Рабочая программа по химии к учебнику Габриеляна О.С. Химия 9 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная Важская основная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО
___________(____________)
Протокол №____
от «___»____________20___г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «ОВОШ»
__________(______________)
«____»______________20___г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «ОВОШ»
_________Воеводкина Г.А.
Приказ №__116___
от «1»_сентября__20_15__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чернышёвой Татьяны Витальевны, II кв. категория
по учебному курсу
ХИМИЯ
9 класс
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
На предмет выделяется 68 часов в году по 2 часа в неделю. На теорию отводится 57 часов, на практические работы 6 часов, на экскурсию 1 час и на контрольные работы 4 часа. Согласно программе регионального компонента основного общего образования Архангельской области в 9 классе отводится 12 часов на изучение тем регионального содержания.
Цели:
Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Формирование знаний основ науки
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
Соблюдать правила техники безопасности
Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности
Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.
Основной формой организации учебного процесса является урок различных типов: УИНМ – урок изучения нового материала, КУ – комбинированный урок, УПЗУ – урок применения знаний умений, УК – урок контроля, УОП – урок обобщающего повторения, УСЗУ – урок совершенствования знаний умений. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Результаты изучения курса «Химия. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 9 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Структура рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание тем учебного курса
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Календарно-тематическое планирование
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Список литературы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
тема Всего
часов Количество часов
Теоретические Практические
1. Повторение вопросов курса 8 класса 4 4 2. Металлы. 16 15 1
3. Неметаллы 22 19 3
4. Органические вещества. 13 12 1
5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. 13 13 ИТОГО 68 63 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Повторение основных вопросов 8 класса и введение в курс 9 класса. (4 часа).
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Положение химического элемента в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Периодический закон. Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ.
Тема 2. Металлы.(16 часов).
Щелочные и щёлочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
Уметь: определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
Пр.р №1 Осуществление цепочек превращений.
Контрольная работа № 1 Металлы
Тема 3. Неметаллы. (22часа)
Сера. Оксиды серы. Серная кислота и её соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли. Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и её соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.
Уметь: называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
Пр.р №2 Свойства соляной кислоты.
Пр.р.№3 Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов.
Пр.р.№4 Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ
Тема 4. Органические вещества. (13часов).
Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических веществ. Биологически важные вещества: жиры. Углеводы, белки.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
гомология, изомерия; важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, бензол, этанол, жиры, белки,
Уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.
Пр.р.№5 Качественные реакции на органические вещества.
Контрольная работа №3 Органические вещества.
Тема 5. Обобщение знаний за курс основной школы. (13 часов). Вычисление массы веществ или объёмов газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.
Ученики должны знать указанные выше понятия.
Уметь объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве, экологически грамотно вести себя в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, безопасно обращаться с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
Контрольная работа №4 Итоговая.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В процессе обучения ученики 9 класса должны
знать и понимать:
- скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
- химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
-химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Уметь:
- объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
- определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата Темы Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля ИМО
Повторение вопросов курса 8 класса. Введение в курс 9 класса. 4 ч.
1 1.09 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
РК. Использование атомной энергии в мирных целях: АЭС в г. Архангельске, космические исследования в области. Использование атомной энергии в военных целях: ВПК в области, его влияние на экологию края. УСЗУ Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Структура ПСХЭ. Строение атома. Знать: строение атома, состав и характер высшего оксида, высшего гидроксида, водородного соединения, свойства электролитов. Уметь: давать характеристику элементу, сравнивать свойства простых веществ по периоду и подгруппе, составлять электронную и электронно-графическую формулу атома. Устная, письменная работа с учебником 2 3.09 Положение химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева УСЗУ Положение химического элемента в ПСХЭ. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы. Причины изменения свойств химических элементов и их соединений. Знать : структуру ПС, физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода. Уметь сравнивать строение атомов элементов одного периода, одной главной подгруппы; сравнивать их металлические и неметаллические свойства Устный опрос, индивидуальные задания 3 8.09 Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ УСЗУ Характеристика элемента-металла и элемента -неметалла на основании его положения в ПСХЭ Знать: план характеристики элемента-металла и элемента - неметалла на основании его положения в ПСХЭ Уметь: характеризовать элемент-металл и элемент - неметалл по плану, записывать необходимые уравнения реакций Работа в рабочей тетради
4 10.09 Амфотерные оксиды и гидроксиды УСЗУ Переходные элементы, оксиды и гидроксиды, им соответствующие. Свойства гидроксида алюминия Знать: понятие о переходных металлах, амфотерность. Уметь: составлять генетический ряд переходного элемента Работа в рабочей тетради Тема 2. Металлы. 16 ч.
5 15.09 Положение металлов в ПС Д.И.Менделеева и строение их атомов. КУ Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Общие физические свойства металлов. Знать: положение металлов в ПС, строение атомов металлов, понятие о металлической кристаллической решетке, металлической связи, общие физические свойства металлов Уметь: давать характеристику металла, исходя из положения в ПС, строения атома, типа кристаллических решеток, физических свойств Устная, письменная работа с учебником 6 17.09 Свойства металлов. УИНМ Химические свойства металлов на основании строения их атомов и восстановительной способности. Электрохимический ряд напряжения металлов, ОВР Знать: химические свойства металлов на основании положения их в ряду напряжений, с точки зрения ОВР
Уметь: записывать необходимые уравнения реакций. Работа в рабочей тетради 7 22.09 Металлы в природе. Общие способы их получения.
РК. Сырьевые минеральные ресурсы области. Рудопроявления металлов области. Добывающая и перерабатывающая промышленность области. Экологические проблемы области. КУ Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Знать: основные соединения металлов в природе, важнейшие руды, понятие о металлургии и ее разновидностях, характеристику сплавов, их свойства. Уметь: записывать основные формулы. Работа в рабочей тетради 8 24.09 Общие понятия о коррозии металлов. УИНМ Коррозия металлов, способы защиты от коррозии. Знать: понятие о коррозии металлов, о способах защиты от коррозии Проверочная работа по химическим свойствам 9 29.09 Сплавы. КУ Сплавы, их значение и применение Знать: характеристику сплавов, их свойства. Уметь: записывать основные формулы. Работа в рабочей тетради 10 1.10 Общая характеристика элементов главной подгруппы 1группы ПС Д.И.Менделеева. КУ Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Знать: положение элементов в ПС, строение атома, формулы соединений; Уметь: давать сравнительную характеристику щелочных металлов, записывать необходимые уравнения реакций. Текущий контроль-опрос
11 6.10 Соединения щелочных металлов.
РК. Поваренная соль в области. История солеварения на Русском Севере. КУ Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Знать: формулы основных соединений щелочных металлов, понятие о калийных удобрениях. Уметь: записывать необходимые уравнения реакций. Работа в рабочей тетради
12 8.10 Общая характеристика элементов главной подгруппы 2группы ПС Д.И.Менделеева. КУ Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Знать: положение элементов в ПС, строение атома, свойства простых веществ Уметь: давать сравнительную характеристику металлов, записывать необходимые уравнения реакций Работа в рабочей тетради
13 13.10 Соединения щёлочноземельных металлов. КУ Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Знать: формулы соединений, свойства соединений
Уметь: записывать необходимые уравнения реакций Работа в рабочей тетради
14 15.10 Алюминий, его физические и химические свойства. КУ Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Знать: строение атома, физические и химические свойства простого вещества, применение. Уметь: давать сравнительную характеристику металлов, записывать необходимые уравнения реакций. Самостоятельная работа, работа в рабочей тетради
15 20.10 Соединения алюминия.
РК. Северные бокситы – крупнейшая база алюминиевого сырья КУ Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Знать: формулы соединений, свойства соединений; применение соединений алюминия. Уметь: записывать необходимые уравнения реакций. Работа в рабочей тетради
16 22.10 Пр.р.№1. Осуществление цепочек превращения. УПЗУ Правила ТБ и ОТ. Химические свойства, качественные реакции, получение соединений калия, натрия, магния, алюминия Знать: Химические свойства, качественные реакции, получение соединений калия, натрия, магния, алюминия. Уметь: осуществлять исследовательскую работу по получению соединений металлов Практическая работа 17 27.10 Железо, его физические и химические свойства.
РК. Бурые и магнетитовые железняки, их промышленное значение и использование. КУ Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа Знать: строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Уметь: составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств Работа в рабочей тетради
18 29.10 Решение задач по теме «Металлы» УИНМ Решение задач с понятием «массовая доля выхода продукта» Знать: алгоритм решения задач. Уметь: решать задачи с понятием «массовая доля выхода продукта» Решение задач 19 10.11 Обобщение по теме «Металлы» УОП Строение атомов металлов, восстановительная способность металлов, электрохимический ряд напряжений металлов. Физические, химические свойства металлов и их соединений. Качественные реакции на катионы металлов Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять полученные знания и умения Устная и письменная самостоятельная работа по вопросам 20 12.11 Контрольная работа №1 по теме «Металлы» УК Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. Контрольная работа Тема 3. Неметаллы. 22 ч.
21 17.11 Общая характеристика неметаллов. КУ Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. Знать: положение в ПС; особенности строения атома; ЭО; кристаллическое строение; аллотропия; физические свойства.
Состав воздуха, состав веществ, образующих клетки
Уметь: характеризовать неметаллы, строения атомов, по виду химической связи, физическим свойствам Устная и письменная работа с учебником
22 19.11 Общая характеристика галогенов. КУ Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Знать: строение атомов; степени окисления; строение молекул; физические и химические свойства простых веществ.
Уметь: давать характеристику; сравнивать свойства; записывать уравнения реакций. Письменный опрос, индивидуальные задания, 23 24.11 Соединения галогенов. КУ Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. Получение соединений галогенов , их применение в быту Знать: качественную реакцию на хлорид-ион, способы получения галогенов. Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства и способы получения соединений галогенов, распознавать опытным путем раствор соляной кислоты среди других кислот Самостоятельная работа, работа с учебником по плану
24 26.11 Сера, её физические и химические свойства. КУ Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение. Знать: строение атома серы, ее физические и химические свойства, способы получения, аллотропные видоизменения серы.
Уметь: характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ и строения атома, записывать уравнения реакций серы с металлами, кислородом и другими неметаллами Текущий контроль. СР (2-3 человека) 25 1.12 Оксиды серы(IV) и (VI). КУ Соединения серы с водородом, кислородом, металлами и их свойства и получение. Качественные реакции на соединения серы Знать: способы получения, физические, химические свойства оксидов, сульфидов, сероводорода. Качественные реакции на соединения серы
Уметь: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения соединений серы, и реакций, подтверждающих химические свойства соединений серы, качественным путем определять сульфид-, сульфит- ионы, составлять уравнения Письменная самостоятельная работа.
Устная и письменная работа с учебником
26 3.12 Серная кислота и её соли.
РК. Природные соединения серы в Архангельской области, их проявления и использование. Гипсовые заводы. Серосодержащие газы в атмосфере г. Архангельска и области: содержание, влияние на среду и здоровье человека, мероприятия по защите природы от серосодержащих отходов и здоровья человека. КУ Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Производство серной кислоты Знать: состав, строение, свойства серной кислоты, качественную реакцию на сульфат-ион, области применения, свойство солей.
Уметь: давать сравнительную характеристику разбавленной и концентрированной кислот, записывать необходимые уравнения реакций; распознавать сульфат ион.
Текущий контроль – опрос.
27 8.12 Азот и его свойства. КУ Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. Знать: строение атомов элементов 5А группы. строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства.
Уметь: давать характеристика строения атома элемента, исходя из положения в ПС. Уметь записывать необходимые уравнения реакций. Работа с учебником 28 10.12 Аммиак и его свойства. КУ Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Знать: Строение молекулы; физические и химические свойства; получение распознавание.
Уметь записывать необходимые уравнения реакций. Текущий контроль – опрос, работа с ДМ, индивидуальные задания. 29 15.12 Решение задач на вычисление выхода продукта реакции. УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций Рабочая тетрадь, работа по ДМ. 30 17.12 Соли аммония. КУ Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония. Знать: состав, получение, физические и химические свойства, области применения.
Уметь: записывать необходимые уравнения реакций. Работа по карточкам, проверочная работа 31 22.12 Азотная кислота и её соли.
РК. Экологические проблемы области в связи с изменением озонового слоя над её территорией. Экологические проблемы области, связанные с изменениями в круговороте азота (кислотные дожди, накопление нитратов). Азотсодержащие вещества в воздухе, водоёмах и почвах области: содержание, влияние на среду и здоровье человека, мероприятия по защите природы от азотсодержащих загрязнителей. Фосфор в природе области. КУ Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Знать: состав, строение, свойства оксидов и кислот. Особенности концентрированной кислоты. Применение.
Уметь: давать сравнительную характеристику разбавленной и концентрированной кислот, записывать необходимые уравнения реакций. ТК - опрос, Самостоятельная работа по ДМ, для закрепления РТ 32 24.12 Фосфор. КУ Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. Знать: строение атома, аллотропные видоизменения. Химические свойства.
Уметь: записывать необходимые уравнения реакций, давать сравнительную характеристику красному и белому фосфору. Самостоятельная работа, работа с учебником 33 29.12 Соединения фосфора. КУ Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. Знать: строение атома, аллотропные видоизменения. Химические свойства.
Уметь: записывать необходимые уравнения реакций, давать сравнительную характеристику красному и белому фосфору. 34 12.01 Углерод.
РК. Алмазы области. Проблема промышленного освоения и экологические последствия. КУ Общая характеристика элементов главной подгруппы 4 группы ПСХЭ. Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. Знать: положение углерода в ПСХЭ, строение атома, аллотропные видоизменения, свойства, применение.
Уметь: объяснять положение углерода в ПСХЭ, записывать уравнения реакций, подтверждающих ОВ свойства углерода, составлять и решать схемы превращений. Для закрепления РТ 35 14.01 Оксиды углерода(II) и (IV).
РК. Каменные угли области: месторождения, перспективы использования. Применение угля в промышленности региона. КУ Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. Знать: строение, физические и химические свойства, получение и применение.
Уметь: записывать необходимые уравнения реакций. Давать сравнительную характеристику. Текущий контроль. Работа по карточкам, для закрепления РТ 36 19.01 Карбонаты.
КУ Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. Знать: важнейшие карбонаты, их значение и применение, качественные реакции.
Уметь: записывать уравнения реакций перехода карбонатов в гидрокарбонаты и обратно ТК - опрос, самостоятельная работа по карточкам 37 21.01 Кремний.
РК. Известняки и доломиты области. Их добыча, переработка, применение. Глины области. Керамическое производство на их основе. Производство вяжущих веществ на основе глин и известняков края. Производство бетона, железобетона и конструкций из них на основе песка, гравия, щебня в регионе. Промышленность строительных материалов в области. УИНМ Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. Знать: строение атома кремния и его соединений.
Уметь: давать сравнительную характеристику с углеродом и его соединениями. Работа с учебником по плану.
38 26.01 Обобщение по теме «Неметаллы».
РК. Самоцветы и поделочные камни, слюда, асбест области. Их использование в народных промыслах Русского Севера. УОП Решение задач и упражнений.
Подготовка к контрольной работе. Знать: теоретический материал.
Уметь: производить вычисления массы и объемов продуктов реакции с определенной долей выхода; уметь писать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, ТК, фронтальный опрос, работа по карточкам 39 28.01 Контрольная работа № 2. УК Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения. Контрольная работа
40 2.02 Пр.р.№2.Свойства соляной кислоты. УПЗУ Правила ТБ и ОТ. Реакции, показывающие свойства соляной кислоты Знать: Химические свойства, получение соляной кислоты. Уметь: осуществлять исследовательскую работу по получению соляной кислоты и изучению её свойств. Практическая работа 41 4.02 Пр.р.№3. Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов. УПЗУ Правила ТБ и ОТ.
Качественные реакции, получение соединений металлов Знать: качественные реакции на катионы металлов, способы получения соединений металлов
Уметь: осуществлять исследовательскую работу по определению соединений металлов среди предложенных веществ, получать соединения металлов Практическая работа 42 9.02 Пр.р №4. Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. УПЗУ Практическая работа Тема 4. Органические вещества. 13ч.
43 11.02 Предмет органической химии. Строение атома углерода.
РК. Природный газ и нефть как смеси веществ и полезные ископаемые области. Перспективы добычи и переработки нефти и газа на Северо-Западе России, возникающие в связи с этим экологические проблемы. УИНМ Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Знать понятие «органическая химия», «органические вещества».
Уметь записывать структурные и молекулярные формулы органических веществ. Текущий контроль 44 16.02 Алканы. Химические свойства и применение алканов. КУ Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Знать понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия.
Уметь записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия изученным веществам ТК, индивидуальная работа по карточкам 45 18.02 Алкены. Химические свойства этилена. КУ Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. Знать понятие этиленовые, ацетиленовые, диеновые.
Уметь записывать структурные формулы изомеров и гомо
логов, давать названия изученным веществам. ТК, индивидуальная работа по карточкам,
46 25.02 Спирты. КУ Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта
Уметь: называть изученные вещества; характеризовать химические свойства органических соединений ТК 47 1.03 Альдегиды. Карбоновые кислоты. КУ Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров.
Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты ТК, индивидуальная работа по карточкам
48 3.03 Сложные эфиры. Жиры. КУ .Сложные эфиры. Жиры в природе и их применение. Знать формулы сложных эфиров и жиров.
Уметь характеризовать типичные свойства жиров. Текущий 49 10.03 Аминокислоты. Белки. КУ Белки, аминокислоты, их строение и биологическая роль
Калорийность белков. Иметь представление о биологически важных органических веществах
Фронтальный опрос
50 15.03 Углеводы. КУ Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность углеводов Иметь представление о строении углеводов, глюкозе, ее свойствах Текущий опрос 51 17.03 Полимеры. КУ Основные понятия химии ВМС: полимеры, мономеры, структурное звено, степень полимеризации. Краткий обзор важнейших полимеров Иметь первоначальные представления о полимерах на примере полиэтилена Текущий опрос 52 29.03 Обобщение по теме «Органические вещества». УОП Углеводороды, кислородсодержащие соединения Знать формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов.
Уметь: писать уравнения ре акций органических веществ, решать простейшие цепочки
превращений; решать задачи по формулам и уравнениям Текущий опрос, работа с ДМ по группам 53 31.03 Пр.р.№5. Качественные реакции на органические вещества. УПЗУ Правила ТБ и ОТ.
Качественные реакции на органические вещества Знать: качественные реакции на органические вещества
Уметь: осуществлять исследовательскую работу Практическая работа 54 5.04 Решение задач. УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций Работа по ДМ. 55 7.04 Контрольная работа №3 по теме «Органические вещества» УК Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения. Контрольная работа Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. 13 ч.
56 12.04 ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. УОП Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение ПЗ и ПС Знать структуру ПС. Уметь давать характеристику элементов по положению в ПСХЭ.
Знать виды химической связи.
Уметь определять вид связи по формуле. Работа по карточкам 57 14.04 Строение вещества. УОП Строение атомов металлов и неметаллов. Значение металлов и неметаллов в жизни человека. Физические свойства простых веществ. Знать общие физические свойства металлов, особенности строения их атомов, значение металлов в жизни человека
Уметь давать характеристику положения металлов в ПС, описывать строение атомов, физические свойства Работа по карточкам 58 19.04 Химические реакции. УОП Типы химических реакций и признаки их классификации. ОВР. Знать: типы и признаки химических реакций; ОВР.
Уметь: характеризовать химические реакции по признакам классификации; определять и составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. Работа по карточкам 59 21.04 Классы химических соединений в свете ТЭД. УОП Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Знать классификацию основных классов неорганических соединений, химические свойства.
Уметь записывать уравнения реакций Работа с карточками 60 26.04 Классы химических соединений в свете ТЭД УОП Работа с карточками 61 28.04 Итоговая контрольная работа №4. УК Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения. Контрольная работа 62 5.05 Решение задач. «Вычисление массы веществ по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ» УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций работа по ДМ. 63 10.05 Решение задач. «Вычисление объёмов газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ» УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций работа по ДМ. 64 12.05 Решение задач. «Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества» УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций работа по ДМ. 65 17.05 Решение задач. «Вычисление массовой доли химического элемента в веществе» УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций работа по ДМ. 66 19.05 Решение задач. «Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси» УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций работа по ДМ. 67 24.05 Решение задач. «Вычисление объёма продукта реакции по известному объёму исходного вещества, содержащего примеси» УОП Решение задач. Повторение ключевых понятий темы. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.
Уметь: вести расчеты по уравнениям реакций работа по ДМ. 68 25.05 Заключительный урок по курсу химии основной школы. УОП ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
тема Кол-во
часов Формы контроля
1. Повторение вопросов курса 8 класса 4 Текущий контроль
2. Металлы. 16 Контрольных работ- 1
Практических работ – 1
Текущий контроль
3. Неметаллы 22 Контрольных работ- 1
Практических работ – 3
Текущий контроль
4. Органические вещества. 13 Контрольных работ- 1
Практических работ – 1
Текущий контроль
5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. 13 Контрольных работ- 1
Текущий контроль
ИТОГО 68 Контрольных работ – 4
Практических работ - 5
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Интерактивная доска «Smart»Мультимедиапроектор «Beng»
Компьютерное оборудование
Принтер «ML – 2510»
Микроскоп «Биомед 2П-3»
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»
Таблица «Название кислот и солей»
Нагреватель для пробирок учебный
Прибор для получения газов
Спиртовки
Индикаторная универсальная бумага
Пробирки
Колбы
Держатели для пробирок
Воронки химические
Ершики для химической посуды
Комплект посуды для демонстрации опытов по химии
Штатив металлический ШЛБ
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ
Подставки для пробирок
Наборы химических реактивов для химических опытов
\
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2007
Габриелян О.С. Химия. Учебник для 9 класса. Москва, «Дрофа», 2009
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Химия. 9 класс» Москва, «Дрофа», 2010
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя». Химия. 9 класс» Москва, «Дрофа», 2002
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2010