Урок русский язык безударная гласная в корне слова


Предмет: Русский язык Класс: 2
Тема: Безударные гласные в корне словаЦель урока: формирование навыка правописания безударных гласных в корне.
- создать условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
- организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с данной орфограммой;
- обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся, наблюдательности, внимания ,орфографической зоркости;
- воспитание познавательного интереса к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебные принадлежности, карточки с заданиями, памятка – алгоритм, лента гласных.
Ход урока:
Организационный момент.Психологический настрой.
- Ребята, поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу, садитесь, закройте глаза и повторяйте за мной.
- Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться.
2. Работа в тетради.
- оформление тетрадей .3. Актуализация знаний.
Игра « Торопись не ошибись»
-Просмотрите в каждой строке буквы. Найдите лишнюю.
- Из полученных букв составьте цепочки, и у вас должно получиться слово. ( Гласные)
- Что вы можете сказать о данном слове? (Ответы учащихся)
4. Минутка чистописания.
- Пропишите эти буквы.
5. Работа по теме урока.
На доске лента гласных. ( а,о,у,и,е,я)
- Какая из гласных всегда находиться в сильной позиции? ( У)
- Гласные а,о,и,е,я в безударном положении находятся в слабых позициях. Что это значит?
- Сегодня на уроке постараемся узнать новое о гласных буквах.
а ) - Отгадайте загадку.
Днем спит,
А ночью летает
Людей пугает. ( Сова)
На доске выставляется слово С,,,ВА.(Вызывается один учащийся).
- Поставьте ударение. Выделите корень.
- Где пропущена гласная? ( В корне).Подчеркните.
- Какую букву будем писать? Почему?
- Из каких букв будем выбирать правильную? ( о, а)
- Что необходимо сделать? ( Изменить окончание). (Учащийся берет окончание –Ы- и закрывает карточку с буквой - а-).
Учащиеся читают слово СОВЫ. Что изменилось? ( Ударение)
Учитель берет карточку с буквой – О-, вставляет в слово, возвращает окончание.
Дети читают слово СОВА орфографически.
- Каким способом проверили безударную гласную в корне? ( Меняем окончание так, чтобы гласный оказался в сильной позиции)
Правило.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно её
Ставь под ударение!
- Это первый способ проверки безударной гласной в корне слова. Запишите слова СОВА - СОВЫ в тетрадь .б) На доске выставляются слова
Лягушка, трава, крокодил, огурец.
- Что объединяет эти слова? ( Зелёный цвет). Выставляется слово З,,,ЛЁНЫЙ.
Выходит 1 учащийся.
- Что необходимо сделать? Вспоминаем первый способ проверки.
Ставим ударение. Выделяем корень. Обозначаем безударную гласную. Подбираем проверочные ( родственные) слова.
З,,,ЛЁНЫЙ – ЗЕЛЕНЬ
- Чем этот способ отличается от первого? (Ответы учащихся)
6. Физминутка ( музыкальное сопровождение)
7. Закрепление изученного.Задание в паре.
а) Учащимся раздаются памятки и карточки со словами.
Вставьте нужную букву, используя алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.
Проверка осуществляется устно.
- Запомните этот алгоритм, чтобы не ошибаться в правописании… Чего? Договорите. Дл чего нужно знать алгоритм?
Вывод: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарем и памяткой – алгоритмом, а также много читать, развивать внимание, тренировать память..
8. Итог урока.
- Что вы посоветовали бы одноклассникам, чтобы они не ошибались в написании таких слов.
Папа сл…зал ( лез) с крыши.
Кот сл…зал ( лижет) молоко.
Лекарство зап…вают ( пить) водой.
Хор зап…вает ( петь) песню.
Ваня, сп…ши ( пишет) с доски.
Не сп…ши ( спешка) домой.
( Надо выяснить значение слов)
- С какой орфограммой мы сегодня работали?
- Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением?
- А для чего нам нужно всё это?
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Д/з стр. упр.
9. Рефлексия.
- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки .Есть такая сказка « Маленький принц». Мне очень нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце .Самого главного глазами не увидишь». Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза и тогда вам не будут страшны никакие « ошибкоопасные места» не только на уроке, но и в жизни.

Конспект урока по русскому языку(2 класс)
Тема: «Способы обозначения мягкости согласных на письме»
Учитель: Загатина А. О.
Дата проведения: 27.02.2012г.
Санкт-Петербург
Цели:
- познакомить с обозначениями мягкости согласных звуков на письме гласными буквами е, ё, ю, я, и, ь;
- повторить правописание орфограмм жи – ши, ча – ща, чу – щу;
- отрабатывать навыки выделения грамматической основы предложения, фонетического разбора, разбора слова по составу.
Ход урока
1.  Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка рабочего места.
2.  Актуализация знаний.
Обратите внимание на слайд. Что перед вами? (буквы, алфавит)
Что обозначают эти знаки? (звуки)
Начнем урок с минутки чистописания, подготовим руку к письму. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (обратить внимание на положение тетради, осанку). На минутке чистописания вспомним характеристику звуков и запишем соответствующие буквы в тетрадь.
Работа по слайду 4. На следующей строке запишите букву, которая:
- живет в первой строке, обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким и твердым, пара по глухости звук [Т]. (Д)
- от начала алфавита убежала на 17 место, стоит за гласной буквой. Какие звуки обозначает эта буква. (П)
- живет в первом столбце, обозначает мягкий согласный звук. (Ч)
- стоит в русском алфавите между буквами, обозначающими всегда мягкие согласные звуки, сама же обозначает всегда твердый согласный звук. (Ш)
- стоит буква в первом столбце, 4 строке, может обозначать мягкий и твердый согласный звук, пару по звонкости – глухости не имеет. (Н)
Какие звуки русского алфавита мы вспомнили? (согласные)
Составим табличку, что мы знаем о согласных?
Работа по слайду 5.
О каких еще звуках мы с вами не поговорили? (гласные)
Выполним следующее задание. Слайд 6.
Слова:
Н_род, р_бята, ещ_, р_бина, мал_чик, л_са, Р_ссия.
Вставьте в слова пропущенные гласные. Запишите эти слова в тетрадь.
Какое из слов лишнее? Почему?
Выпишите ниже гласные буквы, которые вы вставили.
Какая буква лишняя? Почему?
Составьте слоги из выписанных нами согласных букв в первом задании и гласных, которые вы только что выписали, (работа устно, у доски).
Какие слоги нельзя составить? Почему?
Какие звуки обозначают согласные буквы в слогах? (мягкие)
3.  Сообщение темы урока.
Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Над какими буквами будем наблюдать?
Итак, тема нашего урока буквы обозначающие мягкость согласных на письме. Мы будем наблюдать над словами и выясним, с помощью чего обозначается мягкость согласных на письме. Узнаем, сколько есть способов обозначения мягкости согласных.
Начнем работу и познакомимся с фокусником русского языка. Отгадайте что это за буква. В русском языке выполняет огромную работу, а звука не обозначает? (ь)
Слайды 7 – 9.
Какую же работу выполняет Ь?
Попробуем выполнить самостоятельно несколько фокусов. Задание на слайде. Слайд 10.
С каким способом обозначения мягкости согласных на письме мы познакомились? (с помощью Ь)
Оказывается кроме Ь есть еще буквы фокусницы в русском языке. Слайд 11.
Какие согласные звуки в словах? (твердые)
Что изменилось? (гласные и согласный звук стал мягким)
Это 2 способ обозначения мягкости согласных на письме.
Кто скажет, на какие буквы русского алфавита данные фокусы не действуют? Почему? (Ж, Ш, всегда твердые)
Итак, делаем вывод, какие 2 способа обозначения мягкости согласного на письме существуют? Слайд 13.
Выполним упр. 185 из учебника. Пронаблюдаем за согласными и гласными буквами в словах. Работа по заданию в учебнике, устно.
Итог: какие способы существуют для обозначения мягкости согласного на письме?
4. Первичное закрепление.
Следующие задание для самостоятельной работы. Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетради через запятую. Слайд 14.
Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой.
(Валенки)
Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных.
Вот идет пароход –
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Не морщинки не видать.
(Утюг)
Назовите мягкий согласный звук. Каким способом обозначена мягкость согласных.
Выпишите слово которое выражено именем существительным, обозначает неодушевленный предмет во множественном числе. (валенки)
Выполним фонетический анализ этого слова.
Валенки
в [в] – согл., зв., тв.,
а [а] – гл., ударный,
л [л ] – согл., зв., мягк.,
и [и] – гл., безуд.,
н [н] – согл., зв., тв.
к [к ] – согл., гл., мягк.,
и [и] – гл., безуд..
7 б., 7 зв.
Кто выполнил анализ самостоятельно без ошибок?
Следующее задание на слайде. Слайд 15-16.
Составьте предложение и запишите его в тетрадь. Какие правила записи предложения вспомним? (заглавная буква в начале предложения и точка в конце)
Выделите орфограммы в этом предложении. (У Юльки жил котенок Васька.)
Назовите грамматическую основу предложения. (кто? котенок, что делал? жил)
Выпишите слово ниже, которое соответствует схеме. Какие слова вы выписали? Докажите? (Юльки, Васька)
Назовите слова, в которых мягкость согласных обозначена Ь? (Юлька, Васька)
Гласными буквами и, е, е, я, ю. (Юльки, котенок)
Почему в слове жил буква И не обозначает мягкость согласного? (ж- всегда твердая)
5. Итог урока.
Над какой темой работали на уроке?
Как можно обозначить мягкость согласного на письме?
Какие еще темы повторили на уроке?
6. Оценивание.
7. Домашнее задание.
Упр. 186 (5 слов), 187.