Рабочая программа по химии к учебнику Габриеляна О.С. Химия 8 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная Важская основная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО
___________(____________)
Протокол №____
от «___»____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «ОВОШ»
__________(______________)
«____»______________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ОВОШ»
_________Воеводкина Г.А.
Приказ №__116___
от «_1_»_сентября_20_15__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чернышёвой Татьяны Витальевны, II кв. категория
по учебному курсу
ХИМИЯ
8 класс
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Цели:
Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Сформировать знание основных понятий и законов химии
Воспитывать общечеловеческую культуру
Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Важская основная школа» на изучение химии в 8 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Согласно программе регионального компонента основного общего образования Архангельской области в 8 классе отводится 4 часа на изучение тем регионального содержания.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Основной формой организации учебного процесса является урок различных типов: УИНМ – урок изучения нового материала, КУ – комбинированный урок, УПЗУ – урок применения знаний умений, УК – урок контроля, УОП – урок обобщающего повторения. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа
жизни.
Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия. 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Структура рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание тем учебного курса
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Календарно-тематическое планирование
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Список литературы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
тема
Всего
часов
Количество часов
Теоретические
Практические
Введение
6
6
Атомы химических элементов.
11
10
1
Простые вещества
9
9
Соединения химических элементов
16
15
1
Изменения, происходящие с веществами
13
12
1
Простейшие операции с веществом
4
-
4
Скорость химических реакций
7
7
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
17
17
Свойства электролитов
4
-
4
Окислительно-восстановительные реакции
5
5
Повторение.
10
10
ИТОГО
102
91
11
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение.
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Ученик должен знать и понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов;
- химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула, относительная атомная и молекулярная массы.
-основные законы: периодический закон.
Уметь:
-называть химические элементы;
-объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Тема 1. Атомы химических элементов.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро и электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов периодического закона.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
Изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления.
Уметь:
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона;
-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Пр. р №1 Правила Т.Б. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.
Контрольная работа № 1 Введение. Атомы химических элементов.
Тема 2. Простые вещества.
Типы химической связи. Понятие о валентности и степени окисления. Знаки химических элементов, химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объём.
Контрольная работа №2 Простые вещества
Тема 3. Соединения химических элементов.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений.
Пр.р. №2 Приготовление растворов с заданной массовой долей веществ.
Контрольная работа №3 Соединения химических элементов
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами.
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при протекании химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам.
Пр. р. №3 Признаки химических реакций.
Контрольная работа № 4 Изменения, происходящие с веществами.
Тема 5. Простейшие операции с веществом.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём.
Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.
Пр.р №4 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание.
Пр.р №5 Анализ почвы и воды.
Пр.р №6 Получение водорода и изучение его свойств.
Пр.р. №7 Получение кислорода и изучение его свойств.
Тема 6. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
Понятие о скорости химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
Уметь: объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; основные теории химии: электролитической диссоциации;
Уметь: определять характер среды в водных растворах неорганических соединении; называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений;
-объяснять сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать химические свойства изученных веществ;
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Пр.р. №8 Ионные реакции.
Пр.р. №9 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Пр.р. №10 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Пр.р. №11.Решение экспериментальных задач.
Контрольная работа №5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь: определять окислитель и восстановитель.
Тема 9. Шеренга великих химиков. Повторение материала 8 класса.
Итоговая контрольная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе обучения ученики 8 класса должны
знать и понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов
- химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула относительная атомная и молекулярная массы
-основные законы: периодический закон
-изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления
- химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём
- растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление
Уметь:
-называть химические элементы
-объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона
-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
-вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции
- называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений
-объяснять сущность реакций ионного обмена
-характеризовать химические свойства изученных веществ
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
- выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ
- определять окислитель и восстановитель.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Темы
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
ИМО
Введение. 6 часов
1
2.09
Предмет химии. Вещества.
УИНМ
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Предмет изучения химии. Химический элемент и формы существования – свободные атомы, молекулы простых и сложных веществ. Значение веществ в жизни природы и общества
Знать: понятия «химия», «вещество», «химические свойства», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «атом»; правила поведения и техники безопасности при работе в кабинете.
Уметь: различать понятия тело и вещество, простое вещество и химический элемент, приводить примеры физических тел, химических веществ, их физические свойства, примеры простых и сложных веществ.
Устная и письменная работа с учебником
2
3.09
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.
КУ
Физические и химические явления. Роль химии в жизни человека.
Знать: понятия «физическое явление», «химическое явление», «химическая реакция»; значение химии в жизни человека.
Уметь отличать, приводить примеры физических и химических явлений.
Устный опрос.
3
7.09
Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии.
РК. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов как ученый химик и гражданин. Вклад в развитие русского Севера.
УИНМ
Основоположники науки химии. Жизнь и деятельность Ломоносова М.В.
Знать : основоположников химии как науки, вклад М.В. Ломоносова в развитие науки химии.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
Доклады учащихся.
4
9.09
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
УИНМ
Первоначальные представления о ПСХЭ Д. И. Менделеева и ее структуре.
Знать : структуру ПС.
Уметь: указывать положение химических элементов в ПС.
Устный опрос.
5
10.09
Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева.
КУ
Химические знаки химических элементов, их произношение и написание
Знать: обозначения 20 химических элементов, произношение;
Уметь: записывать знаки химических элементов.
Устный опрос.
6
14.09
Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.
УПЗУ
Атомная единица массы, относительная атомная масса. Химическая формула, индекс и коэффициент. Относительная молекулярная масса. Закон постоянства состава вещества. Запись химической формулы и вычисление относ. Молекулярная масса
Знать: понятия «химическая формула», «индекс», «коэффициент»; «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса».
Уметь: читать химические формулы, записывать химическую формулу, рассчитывать относительную молекулярную массу.
Письменная самостоятельная работа: химический диктант
Тема 1. Атомы химических элементов. 11часов
7
16.09
Основные сведения о строении атомов.
УИНМ
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны, электроны).
Знать: строение атома, состав ядра, современное определение понятия «химический элемент», «изотопы»
Уметь: определять по ПС заряд ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме; записывать состав атома
Устный опрос.
8
17.09
Изотопы.
КУ
Изотопы.
Знать: понятие «изотопы»
Уметь: определять по ПС заряд ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме; записывать состав атома
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
9
21.09
Строение электронных оболочек атомов.
КУ
Электронная оболочка атома и энергия электронов в атоме, Энергетические уровни атома, физический смысл номера периода. Распределение электронов, максимальное количество электронов на энергетических уровнях, электронная формула атомов химических элементов 1,2,3 периода. Физический смысл номера группы.
Знать: понятия «энергетический уровень», «орбиталь».
Уметь: составлять схемы строения атомов элементов №№ 1-20, определять число электронов на внешнем уровне.
Письменная самостоятельная работа
10
23.09
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома.
УПЗУ
Структура ПСХЭ. Строение атома. Физический смысл порядкового номера, номера периода, номера группы. Металличность и неметалличность атомов химических элементов и причины их изменения в периодах и группах
Знать : структуру ПС, физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода.
Уметь сравнивать строение атомов элементов одного периода, одной главной подгруппы; сравнивать их металлические и неметаллические свойства.
Устный опрос.
11
24.09
Ионная химическая связь.
КУ
Образование положительно и отрицательно заряженных частиц – ионов. Ионная химическая связь.
Знать: понятия «ион», «заряд иона», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка»
Уметь записывать схемы образования ионных связей.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
12
28.09
Ковалентная неполярная химическая связь.
КУ
Электроотрицательность (ЭО) – свойство неметаллических элементов. Изменение ЭО в периодах и группах. Ряд ЭО. Механизм образования ковалентной неполярной химической связи
Знать определения ковалентной связи, «атомная, молекулярная кристаллические решетки»
Уметь составлять схемы образования ковалентной связи, записывать электронные и структурные формулы, определять кратность связи.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
13
30.09
Ковалентная полярная химическая связь.
КУ
Изменение ЭО в периодах и группах. Ряд ЭО. Механизм образования ковалентной полярной химической связи
Знать понятия «электроотрицательность».
Уметь составлять схемы образования ковалентной связи, показывать смещение электронной плотности.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
14
1.10
Металлическая химическая связь.
КУ
Металлическая связь. Механизм образования металлической связи. Сходство металлической связи с ковалентной полярной и ионной связями и ее отличие от них
Знать понятия «металлическая кристаллическая решетка»
Уметь объяснять сущность металлической связи, называть физические свойства металлов.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
15
5.10
Обобщение по теме «Атомы химических элементов».
УОП
Строение атома химических элементов, изотопы. Строение электронных оболочек, электронная формула. Механизм образования химических связей. Характеристика элемента на основании положения в ПСХЭ
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, определять тип химической связи в соединениях
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
16
7.10
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»
УК
Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала.
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Контрольная работа
17
8.10
Практическая работа №1. Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности
Знать правила ТБ при работе.
Уметь самостоятельно проводить опыты, описывать результаты наблюдений; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
Практическая работа
Тема 2. Простые вещества. 9 часов
18
12.10
Простые вещества – металлы.
УИНМ
Особенности строения атомов металлов. Металлическая связь. Значение металлов в жизни человека. Физические свойства металлов. Аллотропия. Аллотропные модификации олова.
Знать общие физические свойства металлов, особенности строения их атомов, значение металлов в жизни человека
Уметь давать характеристику положения металлов в ПС, описывать строение атомов, физические свойства
Устная и письменная работа с учебником
19
14.10
Простые вещества – неметаллы.
УИНМ
Особенности строения атомов неметаллов. Значение неметаллов в жизни человека. Физические свойства неметаллов.
Знать особенности строения атомов неметаллов, положение неметаллов в ПС; физические свойства простых веществ неметаллов.
Уметь составлять электронные схемы строения атомов неметаллов
Устный опрос.
20
15.10
Аллотропия.
КУ
Физические свойства неметаллов. Аллотропия.
Знать физические свойства простых веществ неметаллов, определение аллотропии.
Уметь составлять электронные схемы строения атомов неметаллов
Письменная самостоятельная работа: химический диктант
21
19.10
Количество вещества.
КУ
Количество вещества. Моль.
Знать понятия «Количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро».
Уметь вычислять число частиц
Устный опрос. Письменный опрос
22
21.10
Молярная масса вещества.
КУ
Молярная масса. Взаимосвязь массы, числа частиц и количества вещества
Знать понятие «молярная масса»
Уметь рассчитывать молярную массу, выполнять упражнения с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса».
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
23
22.10
Молярный объём газов.
КУ
Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».
Знать понятие «молярный объем»
Уметь рассчитывать молярный объем, выполнять упражнения с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса», «молярная масса».
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
24
26.10
Урок-упражнение. Решение задач.
УПЗУ
Понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Алгоритмы решения задач
Знать изученные понятия.
Уметь производить расчеты по химическим формулам
Практическая работа
25
28.10
Обобщение по теме «Простые вещества».
УОП
Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем
Знать понятия «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Уметь вычислять массу, объем по известному количеству вещества.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
26
29.10
Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»
КУ
Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала.
Знать теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Контрольная работа
Тема 3. Соединения химических элементов. 16часов
27
9.11
Степень окисления.
УИНМ
Понятие о степени окисления.
Знать понятия степень окисления, химическая номенклатура
Уметь определять степень окисления элемента в соединении; называть бинарные соединения
Устная и письменная работа с учебником
28
11.11
Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и пр.
КУ
Бинарные соединения.
Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления, общий способ их названия.
Знать понятия бинарные соединения, химическая номенклатура
Уметь определять степень окисления элемента в соединении; называть бинарные соединения
Устный опрос.
29
12.11
Оксиды
КУ
Оксиды и летучие водородные соединения:
Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.
Знать понятия оксиды, водородные соединения, нахождения в природе, области применения важнейших соединений.
Уметь: называть оксиды, определять состав вещества по их формулам, степень окисления
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
30
16.11
Основания.
КУ
Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.
Знать понятия гидроксид-ион, основания, щелочи, индикатор, физические свойства и области применения важнейших щелочей
Уметь: называть основания; определять состав вещества по их формулам, степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
31
18.11
Кислоты.
КУ
Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.
Знать формулы кислот.
Уметь: называть кислоты; определять степень окисления элемента в соединении; распознавать опытным путем растворы кислот
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
32
19.11
Соли.
КУ
Состав и номенклатура солей.
Знать понятие соли, области применения важнейших солей.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
33
23.11
Соли.
УПЗУ
Составление формул солей.
Уметь называть соли; составлять формулы солей
Устный опрос.
34
25.11
Урок-упражнение. Решение задач.
УПЗУ
Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам.
Знать общие формулы.
Уметь: называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определенному классу; составлять формулы веществ
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
35
26.11
Кристаллические решётки.
УИНМ
Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные, атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки
Знать классификацию веществ.
Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту
Устный опрос.
36
30.11
Чистые вещества и смеси.
КУ
Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.
Знать понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.
Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту. Знать способы разделения смесей.
Устный опрос.
37
2.12
Массовая и объёмная доли компонентов в смеси.
КУ
Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.
Знать единицу измерения массовой, объемной доли компонентов смеси, формулы вычисления массовой, объемной доли компонентов смеси.
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять т, V, v продукта реакции по т, V, v исходного вещества, содержащего примеси
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
38
3.12
Массовая и объёмная доли компонентов в смеси.
КУ
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
39
7.12
Расчеты, связанные с понятием «доля»
УПЗУ
Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
Знать изученные понятия.
Уметь производить расчеты по химическим формулам
Письменная самостоятельная работа
40
9.12
Обобщение по теме «Соединения химических элементов»
УОП
Степени окисления элементов. Составление формул соединений по степеням окисления. Оксиды, кислоты, соли, основания - классификация, номенклатура
Знать основные понятия
Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять т, V. v продукта реакции по т, V, v исходного вещества, содержащего
примеси
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
41
10.12
Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов»
УК
Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала.
Знать теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Контрольная работа
42
14.12
Практическая работа № 2. Приготовление растворов с заданной массовой долей вещества.
РК. Горные породы, минералы полезные ископаемые Архангельской области, элементарный, химический состав. Вычисление массовой доли полезного компонента в смеси.
УПЗУ
Правила ТБ и ОТ. Массовая доля растворенного вещества.
Знать формулы вычисления массовой доли растворенного вещества.
Уметь решать расчетные задачи на вычисления массовой доли растворенного вещества.
Практическая работа
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. 13 часов
43
16.12
Физические явления.
УИНМ
Физические явления.
Знать понятие «физические явления»
Уметь по характерным признакам отличать физические явления.
Устный опрос.
44
17.12
Химические реакции.
КУ
Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция.
Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций»
Уметь по характерным признакам отличать химические реакции от физических явлений.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
45
21.12
Химические реакции.
КУ
Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.
Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций»
Уметь по характерным признакам отличать химические реакции от физических явлений.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
46
23.12
Практическая работа №3. Признаки химических реакций.
УПЗУ
Правила ТБ и ОТ. Признаки химической реакции и условия ее протекания
Знать признаки химической реакции и условия ее протекания.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
47
24.12
Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.
УИНМ
Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Знать закон сохранения массы веществ
Уметь составлять уравнения химических реакций
Устный опрос.
48
28.12
Реакции разложения.
КУ
Реакции разложения.
Знать сущность реакции разложения.
Уметь составлять уравнения реакций.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
49
13.01
Реакции соединения.
КУ
Реакции соединения
Знать сущность реакции соединения.
Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
50
14.01
Реакции замещения.
КУ
Реакция замещения.
Знать сущность реакции замещения.
Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции, характеризовать химические свойства металлов (взаимодействие с кислотами, солями)
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
51
18.01
Реакции обмена.
КУ
Реакции обмена.
Знать сущность реакции обмена.
Уметь составлять уравнения реакций, определять тип реакции, возможность протекания реакций ионного обмена
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
52
20.01
Расчёты по химическим уравнениям.
УПЗУ
Решение расчетных задач по уравнениям реакций
Знать единицы важнейших величин, алгоритм решения расчетных задач по уравнениям реакций
Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
53
21.01
Расчёты по химическим уравнениям.
УПЗУ
Решение расчетных задач по уравнениям реакций с понятиями примеси и массовая доля растворенного вещества
Знать: единицы важнейших величин, алгоритм решения расчетных задач по уравнениям реакций
Уметь решать расчетные задачи с понятиями примеси, массовая доля.
Письменная самостоятельная работа
54
25.01
Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»
УОП
Типы химических реакций. Схемы превращений, расчетные задачи по уравнениям реакций.
Знать теоретический материал
Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, определять тип реакции, решать расчетные задачи
Устная и письменная работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
55
27.01
Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
УК
Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала.
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Контрольная работа
Тема 5. Простейшие операции с веществом. 4 часа
56
28.01
Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание.
УПЗУ
Правила ТБ и ОТ. Метод познания – наблюдение. Зависимость реакции от условий ее протекания. Качественное определение продуктов реакции горения.
Знать отличия физических явлений от химических; условия протекания реакций, способы качественного определение продуктов реакции горения.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
57
1.02
Практическая работа №5. Анализ почвы и воды.
РК. Экологические проблемы водоемов области. Промышленные сточные воды и их очистка. Проблема питьевой воды в области и состояние здоровья его жителей. Минеральные источники области, их эксплуатация, охрана.
УПЗУ
Правила ТБ и ОТ. Способы разделения неоднородных смесей. Химический анализ воды
Знать способы разделения неоднородных и однородных смесей.
Уметь осуществлять разделение неоднородной смеси фильтрованием, проводить анализ, описывать наблюдения
Практическая работа
58
3.02
Практическая работа №6. Получение водорода и изучение его свойств.
УПЗУ
Правила ТБ и ОТ. Получение водорода. Свойства водорода.
Знать правила получения водорода, его свойства.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
59
4.02
Практическая работа №7. Получение кислорода и изучение его свойств.
УПЗУ
Правила ТБ и ОТ. Получение кислорода. Свойства кислорода.
Знать правила получения кислорода, его свойства.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
Тема 6. Скорость химических реакций. 7 часов
60
8.02
Скорость химических реакций
УИНМ
Понятие о скорости химической реакции, единицы измерения скорости химической реакции.
Знать:
- химические понятия: скорость химической реакции.
Уметь: определять скорость химической реакции.
Устная и письменная работа с учебником
61
10.02
Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.
КУ
Факторы, определяющие скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, концентрация, влияние температуры, величина поверхности соприкосновения веществ.
Знать:
- химические понятия: скорость химической реакции.
Уметь: объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов.
Устный опрос.
62
11.02
Катализ и катализаторы.
КУ
Вещества, изменяющие скорость химических реакций. Катализаторы. Ингибиторы. Ферменты.
Знать:
- химические понятия: катализ, катализаторы, ферменты, ингибиторы.
Уметь: объяснять зависимость скорости химической реакции от различных веществ.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
63
15.02
Обратимые и необратимые реакции
КУ
Обратимые и необратимые химические реакции.
Знать:
- химические понятия: обратимые и необратимые реакции. Уметь: определять типы реакций.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
64
17.02
Химическое равновесие и способы его смещения.
КУ
Химическое равновесие. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.
Знать:
- химические понятия: химическое равновесие.
Уметь: объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
65
18.02
Урок-упражнение.
УПЗУ
Скорость химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции.
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
66
20.02
Обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость химических реакций»
УОП
Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала.
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Письменная самостоятельная работа
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 21 час
67
24.02
Растворение как физико-химический процесс.
УИНМ
Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении.
Знать основные понятия, зависимость растворимости вещества от температуры.
Уметь решать задачи
Устная и письменная работа с учебником
68
25.02
Растворимость веществ в воде. Типы растворов.
КУ
Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.
Знать основные понятия, зависимость растворимости вещества от температуры.
Уметь определять тип раствора, решать задачи
Устный опрос.
69
29.02
Электролитическая диссоциация.
КУ
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.
Знать понятие «ионы», классификация ионов.
Уметь записывать уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей; записывать уравнение диссоциации электролита.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
70
2.03
Электролитическая диссоциация.
КУ
Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.
Уметь записывать уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей; записывать уравнение диссоциации электролита.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
71
3.03
Основные положения ТЭД.
КУ
Основные положения теории электролитической диссоциации
Знать основные положения ТЭД.
Уметь записывать уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей; записывать уравнение диссоциации электролита.
Письменная самостоятельная работа
72
9.03
Ионные уравнения реакций.
КУ
Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
Знать: понятия реакции ионного обмена, нейтрализации, признаки протекания реакции ионного обмена до конца
Уметь: составлять уравнения реакций; определять возможность протекания реакций ионного обмена; объяснять сущность реакций ионного обмена.
Устный опрос.
73
10.03
Кислоты в свете ТЭД. Классификация.
КУ
Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам.
Знать формулы кислот.
Уметь: называть кислоты; классифицировать кислоты
Устный опрос.
74
14.03
Кислоты в свете ТЭД. Свойства.
КУ
Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.
Знать типичные свойства кислот.
Уметь: называть кислоты; характеризовать химические свойства кислот; составлять уравнения химических реакций; распознавать опытным путем растворы кислот
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
75
16.03
Основания в свете ТЭД. Классификация.
КУ
Определение оснований как электролитов. Классификация оснований.
Знать определение оснований как электролитов. Классификация оснований.
Уметь: называть основания; классифицировать их.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
76
17.03
Основания в свете ТЭД. Свойства.
КУ
Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.
Знать Типичные свойства оснований
Уметь: называть основания; характеризовать химические свойства оснований; составлять уравнения химических реакций; распознавать опытным путем растворы щелочей
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
77
28.03
Оксиды в свете ТЭД. Классификация.
КУ
Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные).
Знать определение, классификацию,
Уметь классифицировать оксиды
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
78
30.03
Оксиды в свете ТЭД. Свойства.
КУ
Свойства кислотных и основных оксидов.
Знать химические свойства оксидов.
Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства в молекулярном и ионном видах
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
79
31.03
Соли в свете ТЭД. Классификация.
КУ
Определение солей как электролитов.
Знать определение солей как электролитов;
Уметь: называть соли; классифицировать их.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
80
4.04
Соли в свете ТЭД. Свойства.
КУ
Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости)
Знать определение солей как электролитов. Химические свойства солей,
Уметь: называть соли; характеризовать химические свойства солей; составлять уравнения химических реакций; определять возможность протекания реакции ионного обмена.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
81
6.04
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
УИНМ
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов.
Знать основные понятия о генетической связи.
Уметь составлять генетические ряды, осуществлять превращения по генетической цепи.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
82
7.04
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
КУ
Понятие о генетической связи и генетических рядах неметаллов.
Знать основные понятия о генетической связи.
Уметь составлять генетические ряды, осуществлять превращения по генетической цепи.
Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.
83
8.04
Обобщение знаний по теме «Растворение. Растворы. Электролиты»
УОП
Растворы. Реакции ионного обмена. Решение расчетных задач по формуле и уравнению реакции
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
84
11.04
Контрольная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Электролиты»
УК
Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения
Контрольная работа
85
13.04
Практическая работа №8. Ионные реакции.
УПЗУ
Правила ОТ и ТБ. Ионные реакции.
Знать признаки протекания реакций ионного обмена до конца.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
86
14.04
Практическая работа №9. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
УПЗУ
Правила ОТ и ТБ. Ионные реакции, признаки протекания реакций ионного обмена до конца.
Знать признаки протекания реакций ионного обмена до конца.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
87
18.04
Практическая работа №10. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
УПЗУ
Правила ОТ и ТБ. Химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД. Реакции ионного обмена. Схема генетической связи классов веществ.
Знать химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
88
20.04
Практическая работа №11. Решение экспериментальных задач.
УПЗУ
Правила ТБ и ОТ. Свойства простых веществ, кислот, солей, оснований в свете ТЭД. Генетическая связь веществ
Знать химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД.
Уметь осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения, делать выводы.
Практическая работа
Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции. 5 часов
89
21.04
Классификация химических реакций
УИНМ
Классификация химических реакций: реакции экзо- и эндотермические; реакции соединения, разложения, замещения и обмена; каталитические, некаталитические; гомогенные, гетерогенные; обратимые, необратимые.
Знать понятие «классификация химических реакций»
Уметь классифицировать химические реакции.
Устная и письменная работа с учебником
90
25.04
Окислительно-восстановительные реакции
КУ
Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов.
Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»
Уметь определять степени окисления элемента, составлять электронный баланс.
Устный опрос.
91
27.04
Урок-упражнение. Составление ОВР
УПЗУ
Составление уравнений ОВР методом электронного баланса
Знать теоретический материал
Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса
Письменная самостоятельная работа
92
28.04
Свойства изученных классов веществ в свете ОВР.
УОП
Свойства простых веществ, кислот, солей, оснований в свете ОВР
Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»
Уметь определять степени окисления элемента, составлять электронный баланс.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
93
4.05
Обобщение по теме «ОВР»
УОП
Окислительно-восстановительные реакции
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Письменная самостоятельная работа
Шеренга великих химиков. Повторение. 10 часов
94
5.05
Атомы химических элементов
УОП
Строение атома химических элементов, изотопы. Строение электронных оболочек, электронная формула. Механизм образования химических связей. Характеристика элемента на основании положения в ПСХЭ
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, определять тип химической связи в соединениях, давать полную характеристику элемента
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
95
11.05
Простые вещества
УОП
Простые вещества - металлы и неметаллы.
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
96
12.05
Соединения химических элементов
УОП
Степени окисления элементов. Составление формул соединений по степеням окисления. Оксиды, кислоты, соли, основания - классификация, номенклатура, химические свойства.
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Самостоятельная работа
97
16.05
Изменения, происходящие с веществами
УОП
Типы химических реакций. Схемы превращений.
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
98
18.05
Скорость химических реакций
УОП
Скорость химических реакций
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
99
19.05
Электролиты. Свойства электролитов
УОП
Растворы.
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
100
23.05
Окислительно-восстановительные реакции
УОП
Реакции ионного обмена и ОВР.
Знать теоретический материал изученных тем.
Уметь применять полученные знания и умения.
Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям.
101
25.05
Итоговая контрольная работа
УК
Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала.
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
Контрольная работа
102
26.05
Анализ контрольной работы. Заключительный урок по курсу химии 8 класса.
УОП
Основные понятия и термины курса
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять полученные знания и умения.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
тема
Кол-во
часов
Формы контроля
Введение
6
Текущий контроль
Атомы химических элементов.
11
Контрольных работ- 1
Практических работ – 1
Текущий контроль
Простые вещества
9
Текущий контроль
Контрольная работа - 1
Соединения химических элементов
16
Контрольных работ- 1
Практических работ – 1
Текущий контроль
Изменения, происходящие с веществами
13
Контрольных работ-1
Практических работ – 1
Текущий контроль
Простейшие операции с веществом
4
Практических работ – 4
Скорость химических реакций
7
Текущий контроль
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
17
Контрольных работ- 1
Текущий контроль
Свойства электролитов
4
Практических работ – 4
Окислительно-восстановительные реакции
5
Текущий контроль
Повторение.
10
Текущий контроль
Контрольная работа (итоговая)
ИТОГО
102
Контрольных работ - 6
Практических работ - 11
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Интерактивная доска «Smart»
Мультимедиапроектор «Beng»
Компьютерное оборудование
Принтер «ML – 2510»
Микроскоп «Биомед 2П-3»
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»
Таблица «Название кислот и солей»
Нагреватель для пробирок учебный
Прибор для получения газов
Спиртовки
Индикаторная универсальная бумага
Пробирки
Колбы
Держатели для пробирок
Воронки химические
Ершики для химической посуды
Комплект посуды для демонстрации опытов по химии
Штатив металлический ШЛБ
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ
Подставки для пробирок
Наборы химических реактивов для химических опытов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2007
Габриелян О.С. Химия. Учебник для 8 класса. Москва, «Дрофа», 2009
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Химия. 8 класс» Москва, «Дрофа», 2010
Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки по химии. 8 класс» Москва, «Вако», 2004
Габриелян О.С. и др. « Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы» Москва, «Дрофа», 2006
Рябов М.А., Невская Е.Ю. «Тесты по химии к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс» Москва, «Экзамен», 2004
Заголовок 1Заголовок 215