Русский язык 2 класс «Звуки и буквы»


Русский язык – 2класс.
Тема урока: Звуки и буквы
Цели урока:
Уточнение представлений о существенных признаках гласных: и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.
Упражнение в обозначении гласных и согласных звуков, делении слов на слоги.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Этапы и структура урока.
Организационный этап. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
Проверка домашнего задания.
Упр.46
Устный опрос.
Из чего состоит предложение? (Из слое.)
Из чего состоит слово? (Из слогов.)
Из чего состоит слог? (Из букв, звуков.)
Чистописание, словарная работа.
Над письмом каких букв мы сегодня будем работать, вы узнаете из загадок.
Дрожу от страха до сих пор!
-Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
(Е. Тарлатан)
На лугу траву косил,
Букву на плече носил.
(Е. Тарлатан)
Перед письмом необходимо сравнить форму буквы р с формой буквы п и с формой буквы г. Найти сходства и различия.
Спишите с доски: ргргргЗапишите слова с этими буквами: Ручка, парта, игра, огонь, рука.
Запишите предложение: Играть с огнем опасно.
После написания предложения необходимо провести беседу о противопожарной безопасности.
Прочитайте медленно скороговорки. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорки. Спишите.
У Тамарки - тараторки тридцать три скороговорки.
Роет землю серый крот, разоряет огород.
Физкультминутка
Словарно-орфографическая работа
Замените словосочетания одним словом:
человек, работающий на фабрике или заводе (рабочий),
мальчик, который учится в школе (ученик);
инструмент для перекопки земли (лопата);
учебное помещение в школе (класс);
главный город нашей страны (Астана);
рубашка, платье, брюки (одежда);
руководитель предприятия, школы (директор).
Подберите слова с противоположным значением: слабый — низкий—широкий—....
Продолжите ряд: Волк, медведь, заяц, ... Собака, овца, коза,... Береза, дуб, клен,...
Подберите слова, близкие по значению:
Веселый —нежный —..., мокрый —..., старательный —печальный—....
Отгадайте загадку.
Видали вы его не раз —
Он скачет в двух шагах от нас.
«Чирик-чирик! Чирик-чирик!»
Кто к этой песне не привык. (Воробей.)
Что же Это за птица такая? (Это маленькая птичка с серо-коричневым оперением, обычно живет около жилья человека.)
Учитель показывает учащимся иллюстрацию с изображением воробья. Слово записывается в тетради, ставится ударение, подчеркивается безударная гласная. Обращается внимание учащихся на сочетание -оро-. Затем учащиеся составляют предложение с этим словом. Лучшее предложение на усмотрение учителя записывается с комментированием в тетрадь.
Работа по теме урока
На доске записаны слова:
Тетрадь, яблоко, ученик, яблоня, томат, интересный, ягода.
Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы гласные.
Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
Что их объединяет? (Все слова трехсложные, первый слог ударный, безударный гласный не проверяется ударением, звуков больше, чем букв, слова отвечают на вопрос «что?», начинаются с буквы Я)
Запишите предложение с этими словами. Яблоньку за яблочки любят, а пчелку — за мед.
Подчеркните гласные буквы.
Крыша, лампа, горка, сестра, барабан, ребята, сирень, лыжи, тыква.
Подчеркните согласные буквы.
Трава, день, кувшин, рябина, воробей, страус, утка, клещи, праздник.
Разделите слова на слоги. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
Клей, белка, кукушка, клумба, двор, окунь, ураган, лягушка, осень, ласточка.
Упр. 50 - устно.
Прочитаем диалог Знайки и Незнайки на стр. 24
Динамическая пауза.
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Упражнение в звуко-буквенном анализе.
Упр. 51 - устно
Упр. 52 - устно
Самостоятельная работа
Упр. 54
Итог урока.
Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
Чем отличаются буквы от звуков? (Буква — это то, что мы пишем и читаем, а звук — то, что мы говорим и слышим.)
Какие бывают звуки? (Гчасные и согласные.)
Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Задайте друг другу вопросы по теме урока . 11. Домашнее задание.
Упр. Упр 53
12. Рефлексия
Урок:
привлек меня тем...
показался интересным...
взволновал...
заставил задуматься...
навел меня на размышления...