Методические материалы Методика работы со слабо успевающими учащимися по математике
На протяжении моей педагогической деятельности , меня всегда интересовала работа с неуспевающими учащимися, особенно методы повышения успеваемости таких ребят. Универсального средства повышения качества знаний среди таких учащихся нет, но нужно пытаться научить их учиться, привить хотя бы малейшее желание познать математику.
Так что же мы должны понимать под неуспеваемостью ученика? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за определённое время учащийся не овладевает хотя бы на удовлетворительном уровне знаниями , предусмотренными учебной программой для конкретного возраста.
Как распознать неуспевающего ученика? Каковы основные признаки неуспеваемости учащихся?
Наличие пробелов в фактических и специальных знаниях.
Наличие пробелов, которые настолько снижают темп работы, что ученик за отведённое время не может овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
Недостаточный уровень развития личностных качеств, необходимых для успешного обучения.
Такой ученик не может сказать, в чём трудность задачи, составить план её решения, тем более решить задачу самостоятельно. Не может сказать, что нового он узнал из прочитанного текста. Ученик не может задать вопрос по существу изучаемого. Не активен и отвлекается в те моменты урока, когда требуется напряжение мысли. Это можно наблюдать при объяснении нового материала, при решении задач. Учащийся не может дать оценку своей деятельности, не может контролировать себя, не реагирует на свои успехи и неудачи. Не может воспроизводить понятия, формулы, доказательства. На все эти признаки необходимо обратить внимание, с тем, чтобы предупредить дальнейшее развитие неуспеваемости. Необходимо наблюдать за учащимися, когда они пытаются преодолеть трудности, проводить обучающие самостоятельные работы, анализируя результаты которых можно получить материал для принятия нужной стратегии для дальнейшей работы.
Причины неуспеваемости по отношению к учащемуся можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К первой группе отнесём:
Недостатки биологического развития ( психологические отклонения, особенности нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение)
Недостатки психического развития личности ( слабое развитие воли, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов).
Недостатки воспитанности личности ( не развиты моральные качества личности, недостатки в отношениях к учителям, сверстникам, семье)
Ко второй группе можно отнести :Недостатки образования учащихся ( пробелы в знаниях и навыках)
Недостаточное влияние школы ( не должный процесс обучения, недостатки воспитательных влияний школы)
Недостатки влияний внешкольной среды ( негативное влияние семьи, сверстников).
Также всех неуспевающих по своему поведению можно условно разделить на 3 группы .К первой я бы отнесла детей с низкой эффективностью учебной деятельностью. Такие ученики старательны на уроках, очень внимательны. Но затрачивая много времени на задание, всё равно с ним не справляются и терпят неудачу. У таких ребят не сформированы умения и навыки по разным причинам, это может быть как результат не правильной методики преподавания учителя, так и пропуски по болезни, врождённые микропорожения в коре головного мозга. При работе с учениками этой группы очень важно индивидуально отработать алгоритм, применяемый при выполнении задания. Помочь ему сконцентрироваться на полученном задании.
Ко второй группе можно отнести детей с низкой интенсивностью учебной деятельности. У них уровень умственных способностей вполне достаточный для удовлетворительного усвоения материала. Но такие ученики часто отвлекаются на уроке, на замечания учителя реагируют и начинают работать, но достаточно короткое время. Домашние задания практически не готовят, родители их почти не контролируют. Для таких детей важно пробудить интерес к математике, им можно поручить творческие задания, например, составить задание для самостоятельной работы подобной домашней. Очень важно создать для них обстановку содружества, чаще хвалить за пусть небольшие, но успехи.
К третьей группе отнесём учащихся, которые значительно отстают в умственном развитии от своих сверстников. Таким детям единственное средство коррекции – вывод их в классы коррекции или на индивидуальное обучение.
Для детей первых двух групп, как впрочем, и для успевающих учеников для предупреждения неуспеваемости служит урок высокого качества, продуманный учителем до мелочей. Необходимо привлекать как можно большее количество учащихся, будь то объяснение нового материала или закрепление уже изученного материала. Для меня главное, чтобы ребёнок не боялся отвечать на уроке с места, у доски – не важно. Поэтому очень редко ставлю оценку за решение у доски при закреплении темы ( исключение – грамотные ответы или неожиданно хорошие ответы, когда есть повод похвалить слабоуспевающего ученика). Зная, что он не получит плохую оценку, ученик начинает свободно рассуждать у доски, не бояться ответить или решить не впопад, всегда могут рассчитывать на помощь учителя или одноклассников.
Широко в своей работе использую разно уровневые задания, которые составляю сама, а также использую разработки коллег. При выполнении разно уровневых самостоятельных работ создаётся благоприятный психологический климат на уроке. Положительная оценка такой работы даёт дальнейший стимул к повышению уровня своих знаний. После выполнения самостоятельных и контрольных работ тщательно провожу анализ ошибок по каждому заданию. Для отработок ошибок и тем пропущенных учеником имеются отдельные тетради, работать с которыми мне помогают более успешные дети, так называемы е консультанты, которые за свой труд получают оценки. Проводя работу в таких тетрадях, где ученик не только делает работу над ошибками, но и получает индивидуальное задание от простейшего к более сложному можно добиться того, что пробелы в знаниях не нарастают как снежный ком. Главное не потопить ученика в двойках, а дать ему шанс поверить в свои силы и хоть немного повысить его мотивацию к обучению, хотя бы с целью получения аттестата.
Бесспорно, что гораздо легче не допустить появление детей с низкой учебной мотивации, чем потом их обучать. Рассмотрим меры профилактики неуспеваемости и оказание помощи неуспевающему ученику на некоторых этапах урока.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
Необходимо специально контролировать усвоение вопросов, которые обычно вызывают наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками данного класса и концентрировать внимание на их устранение. Необходимо контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы обобщить итоги её усвоения. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе неуспевающих учащихся. Стимулирование таких учащихся оценкой, похвалой, подбадриванием.
При изложении нового материала.
Обязательно проверять в ходе объяснения нового материала степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать учащихся на то, чтобы они задавали вопросы при затруднениях в понимании нового материала. Постоянно поддерживать интерес к усвоению новых знаний. Использовать наглядные презентации при изучении новой темы, применять интерактивную доску, работу на которой учащиеся очень любят. Более частое обращение к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.
Чаще предлагать разно уровневые самостоятельные работы. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать учащихся к постановке вопросов учителю в случаи затруднениях при выполнении заданий. Рассматривать больше самостоятельные работы, как обучающее звено , а не только контролирующий факт. Умело оказывать помощь ученикам в работе, но и развивать их самостоятельность. Устраивать само или взаимопроверки некоторых работ. Учить умению планировать работу в должном темпе. Для неуспевающих учащихся важно дать ссылку на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приёма и способа выполнения задания. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих , более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.
Организация самостоятельной работы при выполнении домашнего задания.
Обеспечить в домашнем задание номер на повторение особо важных тем. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Систематически комментировать заданное задание. Соблюдать норму домашнего задания, избегать перегрузки. Для слабоуспевающих учеников более подробно объяснить последовательность выполнения задания, предупредить о возможных затруднениях. Можно приготовить карточки с необходимыми алгоритмами.
В начале моей педагогической деятельности мне попались на глаза 10 правил работы со слабоуспевающими учащимися, которые актуальны и при подготовке к ГИА.
Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд твоего воспитанника.
Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется в свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми учащимися. Нужно помнить, что нет отдельного урока. Каждый урок – это продолжение предыдущего, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему ,состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств. Интереса к учению, формирование общеучебных навыков и умений. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся
Общение – главное составляющее любой методики. Не наладив общения, не получить результатов обучения.
Научись управлять своим классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепил его, и приступаешь к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной.
Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все три стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым.
У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – наглядно – образное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к изучению.
В конце хотелось бы напомнить известные истинны которые должен соблюдать учитель работая со слабоуспевающими учениками:
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к предмету.
Обязательный контроль выполнения всех заданий.
Осуществлять дифференцированный подход при опросе и подготовки самостоятельных работ.
Дифференцированное домашнее задание, которое состоит из обязательной и дополнительной части.
Усиление работы с родителями.
Постоянное проведение консультаций и дополнительных занятий.
Не « топить» двойками, их вы ставите в первую очередь себе. Иметь терпение и у Вас с учеником всё получится.
Не унижать ученика, постараться найти подход к каждому ученику. Стать его старшим другом – залог успеха и Ученика и Учителя.