Конспект урока по химии на тему Кислоты (8 класс) (по учебнику О.С. Габриеляна)


Конспект урока
по химии
Тема: Кислоты
8 класс
(по учебнику О.С. Габриеляна)
учитель: Мирошникова Марина Алексеевна
МБОУ «Кузьмичевская СОШ»

2015 г.
Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей этого класса.
Задачи:
- дидактические (образовательные): изучить состав, общие признаки классификации кислот, уметь составлять формулы кислот, рассмотреть названия основных представителей, продолжить знакомство учащихся со сложными ионами на примере кислотных остатков кислородных кислот, продолжить формирование знаний о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов, об индикаторах;
- развивающие: развитие умственной и познавательной активности учащихся в решении проблемы, развитие практических умений и навыков при работе с химическими реактивами и химической посудой, умения обобщать и делать выводы при изучении материала темы;
- воспитательные: продолжить формирование у учащихся навыков: трудолюбие, усердие, дисциплинированность; прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и у доски, развитие химической речи, обогащение ее словарного запаса при устных ответах, и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-презентация.
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, демонстрация слайдов), создание проблемной ситуации, практическая работа учащихся с использованием химических реактивов и химической посуды.
Оборудование и реактивы для учителя: ПСХЭ, таблица растворимости, компьютерная презентация на тему «Кислоты».
Оборудование и реактивы: ПСХЭ, таблица растворимости, набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, кислоты – 2 образца (серная, лимонная), индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).Этапы урока и их содержание.
№ п/пЭтапы урока и их содержание Деятельность
учителя учащихся
I. Организационный этап Организационная. Сообщают отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос учащихся с целью актуализации имеющихся знаний:
- Какие классы неорганических соединений мы изучили?
- Что такое оксиды?
- Что такое основания?
- На какие группы делятся основания по растворимости в воде? С помощью какой таблицы мы сможем узнать о растворимости вещества?
- С помощью каких реакций распознают вещества? Какие вещества мы использовали на прошлом уроке для определения щелочей? Как изменяют окраску индикаторы в щелочной среде?
- Что такое степень окисления вещества? Чем отличается запись степеней окисления элементов от зарядов ионов? С учащимися проводит фронтальную беседу.
Участвуют в фронтальном опросе.
III. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать основные классы неорганических соединений - класс кислоты, их состав, названия, классификацию и основных представителей этого класса. Сообщает тему урока, цель урока. Записывают в тетради тему урока.
IV. Актуализация знаний
На сегодняшнем уроке мы должны познакомиться со следующим классом неорганических веществ – кислотами. Практически со всеми кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примеси. В ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота. Вступительное слово учителя о значении и нахождении кислот.
Слушают учителя.
V. Введение новых знаний, с учетом закономерностей процесса познания, осмысление связей и отношений в объекте изучения.
Почему они имеют такое название? Кислые на вкус. Достаточно вспомнить вкус аскорбиновой или лимонной кислот. Но ни одни химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно, т.к. к кислотам относят и серную кислоту. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознать кислоты, как и щелочи, с помощью индикаторов.
Мы должны определить изменение окраски индикаторов, знакомых нам по прошлому уроку, в кислой среде. Для этого мы используем растворы 2-х кислот: серной кислоты и лимонной кислоты, и растворы 3-х индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
Какими правилами по технике безопасности мы должны придерживаться при проведении этой лабораторной работы:
- строго выполняем указания учителя;
- не пробуем вещества на вкус;
- наливать жидкость в пробирку осторожно, заранее проверив, не разбита ли она;
- пробирку держим на расстоянии 10- 15 см от глаз, на уровне глаз;
- не переливать вещества из пробирки в склянку;
- не загромождать рабочее место;
- производить опыты только в чистой посуде, закончив работу вымыть посуду;
- банки и склянки закрывать теми же пробками и крышками, какими они были закрыты.
Приступим к работе:
В образцы 2-х кислот, в 1-м штативе добавляем небольшое количество лакмуса, в образцы 2-го штатива – метилоранж, в образцы 3-го штатива – фенолфталеин.
Отмечаем окраску растворов.
Лакмус изменяет окраску в кислой среде с фиолетовой на красную, метиловый оранжевый с оранжевой на красно – розовую, фенолфталеин – остается бесцветным.Заполним таблицу.
Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса? Обратимся к составу кислот. На экране формулы и названия некоторых кислот.
HCl –соляная кислота
H2SO4 –серная кислота
HNO3 –азотная кислота
H2CO3 –угольная кислота
H3PO4 –фосфорная кислота
Что общего в формулах этих кислот?
Ответ: Входит атом водорода, остальная часть молекулы – кислотный остаток.
Давайте сформулируем определение кислот.
Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
Как правило, кислотные остатки образуют элементы – неметаллов, значит за счет ковалентных связей. Состав кислотных остатков различен, в одни остатки входит кислород, в других нет. Так же формулы этих кислот отличаются числом атомов H, который определяет особый признак кислот – основность.
По этим признакам кислоты классифицируют:
По числу атомов Н (по основности):
а. одноосновные;
б. двухосновные;
в. трехосновные.
По наличию кислорода в кислотном остатке:
а. бескислородные;
б. кислородосодержащие.
По растворимости в воде:
а. нерастворимые;
б. растворимые.
Запишите по одному примеру по каждой группе кислот.
По формулам кислот можно определить степени окисления химических элементов, образующих кислоты.
+1 +5 -2
HNO3
Перечислим правила написания степеней окисления:
- знаки записывают перед цифрой;
- указывается для каждого атома химического элемента;
- суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю;
- значения степеней окисления записывают строго над химическим элементом.
Зная степень окисления элемента – неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить, какой оксид ей соответствует.
Например:
+1 +5 -2 +5 -2
HNO3 → N2O5 – оксид азота (V). Кислотам соответствуют оксиды металлов.
По формулам кислот можно определить и общий заряд ионов. Кислоты образуют ионы двух видов: ион водорода – H+ и ион кислотного остатка, который будет иметь отрицательный заряд, равный основности кислот.
Повторим правила записи зарядов ионов:
- заряд иона записывают справа от химического элемента;
- сначала пишут цифру, потом знак «+» или «-», цифру 1 не пишут.
Так для H2SO4:
Степень окисления
+1 +6 -2
H2SO4
заряд иона
+ 2-
H2SO4
Самостоятельное определение для фосфорной кислоты: зарядов ионов; с.о. элементов; соответствующий оксид.
А теперь поподробнее познакомимся с некоторыми кислотами, потому, что они играют большое значение в нашей жизни.
Обсуждение вопроса названий веществ – кислот.
Обсуждение правил по технике безопасности.
Учитель следит за выполнением экспериментальной части. Координирует работу учащихся.
Делает выводы вместе с учащимися.
Ставит проблемную ситуацию, об установлении состава веществ.
Объяснение материала с использованием слайдов.
Объяснение материала с помощью слайдов.
Предлагает самостоятельную работу. Осуществляет последующую проверку.
Вместе с учащимися повторяет правила вычисления степеней окисления и зарядов ионов.
Объяснение материала по слайдам.
Предлагает самостоятельно определить степени окисления, заряды ионов и соответствующий оксид для сернистой кислоты.
Проверка осуществляется по слайду. Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся выполняют экспериментальную работу по установлению окраски индикаторов в кислой среде.
Заполняют таблицу о изменении окраски индикаторов в кислой среде.
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в изучении нового материала на основе имеющихся знаний.
Записывают в тетрадь определение.
Записывают признаки классификации в тетрадь.
Самостоятельно записывают в тетрадь примеры веществ.
Запись в тетрадь формул кислот со степенями окисления на химических элементах.
Запись в тетрадь соответствующих формул оксидов.
Запись в тетрадь зарядов ионов на примере кислот.
Самостоятельно выполняют в тетради задания, предложенного на слайде, с последующей самопроверкой.
VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
Итак, мы сегодня познакомились еще с одним классом неорганических веществ – кислотами.
- Что такое кислоты?
- С помощью, каких веществ мы распознали кислоты? Какой индикатор не пригоден для распознавания кислот?
- По каким признакам классифицируют кислоты? На какие группы делят кислоты по эти признакам?
- Какими правила по технике безопасности вы бы применили при работе с кислотами? Ваши действия, если кислота попала на кожу рук.
- Почему нельзя лить воду в серную кислоту для ее разбавления? Отвечают на местах на вопросы учителя. VII. Анализ и оценка итогов работы. Учащиеся выставляют оценки в дневник.
VIII. Определение и разъяснение домашнего задания. Записывают задание в дневник
Параграф 20, упражнения 1,4. Выучить формулы кислот.
Литература для учителя:
1. О.С.Габриелян «Химия. Учебник 8 класс», М.: «Дрофа», 2010.
2. О.С.Габриелян, И.П.Воскобойникова «Настольная книга для учителя 8 кл.», М.: «Дрофа», 2008.
3. Е.П.Сгибнева «Современные открытые уроки по химии 8-9 кл.», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
4. А.М.Радецкий «Проверочные работы по химии 8-11», М.: «Просвещение», 2008.
5. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию в 8 классе», М.: «Блик и К», 2008.