все-таки было в Подонцовье в монгольский период?
- рассказ учителя с ссылкой на слайд № 20:
Последствиями монгольского завоевания наших земель было:
1. Монголы превратили завоеванные земли в пастбища для своего скота.
2.Была нарушена структура половецкого общества и хозяйственная комплексность в виде пастушеско-земледельческого хозяйства.
3.3авоевание оборвало нити торговых путей, которые проходили и через половецкие земли Подонцовья.
-запись в тетрадь последствий завоевания
Слайд №21 - комментированный рассказ учителя: в 40-е годы XIII в. хан Батый создал на завоеванных землях новое государство — улус Джучи, или Золотую Орду. Столицей стал город Сарай на Волге (возле современной Астрахани). Границы Золотой Орды простирались от Иртыша на востоке до Дуная на западе. В состав Орды входило множество покоренных народов, но одним из самых значительных были кипчаки (половцы).
Восточные авторы улус Джучи часто по-старому называли Дешт-и-Кипчак. Вскоре язык половцев стал господствующим в Орде и даже официальные грамоты, известные золотоордынские ханские ярлыки, часто писали на кипчакском языке. Рядовые монголо-татары смешались с половцами, переняли их язык.
Феодальная монголо-татарская аристократия держалась обособленно и жестоко эксплуатировала рядовых кочевников. В Золотой Орде вообще не было свободного населения. Каждый подданный обязан был работать на своего господина или отдавать ему часть продуктов своего труда. Обычно это был скот, поскольку основным занятием оставалось кочевое скотоводство.
Порядок в этом кочевом феодальном государстве основывался на родо-племенных традициях (строгое подчинение младшего старшему), развитом чиновничестве и сильной военной организации: каждый мужчина-пастух являлся одновременно и воином.
Вся Орда была разделена на улусы, они делились на более мелкие военно-административные единицы. У кочевников военное деление совпадало с административным. По требованию монгольского хана или его ставленника кочевники объединялись в сотни, тысячи и тумены (10 000) во главе со своими военачальниками. Их называют нукерами, нойонами и темниками. За короткое время крупный феодал мог собрать большое подвижное конное войско.
Слайд №22- рассказ учителя: в Золотой Орде было около 150 больших и малых городов – часть из них являлись прежними городскими центрами Крыма, Волжской Булгарии и Хорезма, остальные, среди них самые большие, возникли на земле бывшего Дешт-и-Кипчак. В 32 городах чеканились монеты.
Слайд № 23 - поскольку, основным населением степной части Подонцовья в XIII - XIV вв. оставались прежние кипчакские (половецкие) племена, они продолжили сооружение курганов, но по внешним признакам их могильники претерпели изменения.
Например, курганы обустраивали только на высоких грядах Донецкого кряжа, земляные насыпи отсутствовали, их заменили холмы, сооруженные только из камней. Один из самых больших могильников постмонгольского времени находится у с.Черемшино (Провалье) в Свердловском районе.
Слайд № 24- краткий просмотр фото
Рассказ учителя: население Орды представляло самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, а на нашей территории, в первую очередь, кыпчаков.
Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство, пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло.
Слайд №25 - феодально - зависимое монгольское и порабощенное местное население называлось в Орде "черной костью". К "черной кости" относились группы монгольского этноса: кара-чу, собанчи, уртакчи. Карачу (самую распространенную социальную единицу общества), в основном, составляли простые скотоводы - кочевники. Собанчи – это сельскохозяйственное население, как из числа монголов, так и покоренное население. К последним приравнивались этносоциальные группы «дикой степи» -бродники (наемники, казаки).
Слайд №26- учитель: важной для нас информацией является то, что относительно недавно в Луганской области археологи обнаружили местоположение летней ставки ханов Золотой Орды XIV столетия. Ставкой ханов оказался гребень узкого водораздельного плато диаметром чуть меньше километра, ограниченного с юга и севера оврагами. Плато полого спускается к источникам питьевой воды и к переправе на левобережную донецкую пойму. Месторасположение лагеря выбрано очень удачно: отсюда открывается живописный вид, а на окружающих холмах, как предполагают археологи, были размещены сторожевые заставы. Летняя ханская база напоминала город из сотен юрт, шатров и кибиток.Археологи предполагают, что обнаруженная ставка принадлежала хану Абдаллаху (1361-1370 гг.). Этот хан был потомком известного хана Узбека, распространившего в 1320 году ислам в Орде и запретившего посылать на Русь баскаков для сбора дани. По сути, Абдаллах-Хан был последним ханом из династии Батыя, т.е. Батугидом.
Слайд №27 -в подтверждение этой информации: местные жители регулярно находят татарские монеты и предметы быта на одном из водораздельных плато правого берега Северского Донца. Полученный вещественный материал представлен медными и серебряными монетами (найдено более 3000 монет), заготовками для их чеканки, свинцовыми единицами веса, железными топорами, удилами, медными и серебряными женскими украшениями, фрагментами оловянных зеркал, кусками серебряной руды, бытовыми предметами и их обломками.
Учитель (делает вывод сам или просит его сделать учащихся): таким образом, рассмотрев данную информацию, мы с вами можем сделать вывод об активном присутствии в ХIII –ХIV вв. золотоордынцев в наших степях.
- физкультминутка (1-2 минуты)
3. «Бродники». Русские поселки в Золотой Орде
Рассказ учителя: внутренние противоречия в Золотой Орде и постоянное соприкосновение кочевников с Киевской Русью привели к проникновению русичей на земли Подонцовья. Археологические раскопки свидетельствуют о появлении в XIV в. в наших местах "русских поселков".
Слайд №28,29,30,31 – в составе золотоордынских улусов XIII - XIV вв. прослежено несколько групп русского населения, отличных как раз по социальным признакам:
*служилое население
*военно - политические сообщества
*феодально - зависимые крестьяне
* люди, находившиеся в епархиальном ведении – православное население улуса Джучи ( в марте 1261 года, по ходатайству князя Александра Невского и по благословению ордынского хана Берке была основана Сарайская епархия православной церкви с кафедральным центром в столице Золотой Орды - городе Сарае,) Источник:http://www.gornovosti.ru/tema/history/orda-pravoslavnaya.htm
Территориально (и административно) русское население было сосредоточено на землях Червленого Яра и в Приазовье.
Основные занятия русского населения : * промыслы
* ремесленное производство
Характер поселений, планировка улиц, типы и размеры жилищ позволяют предположить наличие аналогичного древнерусскому общественное устройство.
При этом, русские поселенцы вполне могли быть в зависимом положении и их отношения регулировались морально-правовыми нормами, принятыми в Золотой Орде.
Насколько мы можем судить, славяне сохраняли свою культуру, но вынуждены были брать элементы строительной культуры кочевников из-за условий жизни в степи.
Подтверждение этой информации мы можем найти у Рубрука, фламандского монаха-путешественника (можно положить на парты, как раздаточный материал)
В своих путевых записках он говорит о градостроительной деятельности монголов в степях. Он сообщает, что нашел на левом берегу Дона поселок, населенный русскими, "которые перевозят на лодках послов и купцов". Поселок этот был устроен по приказанию самого Бату. Далее Рубрук отмечает, что ему сообщили о существовании другого такого же поселка ниже по течению реки, "где послы переправляются в зимнее время".
В материальной культуре указанных поселений прослеживаются следы влияния традиций Киевской Руси и Золотой Орды: керамика аналогична "русским" образцам Нижнего Поднепровья и Нижнего Дона, а степные традиции проявились в строительстве домов, о чем свидетельствует наличие соответствующих отопительных сооружений, характерных для бытового уклада кочевников, и употребление самана в качестве строительного материала.
Учитель: что вы запомнили о русских поселках на нашей территории в составе Золотой Орды в ХIII-ХIV вв.?
Примерный ответ: славянские(или русские поселения) были сосредоточены в Подонье и Приазовье. Основными занятиями были промыслы и ремесло. Можно выделить несколько категорий населения: служилые, военные, крестьяне и епархиальное население. Поселенцы сохраняли и свои традиции, и перенимали степные.
Слайд №32 - учитель: мы сегодня уже упоминали бродников. Бродники сами не оставили о себе письменных следов и это затрудняет их идентификацию.
*Работа с информацией (раздается учащимся)
Задание : прочитать и ответить на вопрос: что известно о бродниках из письменных источников?
1.Византиец Никита Акоминат в своём Слове в 1190 году утверждал, что бродники — ветвь тавроскифов (название русских в византийских источниках того времени).
2.Бродники часто упоминаются в русских летописях. Ипатьевская летопись 1147 ,1216,1223 годов рассказывает о том, что бродники жили в степи, в соседстве с половцами, может, по Дону и берегам Азовского моря и известны своими походами. Они неоднократно принимали участие в междоусобных войнах русских князей, а также в русско-половецких и русско-татарских битвах. Во время битвы на Калке в 1223 г. часть бродников («бродницы старые») во главе с воеводой Плоскыней перешла на сторону монголов, нарушив союз с русскими князьями.
Возможно, бродники упоминаются в «Слове о полку Игореве» под названием «деремела» (от тюркского *därmäl «люди с брода»).
3.В западноевропейских документах говорится о Земле бродников, как граничащей с куманами, русскими и болгарами. Например, в письме папы римского Григория IX 1227 года встречается фраза «Cumania et Brodnic terra…» В 1227 году в Куманию и Землю Бродников назначался папский архиепископ.
В 1250 году венгерский король Бела IV сообщал папе римскому, что татары завоевали восточных соседей Венгрии, к которым причислял и бродников. В послании Белы 1254 г. русские и бродники названы племенами «неверных» (как православные ,наряду с язычниками, нередко именовались в западных источниках).
Примерные ответы: бродники- это (славянские)русские поселенцы, военные наемники, проживавшие на Дону, на побережье Азовского моря ; в основном, занятиями бродников были: военное дело, и ,возможно, перевоз людей и товары через реки и броды.
Учитель : Обозначение « бродники » — четко указывает на их русскоязычность. «Бродники» — самоназвание или прозвище - вытекает из слова «брод». В русском языке «брод» может означать глагол «бродить», «бродяжничать». В таком значении слово «бродники» обретает реальность, подтверждаемую источниками.
Бродники сами по себе или «приспособленные» к этому татарами, обитали на речных переправах, «помогали» переходить реки, за что и взымали дань.
Существует гипотеза, что бродники, не сумев создать прочное сообщество, растворились в славянской среде и пополнили первые казачьи отряды.
Слайд № 33 - работа с понятием, запись определения в тетрадь
Бродник— Бродники (бордники, продники, бронники) этнически смешанное население побережья Азовского моря и нижнего Дона в XII -XIII вв.
Вывод: таким образом, бродники, проживавшие на нашей территории, в основном, занимались военным делом и перевозом людей через броды и реки
4. Междуусобные войны в степи
Слайд №34 - рассказ учителя: в целом же территория на протяжении XIII-XIV вв. представляла собой район сплошной оседлости с многочисленными деревнями и мелкими городами, значительная часть которых выявлена в настоящее время. Экономическое значение этого района увеличивалось еще и тем, что здесь сходились устоявшиеся торговые пути по подвозу пушнины из Приуралья, бассейна Вятки и северной Волги. Сюда же стекались многочисленные и разнообразные русские товары, где их ждали восточные купцы
Слайд № 35,36 – наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342гг.). С падением хана Мамая и приходом к власти хана Тохтамыша регион утратил свое значение. Окончательное запустение этих земель начинается после разгрома западных территорий Золотой Орды Тамерланом в 1395 году.
Слайд № 37, 38- в первой половине XV в. Золотая Орда распалась на несколько независимых государств. Выделилось Сибирское ханство, затем Казанское ханство, Крымское ханство и другие. В 1433 г. в степях между Днепром и Доном образовалась Большая Орда. Она граничила с Ногайской Ордой, которая занимала Нижнее Поднепровье и на востоке доходила до реки Молочной, позже до реки Берды.
В середине XV в. между Большой Ордой и Крымским ханством началось острое соперничество, которое привело к поражению Большой Орды. Ее центр из Приазовья переместился на Волгу.
Слайд № 38 - с середины XV века в результате распада Золотой Орды, наши степи оказались в центре ожесточенной борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством. Постоянные войны привели к тому, что эти земли стали называть «Дикое Поле».
Территория будущей Луганской области находились под контролем крымских и ногайских татар. Северский Донец делил Поддонечье на левобережное — ногайское и правобережное — крымское, где они летом пасли скот. Так же через Дикое Поле пролегали сакмы — военные дороги крымцев. В среднем течении Северского Донца были многочисленные татарские перевозы и перелазы, которыми татары доставлялись на Русь.
Слайд № 39, 40
На протяжении XV в. степь в основной ее части, по записям венецианского дипломата А.Кантарини (1475 г.), была владением "ордынских орд", множество которых располагалось главным образом по берегам Волги, в верховьях Белого Яра и Медведицы, на Дону, Днепре, Хопре, Орели, Самаре, Суле, Тихой Сосне и на Донце.
Такой была судьба наших территорий в ХV веке.
Рефлексия содержания материала (этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока, дает возможность детям осознать содержание выученного материала и оценить эффективность собственной работы на уроке)
Как проводить:
Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске или мультимедийном экране можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Итоги, оценки (оценивается деятельность учеников, учитывая ответы, полученные во время урока).
Домашнее задание: - демонстрирует слайд с домашним заданием:
учить конспект в тетради, дополнительно на оценку составить рассказ о жизни бродников под ордынским владычеством или придумать вопросы, загадки, ребусы, кроссворд по изученной теме для обобщающего урока
Используемая литература в подготовке урока:
1. Бубенок О.Б. «Ясы и бродники в степях Восточной Европы. VI-XIII вв.»2. «История Дона» (с древнейших времен до падения крепостного права) Издат. Ростовского университета,1973 г.
3. «История Луганского края: Учебное пособие».- Луганск: Альма-матер,2003 г.
4. «Мой родной край – Луганщина: конспекты тем для учителей и учащихся», Луганск: 2008 г.
Используемые источники в подготовке урока:
http://www.studfiles.ru/preview/5680940/page:7/
http://onua.org/uk/zagadki-istorii/5054-arheologi-nashli-lager-hanov-zolotoy-ordy-v-luganskih-stepyah
http://skurlatov.livejournal.com/2492626.html
http://donbass.name/3226-istoriya-luganskogo.html http://lawbook.online/gosudarstva-prava/zolotaya-orda-38627.html
http://secrets-world.com/history/7286-v-luganskoy-oblasti-obnaruzhili-stavku-zolotoy-ordy.html
http://www.gornovosti.ru/tema/history/orda-pravoslavnaya.htm