Рабочая программа по О. Ю. Зверловой «Stichwort. Deutsch».


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.
(ПО УМК О. Ю. ЗВЕРЛОВОЙ «STICHWORT DEUTSCH KOMPAKT» – «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК КОМПАКТ»)
ИЗД-ВО МОСКВА АСТ-ПРЕСС ШКОЛА-2006
ГРУППА 67
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – 117 ЧАСОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Немецкий язык» является частью основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО 190210 Технология продукции общественного питания. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Немецкий язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, – программы подготовкиспециалистов среднего звена (ППССЗ).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Stichwort. Deutsch» («Ключевое слово. Немецкий язык») автора О.Ю. Зверловой.УМК несет в себе большой запас современной лексики, большая часть которой предназначена для рецептивного усвоения, упор делается на обучение средствам выразительности речи (антонимы, синонимы, устойчивые выражения), а также на обучение разговорному языку молодежи. Обучение говорению происходит в двух направлениях. С одной стороны- дальнейшее развитие уже имеющихся навыков и умений говорения в ситуациях повседневного общения. С другой стороны - приобретаются и развиваются навыки и умения высказывания и аргументации собственного мнения, умения вести дискуссию, начинать, прерывать и заканчивать беседу. При обучении письменной речи упор делается на развитие умения писать письма (официальные и личные), а также письменно формулировать свое мнение по определенному вопросу. УМК предполагает последовательное обучение аудированию с целью подготовить учащихся к пониманию речи носителей языка разного возраста, что все больше выходит на первый план в настоящий момент, когда общение с иностранцами стало достаточно реальным. Важную роль играет работа над грамматикой. УМК вводит новые грамматические явления, причем упор сделан как на повторение ранее изученной грамматики, так и на использование ее в новых контекстах и ситуациях. Для нового грамматического материала приводятся краткие  обобщения, объясняющие механизм образования и употребления данного грамматического явления. Предъявление страноведческого материала происходит по принципу межкультурного обучения. Страноведческий аспект базируется на принципе сравнения, а потому информация о стране изучаемого языка обогащает знания о собственной культуре, традициях, формах общения. УМК обеспечивает возможность дифференцированного подхода к обучению. Важное место занимает так называемое проектное обучение, позволяющее учащимся применить изученное в условиях, приближенных к реальным.,
Преобладающим типом урока является комбинированный. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, групповая, фронтальная. В течение учебного года проводятся различные формы контроля: вводный контроль - сентябрь; контроль лексико-грамматических навыков - декабрь; контроль понимания текста - май.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»
Немецкий язык как учебная дисциплина характеризуется:
•направленностью на освоение языковых средств общения, формирование новой языковой системы коммуникации, становление основных черт вторичной языковой личности;
•интегративным характером — сочетанием языкового образования с элементарными основами литературного и художественного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы, драматургии, музыкального искусства, кино и др.);
•полифункциональностью — способностью выступать как целью, так и средством обучения при изучении других предметных областей, что позволяет реализовать в процессе обучения самые разнообразные межпредметные связи.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов, компетенций:
•лингвистической — расширение знаний о системе русского и немецкого языков, совершенствование умения использовать грамматические структуры и языковые средства в соответствии с нормами данного языка, свободное использование приобретенного словарного запаса;
•социолингвистической — совершенствование умений в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также в выборе лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватных ситуации общения, целям, намерениям и ролям партнеров по общению;
•дискурсивной — развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устного и письменного конструирования и интерпретации связных текстов на немецком языке по изученной проблематике, в том числе демонстрирующие творческие способности обучающихся;
• социокультурной — овладение национально-культурной спецификой страны изучаемого языка и развитие умения строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоговорящих стран;
• социальной — развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее;
• стратегической — совершенствование умения компенсировать недостаточность знания языка и опыта общения в иноязычной среде; • предметной — развитие умения использовать знания и навыки, формируемые в рамках дисциплины «Немецкий язык», для решения различных проблем.
Содержание учебной дисциплины «Немецкий язык» делится на основное, которое изучается вне зависимости от профиля профессионального образования, и профессионально направленное, предназначенное для освоения профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования.
Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений:
•заполнить анкету/заявление (например, о приеме на курсы, в отряд волонтеров, в летний/зимний молодежный лагерь) с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, почтового и электронного адреса, телефона, места учебы, данных о родителях, своих умениях, навыках, увлечениях и т. п.; •заполнить анкету/заявление о выдаче документа (например, туристической визы);
•написать энциклопедическую или справочную статью о родном городе по предложенному шаблону;
• составить резюме.
Профессионально ориентированное содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление грамматических и лексических структур, которые наиболее часто используются в деловой и профессиональной речи.
При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования:
•аутентичность;
•высокая коммуникативная ценность (употребительность), в том числе в ситуациях делового и профессионального общения;
• познавательность и культуроведческая направленность;
•обеспечение условий обучения, близких к условиям реального общения (мотивированность и целенаправленность, активное взаимодействие, использование вербальных и невербальных средств коммуникации и др.).
Организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных проектов, участие обучающихся в ролевых играх, требующих от них проявления различных видов самостоятельной деятельности: исследовательской, творческой, практико-ориентированной и др.
Содержание учебной дисциплины «Немецкий язык» предусматривает освоение текстового и грамматического материала.
Текстовый материал для чтения, аудирования и говорения должен быть информативным; иметь четкую структуру и логику изложения, коммуникативную направленность, воспитательную ценность; соответствовать речевому опыту и интересам обучающихся.
Продолжительность аудиотекста не должна превышать 5 минут при темпе речи 200—250 слогов в минуту.
Коммуникативная направленность обучения обусловливает использование следующих функциональных стилей и типов текстов: литературно - художественный, научный, научно-популярный, газетно-публицистический, разговорный.
Отбираемые лексические единицы должны отвечать следующим требованиям:
• обозначать понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в литературе различных жанров и разговорной речи;
• включать безэквивалентную лексику, отражающую реалии немецкоговорящих стран (денежные единицы, географические названия, имена собственные, меры веса, длины, обозначения времени, названия достопримечательностей и др.); наиболее употребительную деловую и профессиональную лексику, в том числе некоторые термины, а также основные речевые и этикетные формулы, используемые в письменной и устной речи в различных ситуациях общения;
• вводиться не изолированно, а в сочетании с другими лексическими единицами.
Грамматическая сторона речи
Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно- ориентированная систематизации грамматического материала, изученного в основной школе:
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных в основной школе коммуникативных и структурных типов предложения;
- систематизация знаний о сложносочинённых предложениях и сложноподчинённых предложениях, о типах придаточных предложений и вводящих их союзах и союзных словах, совершенствование навыков их распознавания и употребления;
- овладение способами выражения косвенной речи, в том числе косвенным вопросом с союзом ob;
- продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно (Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv). Систематизация всех временных форм Passiv;
- развитие навыков распознавания и употребления распространённых определений с Partizip I и Partizip II (der Lesende Schüler, das gelesene Buch), а также форм Konjunktiv от глаголов haben, sein, wеrden, können, müssen и сочетания würde + Infinitiv для выражения вежливой просьбы, желания;
- систематизация знаний об управлении наиболее потребительных глаголов; об использовании после глаголов типа beginnen, vorhaben, сочетаний типа den Wunsch haben + смыслового глагола в Infinitiv c zu (Ich habe vor, eine Reise zu machen);
- овладение конструкциями haben/sein zu + Infinitiv для выражения долженствования, возможности; систематизация знаний о разных способах выражения модальности;
- систематизация знаний о склонении существительных и прилагательных, об образовании множественного числа существительных;
- развитие навыков распознавания и употребления в речи указательных, относительных, неопределённых местоимений, а также прилагательных и наречий, их степеней сравнения;
- систематизация знаний функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, связности (например, с помощью наречий zuerst, dann, nacher, zuletzt).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Немецкий язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением общего среднего образования (ППССЗ).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ.
Изучение немецкого языка направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать иноязычные тексты (аудирование, чтение). Уметь передавать информацию в связанных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения.
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке. Систематизация языковых знаний в конце учебного года, в конце учебного курса (уровень В-1).
Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; расширение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и внеречевое поведение адекватно этой специфике. Компенсаторные компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; дальнейшее развитие специальных учебных умений и навыков, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования. Развитие и воспитание у учащихся понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлению иной культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В результате изучения иностранного языка на базовом уровне по окончании 1 курса учащийся должен:
Знать/понимать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой и соответствующими ситуациями общения, с использованием оценочной лексики, речевого этикета страны изучаемого языка
- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме
- страноведческую информацию из аутентичных источников
Уметь:
Говорение
- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения; беседовать о себе и своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прослушанным/ прочитанным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка;
Аудирование
- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных типов аудио и видеотекстов.
Чтение
- читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно- популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
Письменная речь
- писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
- получения сведений из иноязычных источников информации, необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
- расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
- изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» (1КУРС).
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающихся 176 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся 171 час; самостоятельная работа обучающихся 59 часов
Введение
Цели и задачи изучения учебной дисциплины «Немецкий язык». Немецкий язык как язык международного общения и средство познания национальных культур.
Основные варианты немецкого языка, их сходство и различия. Роль немецкого языка при освоении профессий СПО.
Практические занятия
Тема 1. Каникулы. (Vom Ferienspass und Feriensterss)
Тематика общения: Где, как и с кем проводят каникулы немцы. Мои каникулы.
Лексический материал: der Angeber, die Angeberin, die Möwe , der Ausblick , die Hektik , der Strand , der Ausflug , der Angler , die Sehenswürdigkeit, der Pool , die Ausflugmöglichkeit , die Bergwanderung , das Gebiet , die Radtour , das Reiten , der Spaziergänger , die Rundfahrt , die Jugendherberge , das Naturschutzgebiet , der Feriengast , das Ferienzentrum, die Metropole, die Reitschule, sich ärgern , sich aufregen , kreischen , tauchen , erkunden , ausspannen , verbieten, erlauben , schimpfen , wandern , bieten , einatmen , faszinieren , faulenzen , gestatten , sich langweilen, stehen auf, segeln, surfen, stehen zu, überraschen , warnen , füttern , anstrengend , herrlich , furchtbar , hektisch , spitze! beinahe, genau, ausserhalb, fischreich , gut/schlecht drauf sein, gut/schlecht gelaunt sein, unter Unterschutz stehen
Грамматический материал:
предлоги с винительным и дательным падежами;
предложения с weil и denn;
образование Präteritum, Perfekt
Тема 2. Друзья. Понимание дружбы. (Wie viele Freunde braucht ein Mensch)
Тематика общения: Мои друзья. Роль компании в жизни молодёжи. Конфликты между друзьями. Идеальный друг.
Лексический материал: dieClique, dasDing, dieGeborgenheit, dieLaune, dasMakeup, dasMissgeschick, dieMutprobe, derSchutz, dieStreiterei, derTraumtyp,derTreffpu nkt, derTrost, dieVerantwortung, derVerein, derVorteil, derZettel, abwarten, achtenau f, ausprobieren, bekräftigen, dazugehören,drückenauf, schleppen, stehenauf, stehenzu, verschlafen, vertrauen, zusammenhalten, intelligent, mollig, mürrisch, muskulös, pei nlich,gut/schlechtriechend, schmächtig, schüchtern, true, verschwiegen, verträumen, witzig, zurückhaltend, zuverlässig Грамматический материал:
склонение личных местоимений;
склонение слов derselbe, dergleiche;
местоимение einander;
конъюнктив II
Тема 3. Жизнь в городе и в селе. (Rund ums Wohnen)
Тематика общения: Жизнь в городе и в деревне. Отдельное проживание. Моя комната.
Лексический материал: die Ausstellung, das Baumhaus, der Baumstamm, die Birke, der Birkenwald, das Blumenbeet, der Campingherd, die Fichte, das Fohlen, die Geborgenheit, das Gemüsebeet, dei Generation, das Gewächshaus, die Haltestelle, das Haushalt, der Kalb, die Kante, die Kiste, die Leiter, die Lücke, die Miete, das Moor, der Moorboden, der Reiz, der Rest, dei Schatztruhe, das Seil, der Spruch, der Stadtrand, die Stute, der Teich, der Tratsch, die Zimmereinrichtung, der Zweig, herumboden, hinaufziehen, leisten, nachdenken über Akk, respektieren, schaukeln, schweben, übernachten, zurechtkommen mit Dat, schwindelfrei, spartanisch, stinkig, stundenlang, ungestört, weich, zielsterbig, (gross/viel) Wert legen auf Akk, zuständig sein für Akk
Грамматический материал:
предлоги с дательным и винительным падежами;
предложения с damit и инфинитивная группа um … zu;
предложения с während;
парные союзы
Тема 4. Мода и внешность. (Was heisst hier schön)
Тематика общения: Мой идеал. Современная мода. Внешность.
Лексический материал: dasAussehen, dieAusstrahlung, dieBemerkung, derBilderhauer, dieFalte, dasGewicht, dieHantel, derLiegestütz, dieMesse, derModekatalog,dieModeschau, derNebenjob, da sParfüm, derPickel, dieQualität, dieSchminke, dasSchönheitsideal, derSchönheitswett bewerb, dieSchwäche,dasSchampoo, dasVorurteil, dieWerbeaufnahme, abnehmen, an starren, auffallen, aufhören, ausgehen, behandeln, beurteilen, bewegen,gewinnen, halt envonDat, herumlaufen, lästern überAkk, schaden, sichschminken, stauen überAkk, überwinden, weglassen, abhängigvonDat,anstrengend, arrogant, eingebildet, hässlich, lasting, neidisch, perfekt, schlampig, schlicht, überheblich, wabbelig, ähnlichsein,eineAhnunghabenvonDat, GeldausgebenfürAkk, bessesenseinvonDat, sic h (D) Gedankenmachen überAkk, neidischseinaufAkk, (grossen/viel) WertlegenaufAkk, zufriedenseinmitDat
Грамматический материал:
склонение имён прилагательных;
предлоги с родительным падежом;
предложения с obwohlи trotzdem;
употребление глагола brauchen
Тема 5. Страна изучаемого языка. (Multi-kulti)
Тематика общения: Повседневная жизнь за рубежом. Характер иностранцев, их привычки и культура. Ученический обмен.
Лексический материал: derAussenseiter, dieAusstellung, dasAustauschprogramm, diebegeisterung, dieBesicht igung, dieEhe, dasEnsemble, dieErfahrung,dieFitiausstellung, der/dieGleichaltrige, da sKopgtuch, derMuslim, die Öffentlichkeit, dieReparation, dasReisenproblem, dieSitte n,dieStaatsangehörigkeit, dieTeilnahme, dieUmgebung, derUnterhaltungskünstler, die Veranstaltung, dieVoraussetzung, dasVorurteil,dieZustimmung, abhalten, aufwachsen , ausstellen, begeisternmitDat, betreuen, bewegen, sichgewöhnenanAkk, knüpfen, kon frontierenmitDat,nachdenken überAkk, schätzen, vermissen, voraussertzen, vorkomm en, entferntvonDat, enttäuscht, merkwürdig, verklemmt, verschlossen,einenEindruck machenaufAkk, auseraterHand, sich (D) Gedankenmachen überAkk, Rücksichtigneh menaufAkk, etw. zurVerfügunghaben
Грамматический материал:
употребление артикля с именами собственными;
страдательный залог;
пассив с модальными глаголами;
субстантивированные прилагательные
Тема 6. Планы на будущее. (Blick in die Zukunft)
Тематика общения: Будущая желаемая профессия. Компьютер в современной жизни. Будущее нашей планеты глазами учёных. Гороскопы.
Лексический материал: DeiArbeitsgemeinschaft, derAuftritt, dieAissicht, dieBetriebswirtschaft, derBildschir m, derEingriff, derEinsatz, derFliessbandjob,derFürsprecher, derGegner, dieHektik, d erHerrscherplanet, derHintergrund, derMausklick, derMeeresspiegel, dieNeugier, das Ozonloch,dieSchauspielschule, dieSchulband, derTraum, derTrickfilm, dieWeinlese, derWissenschaftler, abschlissen, anbauen, anbieten, aufrufen,auslachen, austauschen, befürchten, benutzen, sich beschränken auf Akk, betreuen, bewirken, sich drängeln, einpflanzen, entwerfen,erforschen, ertönen, geniessen, halten für Akk, kennaeichen, nerven, speichern, zurechtfinden, zurücklegen, ausgerechnet, doof, ehrgeizig,eintönig, engagieren, grundsätzlich, jedenfalls, künstlich, realistisch, überraschend, umstritten, unrealistisch, unwahrscheinlich, verlockend,wahrscheinlich, zumindest, anfällig sein für, gegenAkk, Erfahrung sammeln, auf keinen Fall, etw. ins Leben rufen, sich (D) eine Meinung bilden
Грамматический материал:
будущее время FuturumI;
предлоги vor, seit;
возможности выражения обстоятельства времени
Тема 7. Молодость (Jugend ist Freude pur)
Тематика общения: современная молодежь: какая она, кому доверяет, что считает самым важным в жизни, как помогает своим сверстникам в трудных ситуациях.
Лексический материал: die Ausprobierphase, die Ehrlichkeit, der Freiraum, die Geborgenheit, die Gerechtigkeit, die Gewohnheit, der Protest, der Spass, das Vertrauen, das Vorurteil, die Wut, beachten + A, meckern, probieren + A, schimpfen auf + A, mit D, vermissen + A, vertrauen + D, angepasst, aufgeregt, belastet, egozentrisch, gerecht, hilfsbereit, rebellisch, schlampig, tolerant, unbelastet, unfrei.
Грамматический материал:
Модальные глаголы;
Субстантивированные прилагательные;
Придаточные сравнительные предложения;
Infinitive c частицей zu, без частицы zu.Тема 8. Жизнь после окончания школы (Schule ade- was nun?)
Тематика общения: что ожидают молодые люди от будущей профессии, трудности при выборе профессии для сельской молодежи, шансы девушек и юношей в технических профессиях, советы известных людей.
Лексический материал: die Abwechslung, das Ansehen, die Bewerbung, die Geduld, das Gehalt, die Kondition, die Lehrstelle, der Lohn, das Unternehmen, die Zusage, abbrechen, bewundern + A, umgehen mit + D, verzichten auf + A, gewissenhaft, anstrengend.
Грамматический материал:
Склонение прилагательных;
Употребление союзов denn, deshalb, jawohl, trotzdem;
Тема 9. Быть активным – снова модно (Engagieren ist wieder “in”).
Тематика общения: избирательное право в Германии, интерес немецкой молодежи к политике. Сферы активной деятельности немецкой молодежи. Организация Amnesty International.
Лексический материал: die Absenkung, die Abstimmung, die Arbeitslosigkeit, der Gefangene, die Kernenergie, die Kommunalpolitik, die Todesstraffe, die Verantwortung fur + A, die Verteidigung, die Wahl, abschaffen + A, durchsetzen + A, einhalten + A, eintreten in + A, erkundigen, herabsetzen, integrieren, teilnehmen an + D, veranwortlich fur + A.
Грамматический материал:
Управление глаголов;
Предложения с damit и инфинитивная группа um … zu;
Возвратные глаголы.
Тема 10. Охрана окружающей среды (Umwelt mit Risikofaktor).
Тематика общения: охрана окружающей среды и немецкая молодежь. Гринпис.
Лексический материал: der Abfall, die Ampel, der Atomtest, der Gehweg, der Naturschutz, das Ozon, die Rinde, der Schutz, gegen + A, die Umwelt, der Umweltschutz, alarmieren + A, bewahren, hinterlassen.
Грамматический материал:
Страдательный залог;
Причастие 1, простое прошедшее время.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать:
языковой и речевой материал по теме; признаки изученных грамматических явлений;
уметь:
в области говорения: пересказывать текст; выражать свое отношение к прочитанному; вести диалог – расспрос и диалог – обмен мнениями; формулировать свою точку зрения. В области аудирования: воспринимать на слух текст с пониманием основного содержания;
в области чтения: читать и понимать текст с различной глубиной проникновения в его содержание в зависимости от вида чтения: с пониманием основного содержания, с полным пониманием, с извлечением информации;
в области письма: письменно фиксировать изученный лексический материал; сделать письменный доклад на заданную тему.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»
ТЕХНОЛОГИ 117 ЧАСОВ (1 КУРС).
Наименование разделов и тем Аудиторные занятия. Содержание учебного материала.
1 КУРС. Объем часов Уровень усвоения
Тема 1. Каникулы. Раздел 1 9 1 Мнения немецких детей как, где и с кем нужно проводить каникулы. 1 1
2
Чем немецкие дети занимаются во время каникул? Чтение рассказов: «Ferienzentrum “Gohren” am Bodensee», «Jugendherberge “Ernst Reuter” in Berlin», «Pension “Norddorf”». 1 2
3 Каникулы у бабушки тоже могут быть классными. 1 2
4
Повторение прошедшего времени «Perfekt». 1 2
5 Урок дискуссия: Каникулы…Они были просто замечательные! 1 2
6 Работа с текстом: «Andrea erzahlt uber ihre Ferien» 1 2
7
Предлоги с винительным и дательным падежами. 1 2
8 Предложения с weil и denn1 2
9 Урок дискуссия: как выглядят идеальные каникулы? 1 2
Самостоятельная работа учащихся: Составление рассказа: «Как я провел свои каникулы», выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 6 Тема 2
Друзья.
Понимание дружбы. Раздел 2 14 10 Что думают немецкие школьники о друзьях и дружбе? 1 2
11
Урок дискуссия: Почему он мой лучший друг? 1 2
12 Компания твоя вторая семья? Работа с текстом: «Himmel oder Holle?» 1 2
13 Компания твоя вторая семья? Работа с текстом: «Himmel oder Holle?» 1 2
14 Склонение личных местоимений, слов derselbe, dergleiche, einander. 1 2
15 Конфликт с друзьями. 1 2
16 Работа с текстом: «Den Brief von Christoph». 1 2
17 Урок дискуссия: мой идеальный друг! 1 2
18 Составление диалогов по теме. 1 2
19 Повторение образования Prateritum. 1 2
20 Неудачи с друзьями. 1 2
21 Чтение истории неудачи с другом. 1 2
22 Konjunktiv 2. 1 2
23 Описание истории по фото. 1 2
Самостоятельная работа учащихся: Составление подробного описания своего друга, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 7 Тема 3
Жизнь в городе и селе. Раздел 3 15 24 Что думает немецкая молодежь о месте, в котором живет? 1 2
25 Составление сообщения: где и как живу я? 1 2
26 Жить по другому. Чтение текста: «Die Himmelssturmer». 1 2
27 Придаточные предложения с wahrend. 1 2
28 Как это? Жить в деревянном доме? За и против. 1 2
29 Парные союзы. 1 2
30 Как выглядит комната немецкого подростка? 1 2
31 Составление сообщения: моя комната. 1 2
32 Повторение предлогов с дательным и винительным падежами. 1 2
33 Какие плюсы немецкая молодежь видит в проживание с родителями? В каком возрасте и почему они уезжают? 1 2
34 Статистика по проживанию в сельской местности. 1 2
35 Жизнь в селе. Работа над текстом: «Langeweile – was ist das?» 1 2
36 Урок дискуссия: жизнь в селе я нахожу… 1 2
37 Придаточные предложения. 1 2
38 Контрольная работа: лексика по теме «Жизнь в городе и селе», грамматические упражнения по теме: Perfekt, Konjunktiv 2, предлоги с дательным и винительным падежами. 1 Самостоятельная работа учащихся: составление рассказа о своем городе, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 7 Тема 4
Мода и внешность.
Раздел 4. 11 39 Что немецкая молодежь рассказывает об идеале красоты. 1 2
40 Урок дискуссия: как бы я хотел выглядеть? 1 2
41 Работа с текстом: «Das Madchen aus dem Katolog». 1 2
42 Предлоги с родительным падежом. Wahrend, trotz, wegen+Genitiv. 1 2
43 Модели высокомерны и тщеславны. Так ли это? 1 2
44 Урок дискуссия: кто одевается лучше всех? 1 2
45 Склонение имен прилагательных. 1 2
46 Что предпринимают немецкие ребята, если не довольны своей внешностью? Работа с газетной статьей. 1 2
47 Предложения с obwohl, trotzdem. Употребления глагола brauchen. 1 2
48 Мои друзья злословят о моей внешности. Работа с текстом из журнала «Young miss» 1 2
49 Продолжить историю. 1 2
Самостоятельная работа учащихся, составление сообщения: Современная мода, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 6 Тема 5
Страна изучаемого языка.
Раздел 5 14 50 Где и как немецкая молодежь знакомиться с культурой другой страны? 1 2
51 Урок дискуссия: А как в твоей стране? Можешь ли ты сказать о ней, что она многокультурная? 1 2
52 Как иностранцы живут в Германии, с какими проблемами они сталкиваются? 1 2
53 Интервью школьников из Турции, Конго и Испании. 1 2
54 Что думают иностранцы о Германии и немцах? 1 2
55 Составление сообщения: Твое мнение о Германии и немцах. Обоснуй. 1 2
56 Множественное число субстантивированных прилагательных. 1 2
57 Урок дискуссия: в любой стране можно поближе познакомиться с культурой другой страны. Как? 1 2
58 Употребление артиклей с именами собственными. 1 2
59 Программа обмена школьников между Германией и Италией. 1 2
60 Работа с текстом «Schuleraustausch Munchen-Arezzo Programm». 1 2
61 Составление интервью. 1 2
62 Повторение образования пассива. 1 2
63 Пассив с модальными глаголами. 1 2
Самостоятельная работа учащихся, составление сообщения о стране изучаемого языка, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 7 Тема 6
Планы на будущее. Раздел 6 12 64 Кем видят себя немецкие школьники через 10 лет? 1 2
65 Возможность выражения обстоятельства времени. Zeitangaben (wаnn). 1 2
66 Урок интервью: как ты видишь свое будущее? 1 2
67 Составление диалогов по теме. 1 2
68 Как ученые видят нашу планету через 50 лет? 1 2
69 Повторение образования будущего времени Futurum 1. 1 2
70 Тотальная компьютеризация. 1 2
71 Немецкие школьники рассказывают о своем опыте и выводах о работе с компьютером. 1 2
72 Работа с текстом: «Der Kompputereinsatz in den bayerischen Schulen». 1 2
73 Употребление предлогов vor, seit. 1 2
74 Урок дискуссия: охотно ли девочки проводят свое свободное время за компьютером? 1 2
75 Контрольная работа: лексика по теме «Планы на будущее», грамматические упражнения по теме: Futurum 1, Passiv. 1 Самостоятельная работа учащихся, составление сообщения кем я вижу себя через 10 лет, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 6 Тема 7.
Юность. Раздел 7 11
76 Что немецкая молодежь думает о юности? 1 2
77 Придаточные сравнительные предложения. 1 2
78 Урок дискуссия: что ты можешь сказать о юности? 1 2
79 Молодежь сегодня. Какая она? Мятежная или приспособленная? 1 2
80 Повторение субстантивированных прилагательных. 1 2
81 Кому доверяет немецкая молодежь? 1 2
82 Модальные глаголы 1 2
83 Работа с вопросами из журнала «Der Spiegel». 1 2
84 Как сегодняшняя молодежь помогает своим сверстникам в трудной ситуации? 1 2
85 Работа с текстом: «Sie sind das jungste Psychoteam Deutschlands». 1 2
86 Относительные местоимения. 1 2
Самостоятельная работа учащихся, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 6 Тема 8.
Жизнь после окончания школы. Раздел 8 9 87 Что ожидают немецкие школьники от будущей профессии? 1 2
88 Трудности при выборе профессии для сельской молодежи. 89 Склонение прилагательных без артикля. 1 2
90 Шансы девушек и юношей технических профессиях. 1 2
91 Девушки в технических профессиях: за и против. 1 2
92 Употребление союзов den, deshalb, jawohl, trotzdem. 1 2
93 Кто (родители, учителя, друзья) влияет на выбор вашей профессии? 1 2
94 Советы известных людей в выборе профессии. 1 2
95 Анкета Нины Руж. Самостоятельная работа учащихся, составление сообщения: Что я ожидаю от своей будущей профессии?, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 5 Тема 9.
Быть активным снова в моде. Раздел 9 12 96 Интересуется ли немецкая молодежь политикой? 1 2
97 Урок дискуссия: твое отношение к политике? 1 2
98 Управление глаголов. 1 2
99 Работа с текстом «JUMA - Reportage». 1 2
100 Дискуссия по теме: выборы с 16 лет, за или против? 1 2
101
. Предложения с damit и инфинитивная группа um … zu. 1 2
102 Сферы активной деятельности немецкой молодежи. 1 2
103 Возвратные глаголы. 1 2
104 Организация «Amnesty International». 1 2
105 Работа с текстом: «Elisabet, Sprecherin der Amnesty – Schulergruppe in Potsdam». 1 2
106 Глаголы с предложным дополнением. 1 2
107 Контрольная работа: лексика по теме быть активным снова в моде, грамматика по теме: модальные глаголы, субстантивированные прилагательные, возвратные глаголы. 1 Самостоятельная работа учащихся, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 5 Тема 10.
Охрана окружающей среды. Раздел 10 8 108 Работа с текстом: «Die Harzreise». 1 2
109 Какое участие принимает немецкая молодежь в охране окружающей среды? 1 2
110 Повторение страдательного залога. 1 2
111 Как обстоят дела с окружающей средой в твоем регионе? 1 2
112 Гринпис. Что ты знаешь об этой организации? 1 2
113 Работа над текстом: «История появления Гринпис». 1 2
114 Образование Partizip 1. 1 2
115 Повторение Prateritum. 1 2
Самостоятельная работа учащихся, составление сообщения: Окружающая среда сегодня, выполнение грамматических упражнений, пополнение словарного запаса. 4 116 Подготовка к зачету. 1 117 Дифференцированный зачет. 1 Итого: 117 Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Кручинина М.А. Никитина Л.К. Разговорные темы по немецкому языку, Санкт Петербург – Лингва, 2004.
Лебедев В.Б. Знакомьтесь: Германия! Москва - Высшая школа, 2000.
Каплина О. В. Немецкий язык. 10-11 классы. Книга для чтения. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. М., Просвещение, 2011.
Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для СПО, ООО «КиоРусс», 2011 Германия: страна и язык (лингвостранноведческий словарь).
Маккензен Л. Немецкий язык, универсальный справочник, 2012.
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Учебник: О.Ю.Зверлова «Ключевое слово - немецкий» 2 часть, 3-е изд., испр. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА: АСТ-ПРЕСС, 2006
«Stichwort. Deutsch » («Ключевое слово. Немецкий язык ») автор О. Ю. Зверлова. рабочая книга, Изд-во Москва Аст-Пресс Школа-2010H. Д. Гальскова, H. B. Кузнецова, Г. А. Чернявская «Контрольные задания  по немецкому языку как второму иностранному для 9—11 классов общеобразовательных учреждений.
Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. «Тесты по немецкому языку для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы» Изд-во Москва «Лист» 1997
Нарустранг Е.В. «Проверь себя» Изд-во Спб «Антология» 2011
Зверлова О.Ю. «Немецкий язык. 30 тестов по грамматике» Изд-во Москва Март-2001
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2014.
Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. — М., 2013.
Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. — М., 2015.
ИНТЕРНЕТ -РЕСУРСЫ
http://www.deutschlernreise.de (Online-Reise durch Deutschland)
German-learning-onlin: Start Langenscheidt-Chef-Deutsch_Deutsch-Chef.pdf
http://.www.dw.de/учить немецкий der Weg – on- lin Udo Klinger- вся грамматика
www.udoklinger.de Wortschatz Lexikon
www.spinne-magazin.de Deutsch lernen und lehren
htth://www/de-onlin.ru examen/ru/add/ege/ege-po nemeckomy/ Онлайн –тесты по немецкому сайт « Моё образование»