Урок по окружающему миру на тему Царство грибов
Урок по окружающему миру на тему «Царство грибов»
Предметные цели:
познавательные: формировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, формировать навыки логического мышления.
регулятивные: проводить работу по предложенному заданию, учить формулировать своё мнение, доказывать правильность выбора ответов, организовать работу по решению проблемной задачи; учить формулировать основные выводы, обосновывать правильность выбора.
коммуникативные: учить работать в команде разного наполнения, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.личностные: осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, достигать положительных результатов труда, учить проводить самооценку своего учебного труда.
Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие:
мотивировать учащихся на изучение предмета, имеющего важное значение в жизни человека; прививать навыки экологической культуры; воспитывать культуру учебного труда; расширять кругозор учащихся, вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.
Оборудование: Презентация, тексты-описания для чтения детьми, опорные карточки для кластера, дополнительный информационный материал для групп, листы самооценки.
Примечание: Задания, отмеченные «*», предполагают взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Ход урока:
1 этап. Организационный
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную деятельность.
Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок! Готовятся к уроку, занимают места в группах. Слушают учителя.
Организация рабочего места, готовность активно участвовать в уроке (Л, К).
2 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
Слайд № 2 (1,5 минуты)
Лес... Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь. Лес полон загадок и таинств… Он многих приютил. (Чтение текста учащимися) Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок нам, т.к. мы часто бываем у него в гостях… Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. После учителя читают текст 3 учащихся:
-Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.
-А сколько в нём разнообразных ягод и грибов!
-Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Развитие умения самостоятельно эмоционально читать, понимать, осознавать прочитанное (П, Р)
3 этап. Введение в тему
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
Беседа:
-Кто из вас был в лесу? С какой целью можно посещать лес?
-Что такое лес? Что вы о нем знаете?
-Итак, мы отправимся в лес, на природу, если ответим на «его» вопросы.
На доске:
1 вопрос. Что такое природа? Какая бывает природа?
2 вопрос. Какие признаки живого вам известны?
3 вопрос. А на какие царства можно разделить живую природу?
Ответы детей на вопросы.
Развитие умения ясно формулировать ответы на вопросы педагога (К).
Природа – все, что нас окружает, человек – частица природы. Природа бывает живая, неживая.
Живое рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает.
Живая природа делится на царства растений и животных.
Развитие умений самостоятельно объяснять, пояснять информацию, заданную с помощью краткой записи; (П)
4 этап. Постановка проблемы, цели и темы урока, мотивация к учебной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
Доска (кластер):
Слайд №3
Дать название последнего царства вам поможет загадка:
И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой. Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.
Можете ли вы сказать, к какому царству относятся грибы?
Слайд №4
- Что бы вы ещё хотели узнать о грибах?
Доска (кластер): Царства живой природы*
?
На доске собирают из табличек кластер
«Царства живой природы»: бактерии, растения, животные
Построение вспомогательной модели к учебной задаче в виде кластера(Р).
Подтверждения высказанных предположений
Дети дают ответ: Грибы
Постановка проблемы, формулировка своих затруднений, возникших при ответе;
отсутствие боязни совершить собственные ошибки, участие в их обсуждении (Р,К).
Из каких частей состоит гриб? Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Какую роль играют грибы в экосистеме?
Развитие умений принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания (Р).
5 этап. Организация исследовательской деятельности учащихся по проблеме.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
Итак, грибы-это растения или животные?
Если это растения, то перечислите части растений:
- А есть ли это у грибов?
-Давайте попробуем разобраться со строением гриба.
Слайд №5 (1 минута)
- Какой вывод?
Значит, грибы мы относим к царству животных?
- Какой вывод?
Молодцы! Задачи поставлены, тогда в путь! В лес пойдем группами, на которые разбились. Как надо вести себя в лесу?
А для чего нам корзинки? Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.
Возможные ответы*: есть корень, стебель…
Дети смотрят строение гриба на слайде.
Дети*:Грибы - это и растения и не растения? скорее не растения…
Нет. Грибы не могут передвигаться, питаться как животные.
Грибы – это не растения и не животные. Значит это отдельное царство.
Дети: Не нарушать покой природы, не вредить растениям и животным.
Дети: Будем собирать грибы.
6 этап. Физкультминутка.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
Раз - присядка, два – прыжок,Под кустом растет грибок.Он проснулся, потянулся,Раз зевнул и повернулся,Выгнул спинку, наклонился, Ничему не удивился. Потоптался на ноге И опять присел к земле Как прекрасно в этом мире! Руки в стороны и шире. И шагал он каждый день, Побеждая свою лень. Дети выполняют упражнения согласно словам текста физкультминутки.
7 этап. Выработка на основе полученной информации обобщенных умений, формирующих обобщенно - понятийные знания. Информация о домашнем задании.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
Слайды № 6-15 (5 минут)
Сейчас каждая группа получит задание-карточку и тексты. Через три минуты вы должны:
1гр. Рассказать о строении гриба. Нарисовать схему. Используя информацию дополнительного материала рассказать о роли грибницы.
2гр. Рассказать, какие бывают грибы. Нарисовать (схематически) виды шляпочных грибов. Используя информацию дополнительного материала, рассказать, какова их роль в природе.
3гр. Рассказать о видах шляпочных грибов, привести примеры. Используя информацию дополнительного материала записать основные правила сбора грибов.
Д/з на доске:
Всем: с.118-122 учить, отвечать на вопросы
Доп. задание (по желанию): Знать основные части гриба. Какая часть играет более важную роль в его жизни? Почему?
Дети получают:
видеоинформацию о:
- строении гриба;
- видах шляпочных грибов;
- разнообразном мире грибов: плесень, дрожжи, молочный и чайные грибы;
- съедобных, несъедобных и ядовитых грибах.
текстовую информацию о:
- роли грибницы, её функции в природе;
- разнообразном мире грибов, их роли в экосистеме;
- правилах сбора грибов и употребления их в пищу.
Представители от каждой команды по очереди представляют на доске свои мини-проекты (схемы, правила) о грибах, сопровождая устными пояснени-ями, рассуждениями, примерами*.
Развитие умения работать в команде разного наполнения : паре, малой группе, целым классом; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов (К);
Развитие умения самостоятельно «читать» и объяснять текстовую и видеоинформацию (П), Развитие умения составлять, понимать и объяснять простейший план действий при работе с конкретным заданием (Р);
Развитие умения понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).
8 этап. Рефлексия и итог урока (самооценка)
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. А сейчас поиграем. Игра называется «Идём за грибами»
Слайд №16 (5 минут)
II.Блиц-задание для все команд (фронтально):
В каких источниках можно найти информацию о грибах?
Слайды №17, 18 (1 минута)
III.Кроссворд:
Слайд №19 (3 минуты)
Гриб-конфета
Один из видов шляпочных грибов.
Самая главная часть гриба.
Другой вид шляпочных грибов.
Ядовитый гриб.
В кроссворде спряталось слово по вертикали, обозначающее на латинском языке «грибы».
Спасибо командам!
На оценочном листе оцените себя по предложенным критериям: работал активно, успешно, отвечал на вопросы, готовил представление команды, организовывал работу команды, составлял схему, правила, работал с дополнительным материалом, делал выводы, работал над составлением кластера.
Отмечено:7-10 положений – «5»
4-6 положений – «4»
Если отмечено меньше 4-х позиций, то улучшить свои результаты можно в рабочей тетради дома.
Слайд №20 «Молодцы!»
Вот звенит уже звонок,
Всем спасибо за урок!
Учащиеся в группах обсуждают, выбирают съедобные грибы и «складывают» их в корзинку*.
Принятие участия в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (Р);
Дети дают ответы на вопрос. Проверяют свои ответы по слайду.
Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием (П).
Дети: трюфель, шляпочные, грибница, пластинчатые, поганка.
Дети: фунги*
Использование принципа научности.
Дети отмечают значками (+, V) свой вклад в изучение новой темы, приобретении новых знаний, сдают модераторам команд.
Развитие умения оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).