Исследовательская работа на тему Пусть частушка летит над селом
Удеревский филиал
МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С. Сергеева»
Черемисиновского района Курской области
Авторы: Обучающиеся 9 класса
Руководители: Грачёва Лариса Ивановна,
учитель русского языка и литературы
УДЕРЕВО – 2013
Введение
Народ-труженик является создателем ярких произведений словесного искусства. Многие из них были известны еще задолго до появления письменности и с той поры передавались устным путем. Названное великим писателем А.М.Горьким «устной художественной литературой», а по-научному именуемое устным народнопоэтическим творчеством или фольклором, это искусство живет столетия и в ярких, выразительных формах рассказывает о событиях прошлого и настоящего, говорит о чаяниях и ожиданиях народных.
Одной из богатейших сокровищниц русского народного творчества издавна считается Курская земля. Расцвет разного рода ремесел способствовали активному притоку в наш край людей труда. Они приносили с собой и создаваемое веками и прочно хранимое в памяти словесное и музыкальное искусство родных мест.
Частушка - особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы. Частушка жанр живой, развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы. У нас в деревне часто поют частушки. Их можно услышать на сельских праздниках, на свадьбах, проводах в армию, на внеклассных мероприятиях в школе. Мы тоже любим петь частушки. На уроке литературы мы изучали устное народное творчество. Один из жанров фольклора – частушка. Мы заинтересовались историей частушки, её разновидностями, поэтому решили провести исследовательскую работу.
Проблема исследования: Частушка выражает различные черты человеческого характера.
Объект исследования: население села Удерево.
Предмет исследования: частушки: трудовые, исторические, военные, любовно-лирические.
Цель исследования:
выявить носителей фольклора и записать от них все бытующие в селе Удерево произведения частушечного жанра.
Задачи:
-провести работу по собиранию местного фольклора;
-точнее и как можно полнее представить картину народнопоэтического творчества современной эпохи.
Все тексты частушек нами записаны непосредственно из уст исполнителей методом опроса в течение двух лет. Частушки, включенные в приложение, сохранены в том виде, в каком записаны со слов. Некоторые частушки исполнялись сельской молодежью в клубе и, по словам Абельдяевой Раисы Ивановны, всегда имели большой успех. В сборник вошли и частушки, собранные учащимися Удеревской средней школы в 1998 году. В настоящее время они хранятся в школьном музее.
Частушки записаны со слов односельчан:
Абельдяевой Раисы Ивановны, 1933 г.р.
Берлизовой Любови Ивановны, 1926 г.р.
Крюковой Надежды Васильевны, 1922 г.р.
Лосевой Ларисы Ивановны, 1943 г.р.
Маслова Олега Константиновича, 1946 г.р.
II. Из истории удеревской частушки
Курянам с давних пор были известны трудовые и обрядовые, хороводные и исторические песни. Не одно столетие рассказывали наши предки занятные и мудрые сказки, богатые интереснейшими фактами предания и легенды, а, ведя беседу, пересыпали свою речь меткими пословицами и поговорками; любили они блеснуть и хитрыми загадками и к слову сказанными затейливыми бывальщинами. Были известны им и былины, и исторические песни.
У нас в Удерево, как и на всей территории Курской области, есть и такой особый жанр русского песенного творчества, как частушка. Уже в XVII веке были известны на Руси короткие песенки, которые исполнялись как обрядовые (как правило, заклинательного и ритуального характера). Однако частушки, по мнению некоторых фольклористов, возникли во второй половине ХIX века. Это новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Никого она не оставит равнодушным, и поэтому каждый призадумается, как рождается это небольшое произведение народного искусства. В устном народном творчестве наших дней имеют место и процессы, свидетельствующие об активной жизни современной частушки.
Слово «частушка» происходит от «частый» (в отличие от «протяжных», «долгих»), то есть быстрый. Частушка появилась в публицистике, а затем вошла и в научную литературу из очерка Глеба Успенского «Новые народные песни: Из деревенских заметок» (1889). В этом очерке писатель впервые дал краткий анализ нового явления в песенной культуре народа. Постепенно слово «частушка» стало приобретать значение общего термина. Кое-где у нас частушки называются «припевками». Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяются с разными словами. Рождается частушка буквально на глазах, вернее на слуху у окружающих. Однако эта кажущаяся легкость зависит от многого: таланта исполнителя, от его настроения, от ситуации, в которой создается частушка, но самое главное – от знаний традиции. «Отойдя от исконных форм и черт русской традиционной песенности, частушка уберегла дух народа, его характерные, исторически сложившиеся черты: удаль, смелость, общительность, любовь к острому слову, к шутке, к обличению зла. «Частушка активно творится миллионами исполнителей», - пишет поэт В. Боков. Разделяя это мнение, следует добавить, что частушка создается и бытует, в отличие от других жанров, преимущественно в молодой по возрасту среде. Это жанр молодой и жанр молодых, он рождался в молодежной среде.
Автор – исполнитель частушки всегда знает, как складывались они в «прежние годы», что можно заимствовать от «стариков», а что внести свое, и это сочетание традиционного и индивидуального ярко проявляется в феномене частушки. Д.К. Зеленин, который одним их первых исследователей обратил внимание на новые веяния в народной культуре в начале ХХ века, писал: «Самым модным и любимым поэтическим произведением у нашего народа в настоящее время, бесспорно, являются романс и частушка. Частушка перестала быть «фабричной поэзией», как их окрестили на первых порах публицисты и этнографы; в той же захолустной деревне, от которой на сотни верст кругом нет никаких фабрик, вы непременно услышите молодых певцов, ухарски «наяривающих» на гармонике, с беспечными «переборами», «частую» о милке и миленочке»
В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания. Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.
Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть бытовые и политические разногласия.
А давайте вернемся на полвека назад. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни. Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта их сочинил народ.
Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется. Медленная частушка называется «страдания».
Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Частушка звучала и звучит как на деревенских свадьбах, проводах в армию, на других праздниках, так и поется со сцены сельских домов культуры.
Говоря о тематике частушек в селе Удерево, необходимо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне. По данным произведениям можно составить представление об отдельных этапах Великой битвы советского народа с фашизмом, узнать о ратных и трудовых делах удеревцев.
Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.
Очень много у нас в Удерево имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Поэтому так многообразно название любимого или любимой – дроля, дролечка, милый, мил-милёночек, милка, ягодка, ягодиночка.
Тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя.
В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений.
Частушка – неотъемлемый элемент задорной круговой пляски. На нашей земле эту пляску называют «топотухой». Эх, идет «топоток в избе на всю деревню!». Ритм частушки и движение сливаются в единый неразделимый сплав. Если поют под гармонь, то каждый гармонист старается, не выходя из традиционных наигрышей, привнести что-то свое.
Наигрышей много, хотя они незамысловаты по музыкальному рисунку. Напевы частушек, бытующие в селе Удерево, разнообразны, но преобладающими являются «Семеновна», «Цыганочка».
Исполнение частушки сопровождалось своеобразной игрой (не только во время пляски): вначале выходила самая боевая девушка, а может и парень, и делали так называемый зачин, затем выходили другие, вступали в своеобразный диалог-спор, поэтическое соревнование.
На вечерках, как говорится, за словом в карман не лезли, если кто-нибудь был задет в частушке, то сразу же рождался ответ. При этом нужна была смелость, этакая удаль и чувство острого словца.
Являясь одним их популярных жанров русского фольклора, частушка активно живет в наши дни. Она быстрее и разнообразнее, чем песня, освещает происходящие на глазах исполнителя события и местные факты. Это замечательное качество обеспечивает частушке широкое бытование и использование агитбригадами и участниками художественной самодеятельности. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом.
Трудно определить какие-то особенности местных частушек, однако местный колорит проявляется в географических названиях, местных прозвищах, мелких деталях быта. Сплетался своеобразный венок: здесь и яркие, броские частушки, радующие своей сочностью, неповторимой ритмикой, здесь и нежнейшие, и тончайшие переливы красок, созвучных с душевными волнениями и переживаниями.
В частушках раскрываются этические и эстетические идеалы молодежи. В селе Удерево, как и в общерусской традиции, выделяются девичьи, женские, а также мужские частушки. Если девушки задорно распевали их, то парни «насказывали» под гармошку.
Мы живем в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинными. И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир.
Заключение
Всё реже и реже можно услышать в России ЧАСТУШКИ.
Если ВЧЕРА их от души пели и на отдыхе после ударной работы, и на гуляньях, и на улицах, то СЕГОДНЯ их исполняют либо на концертах, либо на конкурсах, либо в узком семейном кругу.
А как же ЗАВТРА? Будут ли звучать ЧАСТУШКИ или нет?
Это – нелёгкий вопрос, и ответить на него можно, лишь включив фантазию: СЕГОДНЯ в русскую культуру идёт усиленное проникновение иностранной «культуры».
А как хотелось бы, чтобы наша РУССКАЯ ЧАСТУШКА пересекла границы других стран и стала бы понятна их жителям не только текстом и мелодией, но и своей неповторимой душой. Тогда люди на Земле стали бы добрее и милосерднее, ведь, недаром в исконно русских словах «ЧАСТУШКА» и «ГАРМОШКА» есть уменьшительно-ласкательные суффиксы: -УШК-, -ОШК-.
И вот что интересно – слова эти не переводятся на другие языки, а лишь записываются иностранными буквами: «CHASTUSHKA», «GARMOSHKA».
ЛИТЕРАТУРА
1.Горелов А. А. «Русская частушка», С.-П., «Авалон», «Азбука-классика», 2007.
2.Селиванов Ф. М. «Хрестоматия по фольклору», М., «Просвещение», 1972.
3.Блейз О. С. «Всё о музыке», М., «Астрель», «АСТ», 2001.
4.«Фольклорные сокровища Московской земли», т. 4, Детский фольклор. Частушки, М., «Наследие», 2001.
5.Селиванов Ф. М. «Библиотека русского фольклора», т. 9, Частушки, М., «Советская Россия», 1990.
6.«Энциклопедия для детей», т. 9, ч. 1, Русская литература, М., «Аванта+», 1999.
7.Науменко Г. М. «Народное детское поэтическое творчество», М., «Центрполиграф», 2001.
1. ЧАСТУШКИ О ЧАСТУШКЕ
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Ты, частушка, словно пушка!
Слово каждое – снаряд!
В твоих строках-коротушках
Афоризмов водопад.
Ты, частушка, как подружка,
Знаешь все страдания.
Спеть частушечку в подушку –
Вот и все рыдания.
Ты, частушка-веселушка,
Любишь юмор, шутку, смех.
Улучшаешь ты, частушка,
Настроение у всех.
Ты, частушка-топотушка,
Ты звучишь и там, и тут.
Лишь раздашься ты, частушка,
Ноги сами в пляс идут.
Ты, частушка, как хлопушка,
Точно или наугад
Бьёшь пороки по макушке,
Твои строфы – будто град.
2. Лирические
По деревне я шла
И Ванюшку видела:
Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела!
Хоть пол пробью,
Потолок пробью,
На доске остануся,
С милым не расстануся.
У меня миленков пять,
Пять и полагается:
Два уедут, два уйдут,
Один со мной останется.
Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается:
Ему доктор вставил зубы,
Рот не закрывается.
Не ругай меня, мать,
Не ругай грозно.
Ты сама была такая,
Приходила поздно.
На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная...
Не хочу сидеть с лучиной
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна
Дайте милого сюда.
Мой милёнок – тракторист,
Агрономом буду я.
Будем вместе обрабатывать
Колхозные поля.
Мой миленок - тракторист,
Ну, а я - доярочка.
Он в мазуте, я в навозе,
Сладкая мы парочка.
Не ходите, девки, замуж,
Бабья жизнь проклятая.
В поле каждая травиночка
Слезами укапана.
Задушевная подруга,
Твой залеточка хорош.
Я всегда тебе завидую,
Когда ты с ним идешь.
Ох, подружка дорогая,
Я не знаю, как мне быть.
Собралась я выйти замуж,
А он хочет разлюбить.
Не ругайте меня,
Ругайте мою мамку.
Зачем родила
Такую хулиганку.
Напечет блинов мой милый,
Я картошки отварю.
А на третье чай душистый
Свежей мятой заварю.
Мне уже за семьдесят-
И совсем седая.
Но танцую и пою,
Словно молодая.
Бригадирова жена
В шубу нарядилася.
Только вышла за ворота,
Сразу простудилася.
Я любила Шурочку
За кожану тужурочку.
Износилась тужурочку,
Уходи-ка, Шурочка.
Топни, нога,
Топни, правенькая,
Все равно ребята любят,
Хоть и маленькая.
На окошке два цветочка:
Голубой да синенький.
Никто любви нашей не знает,
Только я да миленький.
По болоту я иду,
Все меня качает.
Из болота выхожу,
Миленький встречает.
Почему сирень сырая,
Разве дождик вчера шел?
Потому одна гуляю,
Милый в Армию ушел.
Мне милёнок изменил,
Вся я исстрадалася.
Было сорок килограммов,
Семьдесят осталося.
Я по тополю ходила,
Тополь высушил меня.
Я богатого любила,
Бедный высватал меня.
Бригадир, бригадир – Мохнатая шапка!
Кто пол-литра поднесёт,
Тому и лошадка!
Зоотехника искали,
Зоотехник наш пропал.
Оказалось он в кормушке,
Обнявшись, с кобылой спал.
В магазине звон раздался,
Камнем выбили стекло.
Продавец так испугался,
Что обвесил на кило.
Меня милый провожал
До реки, до мостика.
Он ушёл, а я сказала:
«Ты мартышка с хвостиком».
У соперницы моей
Тоненькие ножки,
Голова, как у змеи,
Голос, как у кошки.
Я по берегу иду,
Берег осыпается.
Я беззубого люблю,
Лучше не кусается.
Не скажу, кого люблю,
Не скажу, которого.
Их в семье четыре брата,
Люблю чернобрового.
Ветер веет, солнце греет,
Я на камушке сижу,
Поцелую не чужую,
А любимую свою.
Говорят, я боевая,
В девках не остануся.
Ну и горе тому будет,
Кому я достануся.
Светит месяц вдоль дорожки,
А звезда-то поперёк;
Полюбила я милашку,
Да раздумьицо берёт.
Через поле яровое,
Через десять деревень,
Через сорок три дорожки
Ходит милый каждый день.
Я свою соперницу
Повезу на мельницу.
Брошу в воду головой,
Сама поеду за второй.
Я свою соперницу
Всё равно ухлопаю.
Принудиловку дадут –
В колхозе отработаю
Соперница, соперница,
Соперница ты мне.
Завяжу тебе, соперница,
Подол на голове.
Меня милый целовал,
Шестьдесят овчин давал,
А я, дура, не взяла,
Какая б шубочка была.
Ты не стой у ворот,
Не маши фуражкой.
Я теперь не твоя,
Не зови милашкой.
Я любила сокола
Ростом невысокого.
Надо было целовать –
Я вставала на кровать.
На гармошку новую
Не вешай, милый, голову,
Раз нашёл себе другую,
Надо быть весёлому.
Мой милёнок как телёнок,
Только веники жевать,
Проводил меня до дома,
Не сумел поцеловать.
Мне милый изменил,
А я, дура, плакала.
Я другого полюбила-
Любовь одинакова.
Ой, девки, беда
В нашем переулке –
Баба мужа продала
За 4 булки.
Я иду, иду, иду,
Берег осыпается.
Я беззубого люблю,
Жаль, что не кусается.
У меня миленка два,
Два и полагается,
Один в армию уйдет,
А второй останется.
Полюбила я его,
Черненького, кажется,
А он, рыжая собака,
Гуталином мажется.
Рассыпься, горох,
По дороженьке,
Пошли плясать
Мои ноженьки.
Я ходил, ходил за ней,
Думал, денежки у ней.
Оказалось, у ней
Три кармана сухарей.
Ты пляши, пляши, пляши,
Не дуйся,
Если жалко сапоги,
То возьми, разуйся.
У моего милого
Голова из трёх частей:
Аккумулятор, карбюратор
И коробка скоростей.
Меня милый не целует,
Говорит: «Губастая».
Как же я его целую
Дурака носатого.
Меня милый проводил
До куста орехова,
От куста орехова
Я на пузе ехала.
Эй, подруга, помоги,
Пригласи на пироги,
А я тебя ночью
Чем-нибудь попотчую.
Говорит старуха деду:
Ты купи мне «Победу»,
А не купишь мне «Победу»,
Я уйду к другому деду.
Ой, девки, беда!
Некуда деваться.
По колено борода,
Лезет целоваться.
Я качалась на качели,
Потеряла брошку,
А кому какое дело,
Я люблю Серёжку.
Мы частушки спели вам
И уходим по домам.
А вы тут оставайтеся.
Сами развлекайтеся.
Частушки под гармонь
Ох, гармошечка моя, Пуговки блестящие. Гармонисты для любви Парни подходящие.
Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася. Как гармошка заиграла, Я не удержалася.
Не гармоника играет, Его руки белые. Не гармонью завлекает, А глазами серыми.
Меня вызвали плясать, А кружочек маленький. Гармонист сидит играет, Как цветочек аленький.
Сыграй, Саша, сыграй, Саша, Сыграй, Саша, не ленись. У меня когда-то тоже Был залётка гармонист.
Сколько лет я зарекалась Под тальянку песни петь. Как тальянка заиграет, Мому сердцу не стерпеть.
Поиграйте, поиграйте Для меня чего-нибудь, Чтобы сердце не болело, Не расстраивалась грудь.
Сиротиночкой родился, Сиротиночкой возрос. На тальянке обучился, Стал я барышням хорош.
Я на Колину тальяночку Навешаю цветов, Чтобы Колина тальяночка Играла про любовь.
Гармониста я любила,
Слушать на гору ходила,
А теперь и я сама
Гармонистова жена.
Эх, пол, провались,
Потолок, провались,
На воде буду стоять,
Всё равно буду плясать.
Ну-ка, Таня, давай спляшем,
Давай выходку дадим.
Хоть мы сами некрасивы,
На красивых поглядим.
Ты играй, гармошечка,
У тещи под окошечком.
Ты послушай, теща-мать,
Как играет Ванька-зять.
Гармошка, реви,
Реви, до самой до зари.
Когда будем расставаться,
Ничего не говори.
Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.
Гармонист, гармонист,
В кухне поварёшка,
Не бывать тебе на свадьбе.
Кабы не гармошка.
Свадебные
Пей вино, не лей вино
На белую скатёрочку.
Взял меня, люби меня,
Молоденькую девчоночку.
Каково же было слушать
У милого под окном.
Мать милого говорила:
«Боевых не надо в дом».
Боевые, боевые,
Боевых не надо в дом,
А мы в тихую семеечку
И сами не пойдём.
Полюбила я его,
Такого детинушку.
А я ему про любовь,
А он мне про скотинушку.
Полюбила гармониста,
Заругала меня мать.
Не ругай меня, мамаша,
Развесёлый будет зять.
Я хотела выйти замуж –
Мать корову не даёт.
А жених такой попался –
Без коровы не берёт.
Приезжали меня сватать
На кривой кобыле.
Всё приданое забрали,
А меня забыли.
Частушки шуточные, плясовые
Не ухаживай, Володя,
Не могу тебя терпеть.
Я не стану с бракоделом
Даже рядышком сидеть.
Ко мне милый подошел,
Просит познакомиться.
У него весь разговор:
«У вас корова доится?»
А мы, курские девчата,
И по-курски мы поем.
Кто парней наших полюбит,
Все равно мы отобьем.
Шила кофточку по моде,
А еще по красоте.
Пояс вышел на затылке,
Воротник – на животе.
Как по Крюково идти,
Лучше по бурьяну.
Чем крюковских любить,
Лучше обезьяну.
Как в Картошовском селе
Завешено тюлью,
Там девчата ничего,
А ребята сдурью.
Идёт Ваня по базару
И всем улыбается.
Оказалось, зубы вставил –
Рот не закрывается.
Я не вашего села,
Не вашего селения,
Не по-вашему пою,
Прошу извинения.
Как удеревская деревня
Начинает богатеть:
Окна тряпкой затыкают,
Чтоб вороне не влететь.
Военная частушка
Думал Гитлер наяву:
«В десять дней возьму Москву!»
А мы встали поперёк:
«Ты Берлин бы поберёг!»
Хотел фашист за малый срок
Сломить нашу сторонушку,
Но сделать ничего не смог
С советскою силёнушкой.
Соловейко за рекою
Громко песни распевал.
Как пришёл фашист поганый,
Соловейко замолчал.
На войну уехал дроля
От родительских ворот.
Как запел военну песню,
То заплакал весь народ.
Ой, я выйду на крылечко,
Постою, послушаю,
Как мой миленький на фронте
Бьет врага «Катюшею».
На дубу сидит ворона,
Кормит воронёночка.
Обойди шальная пуля
Моего милёночка.
Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
Немцу трёпку под Москвой
Дали в назиданье.
Удирает он домой,
На лице страданье.
Мой милёнок в армии,
Воюет он с Германией.
Найди туча, найди гром
И разбей германский дом.
От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько, Гитлер, не храбрись,
А победа – русская.
Черна туча, черна туча,
Гитлер с Запада идёт,
Наша армия могуча
Эту тучу разобьёт.
Пусть фашисты не грозятся,
Силою не хвалятся!
Наша армия сильна,
С ними она справится!
Ты не думай, враг коварный,
Солнца свет не погасить.
И могучей силы русской
Никогда не победить!
Мил на Финском воевал,
А потом эта война.
Мое сердце подсказало-
Не увижу никогда.
Мой миленочек воюет,
Темны ноченьки не спит,
У меня о сероглазеньком
Сердечико болит.
Бей фашистов на земле,
Бей их в воздухе, в воде,
Чтобы долго вспоминали,
Чем в России угощали.
Напишу письмо милашке,
Пусть узнает весь колхоз:
Я подбил три вражьих танка
И фашистский бомбовоз.
И на фронте, и в тылу
Пережил народ войну,
Но запомнил на века
Те тяжёлые года.
Как под Курском на дуге
Наши славные войска
В 50 дней и ночей
Победили вновь врага.
На границе милый мой,
Там идет тяжелый бой.
Все равно победа будет
За Советскою страной.
Ой, война, война, война
Гитлером затеяна.
У залетки моего
Ноженька потеряна.
Ягодиночку убили
Под Воронежом в бою,
Из кармана вынимали
Фотографию мою.
Я пришла и посидела
У кусточка ивова.
Двадцати восьми годов
Осталась я без милова.
Из колодца вода льётся,
Вода – чистый леденец.
Веселитеся, девчата,
Скоро Гитлеру – конец!
Расцвела черёмуха,
И поют соловушки.
Мы фашистов выгнали
Из родной сторонушки.
Вот и кончилась война,
И осталась я одна.
Я и баба, и мужик,
И корова я, и бык.
Вот и кончилась война,
Пошли ребята ротами.
Своего родного брата
Встречу за воротами.
Снова песни распевает
И цветет родимый край.
Никогда мы не забудем,
Как пришел девятый май.
Наши славные герои,
Родину прославили,
И в Берлине над рейстагом,
Красный флаг поставили.
Я иду, иду
Тропинкой узкою:
Война окончилась
Победой русскою.
"ИСКУССТВО СЛОВА""ПУСТЬ ЧАСТУШКА
ЛЕТИТ НАД СЕЛОМ"Arial BlackНоминация
«Хранители памяти»СБОРНИК ЧАСТУШЕКArial Black15