Урок по биологии на темуЦарство Грибы.Общая характеристика грибов
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока: Коковихина Г.В.
Предмет: Биология
Класс: 5 класс общеобразовательной школы, 20 обучающихсяПродолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: : Царство Грибы. Общая характеристика грибов
Автор учебника: учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).
Тип: Изучение нового материала . Урок по теме «Грибы» является первым из двух уроков, посвящённых грибам. На предыдущих уроках обучающиеся познакомились с классификацией живых организмов, особенностями бактерий, растений, животных.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Переход выпускников начальной школы на новую ступень обучения совпадает с началом переходного возраста, поэтому многие психологические проблемы адаптации обусловлены возрастными особенностями младших подростков. В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер. В этом возрасте наблюдается прогрессивный рост интеллектуального развития. У большинства школьников возрастает общая осведомленность, умение проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности. Темпы развития словесно-логического мышления превосходят темпы развития наглядно- образного, но развивать у пятиклассников нужно обе формы мышления. В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие – думающим. В этом возрасте важно научить детей правильно оценивать себя, вырабатывать объективные критерии собственной успешности или неуспешности, развивать умение проверять свои возможности и (с помощью взрослых) находить пути их совершенствования. Для пятиклассников характерны любознательность и жажда проверки себя, потребность в активности и социально значимой деятельности. Они интересуются способами развития внимания, мышления, памяти, очень ценят наблюдательность, внимательность, умение замечать детали. В этом возрасте очень эффективны игровые упражнения с элементом соревновательности на уроках и во внеурочной деятельности. Урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения, а также наглядности в виде слайд-шоу, направляющей восприятие учебного материала в игровой технологии.
Цели урока: Формирует представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
Задачи урока:
Обучающая - раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).
Развивающая - продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов, развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию.
-продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
особенности строения грибов,
способы питания грибов,
роль грибов в природе и жизни человека,
значение терминов: микология, грибница, сапротрофы, гетеротрофы, симбиоз, микориза.
способы размножения.
Учащиеся должны уметь:
выделять признаки грибов, как представителя самостоятельного царства
различать грибы: сапротрофы, паразиты.
объяснять явления симбиоза.
сравнивать с представителями разных царств живой природы
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их
жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий.
- овладевать методами биологической науки и умениями описывать биологические объекты и процессы
Личностные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе . -строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и не вербальными средствами общения;умение обосновывать и доказывать свою т.зр.;
-умение задавать вопросы и слушать собеседника;
-умение высказывать свое собственное мнение, вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
-умение дружить, уступать, убеждать.
Регулятивные УУД
- продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
создавать условия к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
формировать познавательные мотивы в обучении, интерес к новому, интерес к способу решения и общему способу действия
стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Инициация Метод «Как здорово, что все мы вместе собрались.»Цели , задачи использования метода: Поприветствовать друг друга, создать положительный эмоциональный настрой, снять напряжение.
Разделить обучающихся на группы. Создать благоприятную обстановку
3 минуты
Класс заранее поделен на группы. Деление детей происходило по согласию детей и учителя. Группам заранее было дано задание опережающего характера. В каждой группе распределены были роли: капитан группы, секретарь. Капитан группы координирует работу группы, назначает отвечающих во время урока, принимает ответственные решения. Секретарь группы ведет лист контроля, где записываются достижения учащихся: от подготовительной работы до работы во время урока. Группы продумывают название и девиз.
Вступительное слово учителя на фоне музыки « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок- научная экспедиция . Мы продолжаем наше путешествие в страну Знаний и открытий. Наш путь – это экспедиция исследователей биологии в лес. (Слайд -1)У нас уже сформированы группы, определены капитаны . Каждая команда будет вести путевой журнал, где будут фиксироваться результаты исследований . Наша научная экспедиция будет иметь определенный маршрут : дорожную карту, где показаны основные этапы нашего урока.(Слайд-2)
Первая наша остановка- это полянка знакомств, на которой мы с вами сейчас и находимся .Каждая группа выбрала название и девиз. Представление команд »Визитная карточка».
Командир говорит название группы, группа озвучивает девиз и завершает свое представление словами»Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»
Учитель:- У вас на столе лежит шаблон компаса., который поможет нам выбрать правильное направление и решение ..Круг компаса разделен на цветовые участки. С помощью фломастера нарисуйте стрелочку , указывающую на определенный участок компаса и подарите своему товарищу. Прошу обратить внимание на символику цветов: красный- активность, оранжевый- творчество, желтый- оригинальность решений, зеленый -сотрудничество и поддержка.
Пожелание учителя: « Чтобы урок был интересным и познавательным, я предлагаю быть активными, творческими ,оригинальными, работать слаженно, чувствуя поддержку друг друга. Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов.
Целеполагание. Целеполагание . Метод «Инкогнито»
3 минуты
Цель:создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели путешествия. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: Итак, группы должны узнать о цели нашей экспедиции. Ребята, на урок я пришла с корзинкой, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Я предлагаю группам определить этот предмет. Для того, чтобы справиться с этим заданием, я прочитаю вам интересную информацию об этом предмете или явлении.(Слайд-3). Капитан группы имеет право ответить только раз. Выигрывает группа, которая быстрее всех отгадает предмет.
Дополнительная информация:
- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я».
- Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл.
- Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое.
- Еще в XVIII веке некоторые ученые вполне серьезно доказывали: это - дьявольские существа, порожденные нечистыми силами.
- Другие считали, что они божественного происхождения.
- Одни ученые относили их к минералам, другие – к растениям, хотя у растений должны быть и корни, и листья, и цветы.
- Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке один специалист предложил выделить их в особое царство.
Для того чтобы отгадать, что находится в корзинке , я предлагаю отгадать загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Заслушать ответы учащихся.
Так это или нет, давайте откроем корзинку. Группа , которая отгадала объект, награждается грибом, который прикрепляется на шаблон корзинки .
Учитель открывает корзинку и показывает грибы. Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадях,(Слайд-4)
Ребята, а что вы знаете о грибах из начальной школы? (ответы детей)
А какие задачи стоят сегодня перед нами? Определим основные вопросы урока. (Учитель совместно с учащимися определяет цели и задачи урока)
Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке.
Для того чтобы раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные), нам потребуется научиться находить необходимую информацию, воспитать культуру общения при работе в группах, развивать произвольного внимания и память, познавательные интересы и инициативу – это задачи нашего урока.Исследовать новое царство, конечно , интересно, но трудно, и, чтобы не сбиться в дороге, мы будем придерживаться плана и маршрутного листа , по которому мы совершим нашу научную экспедицию.( Слайд-5)
План:
Положение грибов в системе органического мира.
Среда обитания.
Строение гриба.
Питание грибов
Размножение грибов
Опасения и ожидания обучающихся. Метод «Дорожка надежд »
Цель: выяснить ожидания и опасения каждого ученика для создания благоприятной образовательной среды и для обеспечения качественных результатов запланированной работы.
4 минуты.
Учитель: Ребята, наша экспедиция имеет объект исследования, маршрутную карту, цели и задачи . Шаг за шагом, и мы с вами откроем новые знания .Свои ожидания от урока напишите на лесных колокольчиках..Пусть они громче звенят и напоминают вам о том, что впереди вас ждет много хорошего и доброго! Вас беспокоит то, что дорожка извилистая? Свои опасения напишите на камешках. Учащиеся пишут свои опасения на камешках, а ожидания – на колокольчиках и прикрепляют все это на дорожную карту , где изображена тропинка Надежд , по которой будет идти научная экспедиция.
Фаза 2 «Работа над темой»
Метод «Ромашка»
Цель: Проверка знаний учащихся по содержанию текста произведения, настроить учащихся на решение задач урока
7 минут
Учитель: - Тропинка нас привела к болоту.(Слайд-6) Чтобы успешно пройти этот этап маршрута, необходимо представителям группы ответить на вопросы. Поможет нам цветок, на лепестках которого имеются вопросы.
Представители групп вытягивают по одному лепестку «ромашки» с вопросами и сразу отвечают на них.
- -Перечислите признаки живой природы
-Кто такие автотрофы?
-Кто такие гетеротрофы?
.-Что общего у представителей растений, животных, бактерий?
Сколько царств живой природы вам известно? (Р, Ж, Г, Б)
- Какое царство мы уже изучили? (Растения)
За каждый правильный ответ группа получает гриб.
Учитель: Давайте проверим как вы знаете строение , свойства и признаки растений.
Работаем сегодня по накопительной системе. За все выполненные задания вы выставите себе оценки в оценочный лист.
Игра «Верю- не верю»
Работа с сигнальными карточками
Оценивается верность вопроса: ДА –зеленая карточка, НЕТ – красная .
1.Фотосинтез в клетках растений осуществляется в хлоропластах?+2.Клеточная стенка растений мягкая и состоит из пробки?-
3. В клетках растений нет вакуолей.-
4.При высокой температуре и хорошей освещенности растения активно двигаются.-
5.Растения растут всю жизнь.+6. Растения автотрофные организмы.+Учитель. Давайте проверим эту работу.(Слайд -7– ответы) Итак , мы успешно прошли этот участок. Каждый успел в корзинку собрать грибы( баллы)
В этом задании каждый правильный ответ – 1б.(мах. 6б) На фоне видеоролика учащийся читает стихотворение:
Чуть рассвело, мы вышли с кузовком.В румяном блеске тучка проплывалаИ утренним росистым холодкомЛесная глубь навстречу нам дышала.Раздвинули затейливую сетьГлухих ветвей и вышли на дорожкуВот первый гриб! Как весело глядетьНа крепкую приземистую ножку.На красный бархатистый колпачок!А там второй, забавный и пригожий,Запрятался под высохший листок!
Проработка темы Метод «Научная лаборатория»
Цель: На основе предложенных учителем заданий учащиеся самостоятельно приходят к новым выводам и знаниям .Задачи: - обеспечение восприятия, осмысление и запоминание изучаемого материала; организация внимания, сотрудничества, совместной творческой деятельности, исследовательской работы. 7 минут
Учитель : - Чтобы добраться до Озера надежд, необходимо подняться на скалистый холм. Если команды правильно проведут исследовательскую работу, то тогда появиться шанс найти самую безопасную тропинку к Озеру надежд.
Информация к размышлению. Как вы знаете, ученые долгое время не могли решить, что такое грибы? Растения? Животные? Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа и относится к V веку до нашей эры. Теофаст, впоследствии признанный в ученом мире как отец ботаники , описал все известные ему грибы, разделив на съедобные и ядовитые.. Известный итальянский ботаник Микели, посвятивший всю жизнь изучению грибов, ошибочно полагал, что у грибов есть цветы с тычинками. Своими опытами Микели положил конец разговорам о возникновении грибов от удара молнии, от гниения, от обильной росы и просто от тени. Микели столкнул с мертвой точки науку о грибах, продвинув ее вперед. Однако, даже такой великий знаток природы, как Карл Линней, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или растениям. Выяснилось, что по некоторым физиологическим признакам грибы приближаются к животным, но с другой стороны, по способу питания и другим признакам они близки к растениям. Пришлось образовывать специальную систематическую группу для грибов. Так появилось царство грибов.(Слайд- 8)
Мы услышали много различных мнений о том, как развивалась наука микология, наука о грибах. Наука о грибах ( от греческого слова «микос» - гриб) зародилась на Балканском полуострове в 19 в , заселенном в то время греками.
На основании каких признаков грибы выделили в самостоятельное царство?
Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вспомнить признаки животных и растений. Вспомните, какими признаками характеризуются представители царства растений? (Слайд-9)
Вспомните характерные особенности царства животные? (Слайд-10)
Задание: Давайте выявим признаки царства грибов. На информационных листах имеется задание 2 – текст с информацией об особенностях грибов. Ваша задача подчеркнуть признаки, характеризующие данное царство.
Важная часть гриба – тело гриба – белые паутинистые нити – грибница – спрятано в земле, а то, что люди кладут в корзинку, называется плодовым телом гриба. Плодовое тело гриба состоит из шляпки и пенька. Гриб имеет клеточное строение. В клетках гриба отсутствует хлорофилл. В клеточной оболочке содержится особое вещество – хитин. Запасным питательным веществом клетки гриба является гликоген.
Грибы неподвижны, обладают неограниченным ростом.
Какие признаки характерны для царства грибов?
Задание: Давайте сравним между собой данные царства. Для этого промаркируем выбранные признаки. Над признаком сходства грибов с животными поставьте букву “Ж”, букву “Р” – если это признак сходства грибов с растениями, букву “Г” – отличительный признак грибов и “?” – если затрудняетесь соотнести признак куда-либо.
Каковы же результаты нашей самостоятельной работы?
Есть ли сходство в строении растений и грибов? Почему грибы не отнесли в царство растений?
Растения Грибы Животные
Способны к фотосинтезу
Клетки покрыты плотной целлюлозной оболочкой
Существуют некоторые ограниченные движения, но в целом неподвижны
Запасное питательное вещество – крахмал
неограниченный рост Тело гриба – грибница. Плодовое тело состоит из шляпки и пенька.
Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
Запасное питательное вещество – гликоген
Неподвижны
Неограниченный рост
Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими веществами. Не способны к фотосинтезу, питаются готовыми органическими веществами.
Клетки покрыты плотной хитиновой оболочкой.
Обладают подвижностью
Запасное питательное вещество – гликоген
Ограниченный рост
Обнаружили ли признаки сходства грибов с животными?
Лист проверки правильных результатов и самооценки учащихся. (Слайд11)Максимальное количество-6 баллов
Зачитайте признаки, на основе которых грибы выделили в особое царство.
Учитель. Ребята , следующий пункт нашей экспедиции- это Озеро понятий и терминов. Это озеро обшения, обмена мыслями и размышлениями . Каждая группа работала над определенным заданием, сегодня будут представлены сообщения –исследования по данному вопросу
Проработка содержания темы Метод проектов
Задачи: Презентация материала на предложенную тему. Учащиеся в результате данного метода развивают познавательный интерес, умения самостоятельно находить информацию, умения анализировать , обрабатывать , интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах в виде оформленного результата, успешно работать в группе, принимать обдуманные решения.
10 мин.
Учитель: - Группы подготовили проекты. Каждая группа предварительно познакомилась с алгоритмом работы над проектом. (Приложение№ 1 ) Ребята ! Вам предстоит внимательно послушать и оценить лучший проект.
Презентация проекта группы №1 на тему «Строение и питание грибов»
Презентация проекта группы №2 на тему «Среда и размножение грибов»
Презентация проекта группы №3 на тему «Значение грибов в природе и в жизни человека»»
Презентация проекта группы №4 на тему «Грибы в народном творчестве и приметах»
Обсуждение проектов.
Метод «Рецензия» Каждая группа путем обсуждения выставляет количество баллов по определенным критериям ( Приложение № 2)
Учитель: - А теперь , когда мы узнали сталько сведений о грибах, проверим наши знания, выполнив задание « Собери пазл»
Задание « Вставьте пропущенные слова».
Грибы – группа _________ организмов, которые лишены___________. Это одно-_______
и _________ организмы. Вегетативное _______ гриба называют__________ , оно состоит из отдельных нитей ________. При помощи мицелия гриб __________ питательные вещества. Клеточная стенка содержит __________. В цитоплазме есть ____________ . Про запас грибы откладывают ___________. Размножаются грибы ___________, ___________ и _____________ способом. Грибы распространены по ___________ земному шару.
Слова для справки:
Гликоген, грибницей, всасывает, гетеротрофных, клеточные, многоклеточные, всему, вакуоли, хлорофила, бесполым, вегетативным, половым, тело, гиф, хитин.
Давайте проверим как вы справились с заданием.На слайде результаты правильного ответа.
Грибы – группа гетеротрофных организмов, которые лишены хлорофила. Это одно- клеточные и многоклеточные организмы. Вегетативное тело гриба называют грибницей , оно состоит из отдельных нитей гиф . При помощи мицелия гриб всасывает питательные вещества. Клеточная стенка содержит хитин. В цитоплазме есть вакуоли . Про запас грибы откладывают гликоген. Размножаются грибы бесполым, вегетативным и половым способом. Грибы распространены по всему земному шару
.Самопроверка и самооценивание .В этом задании каждое правильное слово – 1б. (мах. 15б)
Релаксация Упражнение «Дождь в лесу». (Видеоклип .Варианты на ст.Агнии Барто «Дождь в лесу» или И.Бунина. )
Цель: снять напряжение, разрядить обстановку
3 минуты
Учитель: «Давайте встанем друг за другом. Представьте, что вы в лесу. . Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок( учащиеся ладошками прикасаются к своим коленям, изображая шум ветра) . Ветер усиливается (движения ладошками друг о друга более энергично). Затем пошел мелкий дождь (похлопывание ладонями по коленям). А вот начался ливень (ритм быстрее). Пошел град (ходьба на месте). Снова пошел ливень(похлопывание ладонями по коленям), застучал мелкий дождь(ослабевание темпа), пронесся ураган( быстрый темп ходьбы), подул сильный ветер( прикосновение ладошек друг к другу), затем он стал слабым( ладошками прикасаются к своим коленям), и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. . Друг другу улыбнулись и тихонько сели.
За активное выполнение группы получают дополнительные баллы.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Рефлексия «Лестница успехов»
Цель : выяснить впечатления участников от прошедшего урока, подвести итоги, выявить опасения и ожидания на конец мероприятия.
8 минут
Учитель: Вы прекрасно справились с испытаниями. Тропинка вывела нас к Роще мудрых знаний. Присмотритесь повнимательнее: это древняя роща заросла крепкими могучими деревьями. Это и неудивительно, ведь каждое дерево воплощает себе мудрость знаний, которые веками накапливались людьми. Сегодня вы приобщились к великим тайнам природы и сокровищам человеческой мудрости, накопленной путем проб и ошибок, теории и практики. Итак, к каким выводам мы сегодня пришли
Задание 1.Словарик.
Какими новыми терминами вы пополнили свой словарик.
«микология»., «мицелий», «хитин», «гликоген»., «симбиоз», «микориза».
Задание 2.Сегодня мы начали изучать ц. Грибы. Что нового вы узнали о грибах? Визитная карточка грибов.
Положение в системе органического мира.
Империя Клеточные
Н/ц Эукариоты
Ц. Грибы
Отдел Слизевики Отдел Грибы Отдел Лишайники
Учитель: Сегодня вы успешно решили многие научные гипотезы, систематизировали материал, сделали выводы. Но , как вы видите, научные открытия ждут нас и на следующем уроке по теме «Грибы» .А теперь оценивание работы участников нашей научной экспедиции. Оценки
Посчитайте в оценочном листе сумму баллов, которую вы набрали за урок.
Сегодня активными были на уроке ..…………….…………………………………………………………………………………..
В колонке « Активность» поставьте себе 1б
Ребята , которые выполняли опережающее задания в колонке» Активность» поставьте себе 3балла.Слайд.( разбивка баллов) Выставьте себе оценку. Сдайте листы.
Наша научная экспедиция приближается к завершению. Давайте оглянемся на пройденный нами путь. Сбылись ли ваши ожидания и надежды? Если Ваши опасения не оправдались, вы можете убрать камешки с нашей тропинки Надежд. Наша тропинка Надежд привела к Воротам, за которыми начинается Страна Грамотных Учеников.У нас на уроке есть лестница успехов(шаблон на доске, на ступеньках лестницы написано:
1 (низшая ступень )- было трудно,
2 ступень - было трудно, но интересно
3 ступень - я испытывал незначительные затруднения
4 ступень - было легко, интересно, увлекательно
Каждый из Вас пусть ответит на вопросы:
-Что понравилось на уроке, ?-Какие впечатления у вас от урока?
-Что стало результатом работы?
Учитель просит учащихся прикрепить шаблоны компасов на определенную ступень лестницы в зависимости от впечатлений, достижений на уроке .Подведение итогов работы
Молодцы! Я рада, что сегодня каждый из вас был активным участником, исследователем, открывателем достижений . Каждый из вас получит визитную карточку научного общества. А теперь оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале и дайте командиру группы, чтобы он оценил вашу работу в группе так же по пятибалльной шкале. Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы.
Домашнее задание.
1.Прочитать п.13
2. Творческое задание:
А) Составить синквейн “Царство грибов”.
Б) Подготовить сообщение “Интересные факты о грибах”.
Библиографический список:
1 Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.”, 1996.
2 «Копилочка активных методов обучения» http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/3 Бесплатный электронный курс "Активные методы обучения" http://moi-universitet.ru/ru/freedk/8547.html 4. Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998.
5.Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: "Рауб” - "Илекса”, 1998.
6.Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 "Технология АМО"
http://moi-universitet.ru/ru/ebooks/AmoBook/amobook/7.Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998.
Приложения
Приложение №1.Материалы к проектам.
Тема «Среда обитания» Слайды + коментарииГрибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах.
- огромное колличество грибов растут в наземно- воздушной среде, на лесной подстилке, на камнях, заборах;
- многие грибы выбрали средой обитания другие организмы и являются паразитами растений (например фитофтора, головня), животных или человека, вызывая их болезни;
- большинство почвенных грибов играют важную роль в почвообразовании;
- водные грибы паразитируют на водных организмах (например, сапролегния) или разрушают водные деревянные конструкции.
Тема «Строение гриба».
Организм многоклеточного гриба состоит из вегетативного тела и плодового тела.
Вегетативное тело гриба называется мицелием или грибницей. Тело состоит из нитей – гиф. Тело – это комочек цитоплазмы. По строению грибы разделяют на такие типы:
- низшие ( мицелий которых не имеет клеточных перегородок, одноклеточный),
- высшие (с клеточным мицелием)
Грибница растет всю жизнь.
Гриб
Вегетативное тело Плодовое тело
мицелий ( у многоклеточных грибов)
грибница
В состав клеток грибов входят :- Оболочка клетки
- Цитоплазма
- Есть клеточная стенка, которая содержит хитин (вещество которое есть в клетках животных)
- Ядер может одно или много
- Есть вакуоли с клеточным соком
- Запасное вещество – животный углевод гликоген.
- Клетки вырабатывают мочевину. ( слайд – строение грибной клетки)
Тема «Питание грибов» Все грибы гетеротрофы(питаются готовыми органическими веществами):
- они поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела, т.е мицелием;
- по типу питания могут быть:
Гетеротрофы
Сапротрофы паразиты симбионты хищники
•сапротрофами - питаются органическим веществом отмерших организмов;
• паразитами - питаются органическими веществами живых организмов (растений и животных);
• хищниками - едят почвенных животных
• симбионтами - вступают во взаимовыгодные отношения с растениями в форме
микоризы. –При этом гриб получает от растения необходимые ему органические соединения (главным образом углеводы и аминокислоты), в свою очередь снабжая растения неорганическими веществами; Впервые выявил и изучил микоризу в 1881 г. русский ученый Ф.М. Каминский
Тема « Среда обитания» Слайды + комментарии.
Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах.
- огромное количество грибов растут в наземно- воздушной среде, на лесной подстилке, на камнях, заборах;
- многие грибы выбрали средой обитания другие организмы и являются паразитами растений (например, фитофтора, головня), животных или человека, вызывая их болезни;
- большинство почвенных грибов играют важную роль в почвообразовании;
- водные грибы паразитируют на водных организмах (например, сапролегния) или разрушают водные деревянные конструкции.
Тема «Размножение грибов»
У грибов существует несколько способов размножения:
- бесполый (спорами)
- вегетативный (частями мицелия или почкованием)
- половой
Размножение
Бесполый вегетативный половой
Тема « Значение грибов в природе» (слайды)
Представители царства Грибы имеют важное значение в биосфере. Среди них очень много видов, питающихся сапротрофно. Превращая отмершие остатки животных и растений в минеральные вещества, они выступают в роли "санитаров" планеты. Почвенные грибы, в первую очередь плесневые, играют исключительную роль в процессах почвообразования. В грибах накапливаются органические вещества, которые после разрушения грибницы превращаются в перегной. Ученые доказали, что микориза положительно влияет на жизнедеятельность растений. Плодовые тела шляпочных грибов потребляют многие животные: млекопитающие (белки, мышевидные грызуны, барсуки, кабаны, косули), птицы, наземные моллюски и особенно насекомые. Грибы паразиты разрушают древесину деревьев.
Тема «Значение грибов для человека» (слайды)
Народ издавна употребляет грибы в пищу, жареные, вареные, соленые. Важно знать какие грибы съедобные, т.к. ядовитые могут нанести организму человека непоправимый вред. Несколько видов съедобных грибов, например шампиньоны и вешенки, искусственно выращивают в специальных помещениях. Из многих плесневых грибов (пеницилл, аспергилл ,и др.) получают лекарственные вещества - антибиотики. Они избирательно губительно воздействуют на клетки паразитических бактерий и грибов, не принося вреда клеткам хозяина. В хлебопекарной промышленности используют дрожжи. Дрожжи также применяются в производстве пива, спирта, винно-водочных изделий. Некоторые плесневые грибы используют при изготовлении определенных сортов твердых сыров с острым вкусом и специфическим запахом.
Однако много представителей царства Грибы, играя важную роль в экосистемах, вместе с тем приносят человечеству и большой вред. Это те виды грибов, которые вызывают порчу пищевых продуктов (мукор) и промышленных товаров,заболевания растений( спорынья, головня, фитофтора), животных и человека. Известны водные грибы, которые паразитируют на водных растениях и животных, принося им большой вред. Среди водных грибов есть такие, которыми обрастают подводные деревянные части судов, причалов.
Тема « Грибы в народном творчестве и приметах»
Назвался груздем – полезай в кузов.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Без счастья в лес по грибы не ходи.
Затянули дожди – груздей не жди.
Человек не грибок в день не вырастет.
Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
- Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
- Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
- Гриб растет ночью.
- Гриб быстро растет под дубом.
Не поклонясь до земли и гриба не подымешь».
•«Лучше рыжик, чем ничего».
•«Грибы – не хлеб».
Приметы , связанные с грибами:
Начнет пар по земле стелиться, тогда и белые начнут телиться.
Летают мошки — готовь для грибов лукошки.
Когда сыро, тогда и грибно.
Как только уронят осины сережки, не провороньте сморчки у дорожки.
Появляются лесная земляника и черника — идет второй слой белых грибов.
Тихий дождь без ветра — к грибам.
Если дождь, туман и испарение, то грибы будут расти.
Мелкий дождик — к грибам. Мелкий дождь грибы сеет
Гроза — грибов не жди.
Парной туман над лесом — пошли грибы.
Туман среди лета — к грибам.
Ночь звездная в июле — много грибов будет .
Когда на крышах много снега, то год будет грибной.
Лесные дорожки покрылись плесенью — будет много грибов.
Много грибов — мало меду.
Появились опенки — лето кончилось.
Рано опята пошли — мало будет грибов.
Приложение № 2
Приложение №3
Раздаточный материал для учащихся
Алгоритм разработки учебного проекта.
1. Выбор темы.
2. Постановка цель (чего мы хотим достичь, что хотим узнать в соответствии с нашей темой, цель формулируется всегда в глагольной форме: узнать, исследовать и т.п.).
3. Задача (что мы сделаем, чтобы реализовать нашу цель, пошаговые действия реализации цели, формулируются всегда в глагольной форме: например: изучить источники, посетить архивы библиотеки, музей и т.д.);
4. Ожидаемый результат (чего мы достигнем, какие результаты получим, чему научимся, например: информация о …, представление о …, создание информационного ученического сайта по теме и т.п.).
5. Информационные ресурсы (учебник, Интернет, книги и т.п.).
6. Форма представления (как представим полученную информацию, в какой форме: например, буклет, стенд, компьютерная презентация и т.п.).
7. Практическая значимость (Где можно использовать результаты работы, например, использование презентации на уроках истории, технологии …, выступление на конференции, участие в конкурсе, выступление в другом классе и т.п.).
8. Личная значимость (что получили лично для себя: знание, навыки, умения и т.п.)
9. Защита проекта.
Оценочный лист 1. Презентация проекта
Оцените проект по 3 балльной системе.
Слабо-1б. Хорошо-2б. Отлично-3б.
Критерии Оценка
Постановка цели и задач Содержание Информационные ресурсы Практическая значимость Дизайн презентации Культура выступления Итоговый балл (общая сумма) Приложение № 3
Лист учёта и контроля знаний.
№ Фамилия
имя учащегося Ви-зиткаИн
когнитоРомаш-
ка«Верю-
-не верю» Творлаборато-рияРабота
над
проек-том Обсуждениепроекта «Собери
пазлАктивностьСо
трудничествов группе Само
оценка Оценка капитана Итоговый
балл
.