Презентация по книге «Знаете ли вы своего ученика? (Безруких, Ефимовой )»


Выполнил студент КарГУ им.Букетова:Гуртовенко Яна, гр.ПиМНО-32 (з/о)2015 уч.годПрезентация по особенностям обучения первоклассников на тему:«Знаете ли вы своего ученика?(Безруких, Ефимовой )» Безруких Марьяна Михайловна - автор и научный редактор пособий и книг для учителей и родителей. Среди них: «Знаете ли вы своего ученика?», «Ребенок идет в школу», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Ступеньки к школе», «Азбука», «Обучение письму», «Прописи», "Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь" и т.д. Светлана Петровна   Ефимова  - врач, который много лет занимаются вопросами развития, обучения и охраны здоровья детей. Ее труды можно увидеть в следующих пособиях: «Как подготовить ребенка к школе», «Как помочь первокласснику хорошо учиться», «Ребенок идет в школу», «Родителям будущего первоклассника», «Знаете ли Вы своего ученика?» И т.д. В книге рассказывается об особенностях психологического и физиологического развития детей младшего школьного возраста, даются практические рекомендации по коррекции трудностей адаптации детей к школе. СОДЕРЖАНИЕВведение             Какой он — первоклассник?     Пора или нет идти в школу? «Я уже большой, я вырос» Внимание — здоровье!Первоклассник в школе и дома Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе Школьные нагрузки и здоровье Как сохранить работоспособность Режим — это серьезноТрудности обучения Причины некоторых трудностей Нервные дети Дети с временной задержкой психического развития Трудные дети Леворукий ребенок Мы писали, мы писалиВместо заключенияПриложение ВведениеВ введение рассказывается о том, что конкретно подвергло авторов к созданию книги. Авторы многим учителям начальных классов задали один вопрос: «3наете ли вы своего ученика?». И результаты опроса не только удивили, но и вызвали большую тревогу. Только 26% учителей считают, что знают каждого своего ученика. Поэтому основной круг вопросов которые рассматривают авторы - можно схематически обозначить так: ребенок, его особенности, школа и условия обучения).Отдельно рассматриваются причины, признаки и методы педагогической коррекции тех трудностей обучения, которые наиболее часто встречаются в младших классах. Какой он — первоклассник? Пора или нет идти в школу? Авторы считают, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психологического развития ребенка при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к здоровью ребенка. Почему же так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Много ли детей поступают в 1 класс «неготовыми»? Для чего все это нужно знать учителю? Попробуем разобраться.«Неготовый ученик»Часто проявляются трудности в обученииТруднее и длительнее происходит период адаптацииСреди них дети часто в числе неуспевающихОтмечаются нарушения состояния здоровья (прежде всего психонервологического)Имеют низкую успеваемость Таким образом, «неготовые» дети - это «контингент риска»: риска испытать наибольшие трудности , риска неуспеваемости , риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Именно поэтому такие дети требуют особого подхода учителя и особого внимания психолога, социального педагога. Важно определить уровень готовности к школе еще до начала обучения. По прогнозам авторов, мы видим, что в зависимости от возраста начала обучения число «неготовых» к школе колеблется от 10 до 50% в городских школах и может достигать 75% - в сельских. Больше всего выявлено таких детей, по результатам исследования ученых разных стран мира, в возрасте 5 лет (около 80%), в 6 лет «неготовых» уже намного меньше - 51%, а в шесть с половиной - 32%. В семилетнем возрасте число «неготовых» к школе снижается до 13%, при этом наибольшее количество девочек «созревает» в возрасте от 5 до 5,5 лет, а мальчиков - на полгода позже. Можно ли определить готовность к школе?Да. Одной из наиболее распространенных методик является опросник, который заполняется родителями воспитателями детского сада. Опросник включает следующие разделы:Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми, характеристика ночного и дневного сна, навыки опрятности. Работоспособность во время занятийСостояние и характер памятиОсобенности мышленияРазвитие речиУсвоение программы детского садаОтклонения в состоянии здоровья ребенкаА также предлагаются и другие методики:Тест Керна-Иразека, состоящий из трех заданийСоветы психологов Л. А. Венгера и А. .Л. Венгера, которые дают родителям для проверки некоторых сторон умственного развития ребенка (Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. - М., 1985) Безусловно, подобные методики должны быть в арсенале учителя не для какой-либо дискриминации ученика, не для наклеивания ярлыков, а как основа для дифференцированного подхода к ребёнку при обучении. Важно знать, что может быть причиной задержки развития , выделить те причины, которые могут способствовать такому отстаиванию. «Я уже большой, я вырос» «Я скоро пойду в школу», – обычно с гордостью говорят малыши.Однако темпы развития у детей неодинаковые, и это особенно важно знать учителю. Физическое развитие ребенка У детей 6-7 лет интенсивно идёт развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Не завершивший своё развитие опорно-двигательный аппарат ребёнка испытывает большие нагрузки, когда (в период учёбы) приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу, сразу становится ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. У детей 6-7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.д. В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат на письме в классе жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность совершения движений по сигналу. При выполнении графических движений у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им провести даже несколько параллельных линий, ещё труднее на глаз определить наклон, величину букв. Поэтому легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры. В этот период ещё не завершены процессы развития и преобразования систем дыхания и эндокринной системы, то есть организм ребёнка растёт, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в этом возрасте, а другие процессы и системы сформируются несколько позже. Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Кроме того, наиболее тяжёлыми для растущего организма являются неблагоприятные макросоциальные условия воспитания: конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека. Психическое развитие ребенка Память ребенка шести - семи лет непроизвольна: он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно важные для него, имеющие ярко выраженную положительную или отрицательную эмоциональную окраску, запоминает сведения, факты, стихи, почти буквально пересказывает содержание книги или фильма Характер мышления в шесть - семь лет наглядно - образный, или чувственный, т.е. при анализе события, ситуации дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой - то единичный внешний признак. Психическое развитие и становление личности тесно связано с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как малыш оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей , успехи которых не удовлетворяют учителя и родителей, объективно не разобравшихся в возможностях ребенка , требующих то него больше, чем он может. Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться. Таким образом, знание основных закономерностей функционального и психического развития первоклассника особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти адекватные средства и методы обучения Внимание – здоровье! При оценке состояния здоровья детей принято учитывать четыре основных фактора:уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;уровень функционирования основных систем организма;наличие или отсутствие хронических заболеваний;степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (которая определяет восприимчивость к различным заболеваниям, тяжесть и длительность их протекания), а также степеньсоциального благополучия ребенка, включая семью и школу. В зависимости от совокупности этих показателей различается пять групп детейПервая группа Вторая группаТретья группаЧетвертая группаПятая группаэто дети, редко болеющие или не болеющие совсем, имеющие соответствующеевозрасту психическое и физичес­кое развитие, не имеющие нарушений по отдельныморганам и систе­мам. Только этих детей можно считать здоровыми.это дети практически здоровые, но имеющие функциональные и морфологическиеотклонения, сниженную сопро­тивляемость организма. Эти отклонения значительносказываются на успешности адаптации к школьному обучениюэто дети, страдающие различными хронически­ми заболеваниями или выраженныминарушениями по органам и си­стемам в период между обострениями (в стадиикомпенсации)это дети с хроническими заболеваниями, с врожденными пороками развития всостоянии субкомпенсации, с на­рушениями общего состояния и самочувствия послеобострения, с затяжным периодом реабилитации после острых заболеваний детей с тяжелыми заболеваниями в со­стояниидекомпенсации, со значительно сниженными функциональ­ными возможностями. Такиедети, как правило, не подлежат обуче­нию в общеобразовательной школе. Важно знать!Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в первый класс.Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным непрерывным сидением за партой, не следует требовать от малышей соблюдения не подвижной позы в течение всего урокаИтак, состояние здоровья ребенка в начале обучения – это то резерв , тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения , но и десятилетнего школьного марафона.Сочетание физического, функционального и физического состояния ребенка дает тот комплекс факторов, которые определяют его готовность к обучению в школе. Первоклассник в школе и дома Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школеНачало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.Поэтому важно знать три основных фазы адаптации:Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка отвечает бурной реакцией и значительным напряжением. Второй  этап  – период неустойчивого приспособления, когда организм ребенка ищет оптимальные или близкие к ним варианты реакций на новообразования.Третий  этап  – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Важно знать!Что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.Под «школьным стрессом» понимается такое нарушение психического состояния, которые выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к рзкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.Тяжелее всех адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети , перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы Школьные нагрузки и здоровье В течение первого полугодия довольно часто отмечаются благоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников. Именно эти изменения свидетельствуют о неуклонно нарастающем утомлении и переутомление. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Группы Характеристика Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обученияотносительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в  школе , приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.Вторая  группа  детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягиваетсядети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидамиТретья группа (14%) — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностямине осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций Важно, чтобы педагог знал и учитывал в своей работе функциональные особенности состояния организма школьника и его изменения на протяжение каждого урока, учебного дня, недели и учебного года, строя ученый процесс так, чтобы можно было варьировать величину и интенсивность нагрузки, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптимума, а требующих меньших усилий - тогда, когда меньше сил. Как сохранить работоспособностьОбщая схема работоспособности В начале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности Затем наступает период оптимума, потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы , двигательное беспокойство. Если в этот момент не отрегулировать величину нагрузки, если продолжить работу с той же интенсивностью, то наступает утомление и резко упадет работоспособность . Типы и уровни работоспособности (по С.М. Громбаху) По мнению авторов, учитель должен не только знать и умело использовать различные возможности ученика, но и иметь право это делать. Специальные исследования показали, что дифференцирование педагогического процесса в зависимости от возможностей обучаемого, заключающееся в различных требованиях, обеспечении возможности работать в более медленном или более быстром темпе, выполнять менее сложные или более сложные задания, а также в подборе различных вариантов контрольных работ и диктантов, позволяет не только повысить успеваемость, но и значительно улучшить функциональное состояние детей и психологический климат в классе. Наблюдения показывают, что темп работы в классе определяет учитель , а связан он, как правило, с особенностями высшей нервной деятельности самого учителя , и неудивительно, что у тех, кто работает очень интенсивно, с высоким темпом, больше детей с отклонениями психоневрологического статуса, больше детей с тремором при письме. Поэтому, начиная работу в классе, сопоставьте свои возможности и особенности с возможностями и особенностями своих учеников . Режим — это серьезноЧто же такое рационально организованный режим дня? Во-первых , это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребёнка; во-вторых , достаточный отдых на свежем воздухе; в-третьих, регулярное и полноценное питание; в-четвёртых, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну. Очень важным моментом режимом дня является приготовления домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой стороны — неофициальными рекомендациями учителя потренироваться в чтении, письме, счете. Особенно важен для ребенка достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок , тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5—12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Авторы считают, что учитель должен знать хорошо специфику , особенности организации режима дня в условиях группы продленного дня (Более подробно с этими вопросами можно познакомиться в книге «Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня» Под ре. Г.Г.Манке. – М., 1988) Трудности обучения Трудности обученияОслабленные детиНервные дети Дети с временной задержкой психического развитияЛеворукие детиГлавной помощью таких детей является организация щадящего режима, полноценного сна и отдыха на воздухе, снижение учебной нагрузки, рационаональная организация домашних учебных заданийНельзя акцентировать внимание детей на их недостатках. Чем меньше ребенок о них думает, тем меньше они проявляются. Важно создать вокруг таких детей в школе и дома уравновешенную, спокойную обстановку, обеспечить достаточный по продолжительности сон, отдых. Важно, своевременно заметить таких учащихся в классе, найти наиболее эффективный способ индивидуальной работы. Родители и учитель должны знать, что трудности – это не лень, а объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.Следует обратить внимание на посадку леворукого ребенка, положение рук, туловища, головы при правонаклонном положении тетради и на положении книги при списывании и чтении. Важно знать! Необходимо ясно представить себе, что лежит в основе нарушений, и какие меры может и должен принять именно он, учитель, что он может сделать, чтобы помочь ребенку. Не подлежит сомнению, что чуткость учителя, его терпение, педагогический такт, осведомленность о тех рекомендациях, которые сделал врач, и контроль за их соблюдением не только в школе, но и в семье являются именно теми необходимыми условиями, которые помогут ребенку выйти из тяжелого положения, будут способствовать улучшению его здоровья и нормальной учебе. Дети, испытывающие трудности обучения письму требуют особого внимания учителя. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут детям сформировать не только навык письма , но и оградят их от дополнительных трудностей обучения , сохранят их физическое и психическое здоровье. А это главная задача учителя. Вместо заключения Умейте дифференцировать проявления различных трудностей при обучении (чтении, письму, счету, решению задач, при плохой зрительно-двигательной координации, замедленной реакции или, наоборот, гиперактивности, затруднении в запоминании слов, цифр) природа этих нарушения до конца не выявлены, и грубейшей ошибкой является сразу относить этих детей к категории умственно отсталых. Исследования последних десятилетий четко показали, что у школьников, имеющих затруднения в обучении , может не быть снижения интеллектуального развития. Если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой медико-педагогической коррекции (как, например, с детьми, имеющими нарушение фонетико-фонематического восприятия), можно предотвратить развитие стойкой неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе. Спасибо за внимание!