Лигвистический турнир по русскому языку (7 — 9 клаасы)
Портяник Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №99 с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект занятия: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР «Лексико-фразеологическая мозаика»
Цель занятия: развитие учебно-познавательных и коммуникативных умений учащихся через применение имеющихся знаний по лексике и фразеологии русского языка в процессе группового взаимодействия
Возраст детей:
учащиеся 6-7 классов
Оргкомитет: учитель (ведущий), ассистент, жюри.
Оборудование: классная доска, мел, губка, плакаты с заданиями, блокноты и ручки, жетоны.
В турнире принимают участие две команды: «Ижица» и «Кириллица»
Ответы оцениваются жюри и поощряются жетонами: жетоны красного цвета-3 б, синего-2б, зелёного -1б. Время обсуждения-2 минуты. Победителем будет та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Ход занятия
1.Орг. момент.
Ведущий объявляет тему занятия , форму проведения, формулирует цели и объявляет правила.
2.Ведущий читает басню о тугодуме
Однажды некий Тугодум
Раскрыл газету наобум-
И ничего понять не мог,
Читая вдоль и поперёк:
«Коррупция, номенклатура,
Импичмент, бартер, синекура,
Консенсунс и приоритет,
Маркетинг, спонсор, паритет,
Консолидация и брифинг
И даже – эксклюзивный митинг»
Неужто бедный наш язык
Так к иностранному привык,
Чтобы не мог найти замен
Для имиджей и ноумен,
Для менеджера. Паблисити,
Ну, словом, для чего хотите.
И всё ж газету мы ей - ей,
Хотим читать без словарей
Не прекращая речь отцов
В копилку иностранных слов.
Оставим басню без морали
Поскольку всё мы в ней сказали.
И на примере показали
Кто ж в языке не патриот
Того и басня не проймёт.
Уважаемые, юные лингвисты! А насколько мы патриоты русского языка?
1 тур-Разминка(2 б)
Обеим командам дано начало и конец пословицы. Задача - воссоздать пословицу целиком.
«Ижица»
По платью встречают - по уму провожают.
Чтобы узнать человека - надо с ним пуд соли съесть.
Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
«Кириллица»
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Острое словечко- колет сердечко.
У кого что болит, тот про то и говорит.
Весна красна цветами, а осень снопами.
2 тур – задание капитанам, которые должны максимально включить своё воображение (1 б)
«Ижица»
По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
«Кириллица «
Ходит весь век, а не человек. (Часы)
Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. ( Зонтик)
Сам худ, а голова с пуд. ( Молоток)
3 тур « Анаграмма» (3 б)
Ведущий: Анаграмма – вид шарады, когда с помощью перестановки букв данного слова надо составить другое слово.
«Ижица» « Кириллица»
Адрес – среда Актёр - тёрка
Сокол-колос Сосна - насос
Волос - слово Роман – норма
Товар – автор Апельсин – спаниель
4тур – « Топонимика» (2 б )
Ведущий: Это область лингвистики, изучающая совокупность географических названий какой – либо определённой территории.
Задание: приглашается по одному участнику от команды. Как называют жителей ( мужчин, женщин и всех вместе) следующих городов:
«Ижица»
Петербург ( петербурженец , петербурженка , петербуржцы )
Тверь( тверчанин , тверчанка , тверчане )
«Кириллица»
Архангельск ( архангелогородец, архангелогородка, архангелогородцы )
Курск (курянин, курянка, куряне )
5 тур – «Мозговой штурм» - общекомандное задание обеим командам, состоящее из 3 – х вопросов. За каждое верное рассуждение команда получает 2 балла.
Ведущий: Телеведущий Владимир Познер для участия в своей программе часто приглашает деятелей науки, культуры, искусства в качестве свежей головы.
Вопрос: как возникло и что означает выражение «свежая голова»?
(Выражение возникло в среде журналистов и издателей газет на базе фразеологизма на свежую голову. Свежая голова – это отдохнувший, хорошо выспавшийся сотрудник редакции, который приходит утром для прочтения первого экземпляра).
Перенесёмся в Древнюю Грецию.
Известно, что от места постановки запятой напрямую зависит смысл текста. Помните: « Казнить нельзя, помиловать»? Со времён Древней Греции известен спор, вызванный завещанием с текстом без запятой: « Поставьте на моей могиле статую золотую пику держащую» Поставьте запятую так, чтобы наследники не разорились».
Перенесёмся во времена Древней Руси.
а) В древности писцы часто сокращали наиболее употребительные слова, обозначая пропуски букв титлами.
Задание: расшифруйте слова с надстрочными знаками из старинных книг и с икон.
«Ижица»
Црь Хсъ
« Кириллица»
Бгъ Глти
б) Перевести предложение из древности
« Повеле Ольга мовницу строите» (Приказала Ольга баню построить)
« Не суйся ижица поперёк аза» (Знай своё место).
в) В древнерусском языке весьма продуктивен был суффикс – арь (со значением лица). Например, пахарь- тот, кто пашет землю.
Задание: Назовите 9 существительных с этим суффиксом (бондарь, пекарь, лекарь, пушкарь, звонарь, токарь, рыбарь, грабарь, гвоздарь)
6 тур - « Заморочки из бочки»
Из бочонка каждый из участников команды вытягивает по одному вопросу, на который должен сразу , не задумываясь, ответить:
1.Одинаковы ли по значению слова подпись и роспись?
2.Каково происхождение имени Марина?
3.Почему на Руси было так много Иванов?
4.Кого из литераторов называли « Солнцем русской поэзии»?
5.Что такое Красная книга и почему она так называется?
6.Какими словами на Руси называли всех иностранцев? Почему?
7.На скольких языках говорят все люди земного шара?(2796)
8.В каких случаях так говорят: « Или грудь в крестах, или голова в кустах»?
9.Назовите персидское слово, которое стало общеупотребительным в русском языке и имеет буквальное выражение « Шах умер»?
7 тур – « Путешествие в страну Фразеологию (3б)
Задание: Объяснить значение фразеологизмов.
«Ижица»:
Купить кота в мешке (Приобрести что-либо, не зная о качестве )
Войти в раж (Прийти в сильное возбуждение, ярость)
Гвоздь программы (Наилучший номер, артист)
«Кириллица»:
Лезть на рожон (Предпринимать что – либо рискованное, обречённое на неудачу).
Подложить свинью (Устроить какую – либо серьёзную неприятность).
Чудеса в решете (Что- то удивительное, поражающее своей необычностью).
8 тур - « Идущие» (3б)
Задание: Найти в рассказе Ф.Кривина фразеологизмы и объяснить их значение:
Дождь идёт. Снег идёт.
Идёт по земле молва. Споры идут , разговоры.
А что несут?
Вздор несут, чушь несут. Ахинею, ерунду, галиматью. Околесицу
Всё настоящее, истинное не ждёт ,когда его понесут . оно идёт само, даже если ног не имеет.
Об этом приходится помнить ,потому что годы идут. Жизнь идёт , и не остановить идущего времени.
9 тур – « Актёрское мастерство» (3 б)
Задание: составить ситуации, в которых можно употребить данные образные выражения.
«Ижица» «Кириллица»
Без сучка и задоринки; 1. Как снег на голову;
Биться как рыба об лёд; 2. Гора с плеч свалилась;
Не в свои сани не садись; 3. Душа в душу;
Видно птицу по полёту; 4. Вертеться как белка в колесе;
5. Два сапога пара. 5. Делать из мухи слона.
3.Обсуждение, подведение итогов.
Ведущий: претендентами на звание знатоков русского языка ------. Сегодняшний турнир ещё раз убедил нас в том, что роль русского языка в современном мире и в нашем многонациональном государстве велика. На последующих наших занятиях мы будем продолжать интерес к истории русской письменности, читать научно- популярную литературу, книги о жизни и трудах наших выдающихся языковедов.