Разработка урока окружающего мира В царстве грибов 3 класс

Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья , специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59 VIII вида г.Томска.

Учитель первой квалификационной
Давудова Ирина Леонидовна

Урок в 3 классе V вида по предмету « окружающий мир».

Тип урока: урок- путешествие.

Тема: В царстве грибов.
Цель: Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Задачи: Познакомить с разновидностью грибов и особенностями строения шляпочных грибов. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека. Сформулировать правила сбора грибов.
Ход урока: I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал , а вы по цепочке принимаете его и передаете другому в виде пожатия руки. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
II. Повторение пройденного материала.
- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. Слайд 1 А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев). - Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу. Фонограмма “Звуки природы”. - Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся). - Молодцы!
- А давайте вспомним, что такое природа? Слайд 2 (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). - Какая бывает природа? (Живая и неживая). Слайд 3
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает). - Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру “Кто внимательный?” На доске будут показаны явления живой или неживой природы, сначала надо перечислить, что относится к живой природе, а потом – к неживой. Слайд 4 - Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и растений). Слайд 5
III. Сообщение темы и задач урока.
- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. - Что это? (это гриб). Верно. Речь пойдет о грибах. Слайд 6
- Существует даже целая наука, изучающая грибное царство. Она называется “микология” (“микос” – гриб, “логос” – наука). Слайд 7- 8 - Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).
Нашим путеводителем будет лесник Добродей. Изображение персонажа помещается на доску. - Как вы думаете, почему у него такое необычное имя? - Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”. - Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? Слайд 9 (Это собирание грибов.)
IV. Изучение материала.
- Сегодня за ваши правильные ответы вы будете получать грибочки .
Лесник Добродей хотел бы знать: - Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая). - Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают) - А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений). - Почему? (Они растут на земле). - А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод). - Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток). - А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”. - В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет). - А к миру животных? (Тоже нет). - Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
Вывод: Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится Слайд 10
· ни к миру растений, ни к миру животных.
Лесник Добродей нашел первый гриб:
Под старой сосною, Где склонился пень - старик, Окружён своей семьёю Первым найден Боровик
Рассмотрим гриб внимательнее, узнаем о его строении. Слайд 11 * Закрепим ваши знания, выполнив задание в рабочей тетради стр .. ( Учащиеся подписывают части гриба на рисунке)
Лесник Добродей вместе с вами нашел еще много разных грибов. Назовите их: Слайд 12 Загадки
Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом Золотистые( лисички)







Это съедобные грибы, значит их можно употреблять в пищу после специальной обработки ( варения, жарения, маринования, соления).

Лесник Добродей опытный грибник знает грибные места. Слайд 13
Написаны слова: “дубовик”, “подберезовик”, “подосиновик”. - О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, дубами и березами). - Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами - Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии). - У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.
Загадка Слайд 14 На грибы она сердита И от злости ядовита. Чопорна, как англичанка, - Это бледная (поганка).
- Красный в крапинку наряд, Брюки белые до пят, Снизу кружево-узор – Это яркий - (мухомор)
- Почему мы не будем брать эти грибы в кузовок? ( несъедобные) -Какие еще несъедобные грибы вы знаете? *( стр 121 учебника – рисунки, стр 120 – работа с текстом)
На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? а/ пройду мимо; б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека; в/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»
Какая же польза от мухомора?
Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.
Лесник Добродей У этих грибов есть шляпка, и относятся они к группе шляпочных грибов.
Физминутка Ваня шел, шел, шел – Подберезовик нашел. Дима шел, шел, шел – И лисичку нашел. Катя шла, шла, шла – Сыроежку нашла. Андрей шел, шел, шел – Боровик нашел.
Лесник Добродей собирая грибы, призывает помнить правила их сбора. * Работа с учебником стр 121 Слайд 15


- Что может произойти, если не соблюдать правила сбора грибов? 1. Исчезнут некоторые виды грибов. Слайд 16 Рассмотрите эти грибы ( стр 119). Они занесены в Красную книгу России, а значит, они редки и требуют особого внимания. 2. Человек может отравиться
Помощь при отравлении грибами: Слайд 17-18
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону “03”. 2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь: - нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты - дать холодный крепкий чай или кофе - уложить в постель на живот, положить в ноги грелку 3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется!
Лесник Добродей много интересного знает о грибах и о их разновидностях. Слайд 19 В лесу можно встретить шляпочные и древесные грибы, а дома мы часто сталкиваемся с плесневыми грибами.
V. Закрепление пройденного материала ( самостоятельная работа)
Выполнение задания №1 в «Рабочей тетради» стр.54
Выполнение задания №2  в «Рабочей тетради» стр.55.
VII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги. Слайд 20 Вопросы: Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы). Какая часть грибов является самой важной? (Грибница). Какие бывают грибы? (Шляпочные, древесные и плесневые. Съедобные и ядовитые). Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка). Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).
- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! - Сегодня мы так много узнали на уроке. - Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. - Я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”. Рефлексия. Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний. Оцените свою работу. - Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику Добродею.
Поработали на “5”, А теперь всем отдыхать!
- Всем спасибо за хорошую работу! Слайд 21











Заголовок 315