Урок литературного чтения Н.Н.Носов На горке


Урок литературного чтения по теме
Н.Н.Носов «На горке»
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.Учитель. 
-Всем доброе утро!
II. Эмоциональный настрой
-Поприветствуйте друг друга.
Дети хором произносят текст:
                                                 Привет, сосед!
                                          Улыбнись мне в ответ.
                                      Я хочу, чтобы ты не грустил,
                                       Всем улыбки сегодня дарил.
-Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
-Подарите свою улыбку мне.
Учитель. – Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.
III.Сообщение задач урока:
- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке? (этапы урока вывешены в виде занимательных картинок)
- проверять домашнее задание,
- познакомимся с новым произведением,
- узнаем значение новых слов,
- будем читать и анализировать текст,
- развивать навыки выразительного чтения.
Еще мы будем радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.
А девиз нашего урока такой:
То, что знаешь, не скрывай, на вопросы - отвечай!
IV. Речевая разминка.
 – Кто хочет стать настоящим читателем?–Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)– Уметь грамотно читать!
-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.
1.Прочитать:
А О У Ы И Э
Нараспев
Кратко
С усилением голоса
С понижением голоса
2.Работа над скороговоркой(Проверка домашнего задания во время разминки)
прочитайте про себя
-Что это?
-Для чего нужно говорить скороговорки?
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась-
В снег упасть она боялась.
чтение медленно с ударением
целым словом побыстреес вопросительной интонацией(хором и 1 ученик)
с восклицательной интонацией (хором и 1 ученик)
- О чём говорится в скороговорке?
- Сейчас словами из скороговорки ответьте хором на мои вопросы.
Вопросы:
- Кому было весело на горке?
- Почему Маруся не каталась?
чтение быстрое
-Кто попробует?
V. Проверка домашнего задания.(1 ученик у доски, 2 ученика за партой индив-карточки).
-С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
-Кто автор этого рассказа?
-Восстановите в правильной последовательности действия ребят по рассказу «Живая шляпа»
Проверка: светофор.
-Прочитаем.
Вывод: - Загадку живой шляпы ребята разгадали.
VI. Сообщение темы урока.
-Вспомните, какие рассказы Н. Носова вы еще читали?
(Учитель обращает внимание детей на выставку книг Н. Носова, делает краткий обзор книг, дополняет сообщения детей.)
Носов — автор всем хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома».
Заслуженную славу писателю принёсла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Его вклад в детскую литературу очень велик.
Учитель.
 - Посмотрите на доску, сформулируйте задание.-Надо определить, к каким произведениям сделаны эти иллюстрации.
Заплатка
Огурцы
Приключения Незнайки и его друзей.
Мишкина каша.
Фантазёры.
Затейники.
Учитель. – Скажите, кому нравятся рассказы Николая Носова? Почему?(Рассказы и сказки Николая Николаевича Носова задорные, смешные, весёлые,добрые). Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.)-Кто является героями рассказов Н.Носова?(Сказочные человечки ,ребята)
Он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах , как вы.Автор рассказывает забавные истории из их жизни.Все его произведения поучительные: ониучат честно и с пользой жить на свете.
-Как вы думаете произведение,какого автора мы будем читать?
!Сегодня мыпрочитаем еще одно произведение Н.Н.Носова,вспомним и продолжим знакомство с жизнью и творчеством этого писателя.
Знакомство с биографией и творчеством Н. Носова
- Что вам известно о жизни и творчестве Н. Носова?
(ответы детей)
Носов родился недалеко от Киева в Украине;
- он был не только писателем,  но режиссёром;
- его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья;
- по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;
- писатель был на войне;
- во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы;
- его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями.
Учитель:
Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.
-Почему именно писателем стал Н. Носов?
- А сейчас послушаем ….
Ученик:
Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Писал он предельно просто. У него нет сложных предложений. Постепенно он понял, что сочинятьдля детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Он понял, когда у него рос сын, к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.
Случай, о котором мы сегодня будем читать, произошел…Отгадайте загадку:
Меня хлопали лопатой,Меня сделали горбатой.Меня били, колотили,Ледяной водой облили.И скатились все потом.С моего горба гуртом.
(Ледяная горка)-картинка
А как правильно называется этот рассказ
Дети разгадывают анаграмму:Даю подсказку: название состоит из двух слов.
А Н        К Е Г О Р   
-Кто из вас любит бывать на горке? Почему?
-Вспомним стихотворение Александра Прокофьева(картинка)
Как на горке, на горе, На широком на дворе: Кто на санках, Кто на лыжах, Кто повыше, Кто пониже, Кто потише, Кто с разбегу, Кто на льду, А кто по снегу. С горки – ух, На горку – ух! Бух! Захватывает дух!(хором)
Учитель:
Зимой дети строят снежные крепости, устраивают снежные бои,играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах, коньках, на горке.
VII. Подготовка к первичному восприятию текста
- Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
- Мы знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. 
    -Ребята, а где мы будем искать это слово - в начале, середине или в конце словаря? Почему?
(1 пара работает по словарю )   
-А как вы думаете, что такое горка?
-А сейчас послушаем значение слова из словаря.
- 1.«Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.
2. Это куча чего-нибудь».(читает ученик)
-Где можно увидеть горку?
-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
- Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
-Откройте учебник на стр…
- По иллюстрации догадайтесь, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)-Докажите.
-Скажите, кто из вас сам пробовал строить горку? Помогать старшим в строительстве горки?
-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
- А зачем нужно поливать горку водой?
- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы, терпения и времени.
- Везде ли можно строить горку? (Нет)
- Где нельзя? (Нельзя строить горки на проезжей части, чтобы не попасть под колеса машин)
VIII. Первичное чтение.
-А сейчас прочитаем рассказН.Н.Носова «На горке» в исполнении подготовленных дома ребят, обратите внимание на дикцию, интонацию и посмотрим, оправдаются ли наши предположения.
IX. Проверка первичного восприятия.
- Кому понравился этот рассказ?
-Оправдались наши предположения?
-Что понравилось больше всего?
-А кто из героев вам больше всего понравился?
- А вам понравилось чтение ребят?
X.Словарная работа
-Прежде чем мы начнем перечитывать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов,уточним значение некоторых незнакомых слов, которые встретятся в тексте.(
-А … найдет значение одного из непонятных для нас слов из этого рассказа в словаре.
(ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ученики 1 пара работают по словарю)
1группа-«мотает головой»,
2 группа- «нацепил коньки»,
3 группа - «бух носом»?
- Читаем по слогам, а затем целыми словами
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР –НИЦ-КА-Я - ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в
словарике на странице 214 учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ
НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ-читает ученик из словаря
«Дворницкая» - помещение, в котором дворник хранит приспособления для уборки территории.
Слово устаревшее, потому что сейчас оно встречается редко. Дворник - работник, поддерживающий порядок и чистоту на улице.
«Четвереньки» - на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени.
ФизминуткаМы бежим с тобой на лыжах,Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках.Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.
IX.Повторное чтение.(Самостоятельное жужжащее чтение)
-Прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
- Ваша задача, быть внимательными и проследить,  как  развивались события. Читать чётко без ошибок.После прочтения ответим на вопросы.
X.Беседа над содержанием текста по вопросам, выборочное чтение.- Кто является главным героем рассказа? Почему?
- Что ребята делали во дворе?
- Как об этом сказано в тексте? Прочитайте.
- Как ребята работали?
- Как вы думаете, какая получилась горка?
-А все ли ребята строили горку?
-Прочитайте, что делал Котька, когда ребята трудились?
- Какими словами характеризует автор Котьку в начале рассказа? (хитрый какой!).
- Почему? (Ждал , когда ребята построят горку)
-Каким еще его можно назвать?
-Что он сделал, чтобы не скользить?
- Как дети отнеслись к поступку Котьки? Прочитайте.(девочки, которые уже читали в начале)-Зачитайте этот отрывок.-Какие чувства испытал Котька, когда по требованию ребят «стал посыпать горку снегом»? (Желание исправить свою ошибку).
-Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать,пока выпадет снег)
-Понравилось ли Котьке работать? Прочитайте.
-Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа?
(Котька изменился: он стал лучше, благодаря своим друзьям и самому себе)
- Кто является главным героем рассказа? (Котька)
-Почему?(Он изменился в лучшую сторону)
XII.Работа в парах.
- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
- Итак, главную мысль произведения Н.Н. Носова «На горке» можно выразить словами русской пословицы «Умел ошибиться — умей и поправиться.
- Почему вы выбрали именно эту пословицу?
(Исправил свою ошибку, да еще и доброе дело сделал - проделал ступеньки).
XIII.Работа по иллюстрации в группах.-А сейчас, ребята, я проверю, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.
-Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Что вы можете сказать ?(Все ли здесь правильно?)
- Давайте распределим картинки в порядке следования событий.
- У нас получился картинный план.
-А теперь к картинному плану составим словесный .-Достаньте из конвертиков заголовки и соотнесите их с картинками.
План.
План
 Строительство горки.
 Хитрец на скользкой горке.
 Котька посыпает горку песком.
 Ребята заставили товарища работать.
 Котьке понравилось трудиться.
XIV. Дифференцированное домашнее задание
1 гр. Творческое задание (продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».
2 гр .Перечитать рассказ и разделить его на части по плану .
3 гр. Перечитать рассказ и вставить в отрывок пропущенные слова.
XV.Итог. - С каким рассказом, какого автора мы сегодня с вами познакомились?
- Чему учит рассказ?
трудолюбию
умению исправлять свои ошибки
быть настоящими товарищами
уважать чужой труд
-Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
XVI.Рефлексия
Снежинки
-  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на нейдобрые дела, которые вы сами совершили вчера или может быть сегодня.
-А сейчас мы с вами построим свою горку – «Гора добрых поступков»(музыка)
Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Уважайте труд других людей!
Будьте трудолюбивы, играйте дружно!
Урок окончен!