Урок по биологии на тему Царство Животные, общая характеристика


7 – А Дата проведения – 21.12.2015
7 – Б Дата проведения – 22.12.2015
Тема урока. Царство Животные, общая характеристика
Цель: знать характерные признаки царства Животные, типы симметрии представителей царства. Уметь пояснять, на основании каких особенностей строения и жизнедеятельности животных объединяют в отдельное царство, как связана симметрия тела животного с его образом жизни, как проходила эволюция.
Задачи.
Образовательные:
сформировать знания о признаках царства животные, типах симметрии;
раскрыть значение симметрии для образа жизни животного, особенностей строения животных для жизнедеятельности.
Развивающие:
продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать индивидуально и в парах, оценивать результаты своего труда.
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, услышанное, делать краткие записи, работать со словарём, представлять основные мысли в виде схем);
развивать интеллектуальные умения (учить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера, проблемные вопросы), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать;
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, чётко, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра дополнительного материала на электронном носителе, выполнения заданий;
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний; значение полученных знаний для сохранения здоровья.

Базовые понятия и термины: хорда, позвоночник, симметрия радиальная, двусторонняя.
Оборудование: мультимедийный комплекс, Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Учебник для общеобразовательных учреждений; электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко. Издательство «Просвещение», 2009, 2014; рабочая тетрадь, приложение с заданиями для групповой работы.
Цитата урока:
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые
Д.Хевеши
(Дьёрдь де Хевеши венгерский химик, почётный академик Венгерской АН, иностранный член Лондонского королевского общества (1939), лауреат Нобелевской премии по химии (1943), один из открывателей гафния).
Учитель.
Познакомьтесь с новыми понятиями и терминами урока. Как выдумаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Что вы знаете о роли животных в природе?
В чём сходство и различия в строении клеток растений, животных, бактерий, грибов?
Чем многоклеточные животные отличаются от одноклеточных?
Что бы вы хотели узнать о животных сегодня?
Для чего вам это нужно?

Дети формулируют сами тему и цель урока, определив границы знания и незнания.
Учитель на доске пишет тему урока.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (предлагают работу в группах с текстом и рисунками учебника, электронным приложением к учебнику, презентацией, составляют план урока).
План урока.
Отличительные признаки царства Животные.
Симметрия тела у животных.
Происхождение и развитие животного мира.
Ход урока.
Учитель. Предлагает работу с учебником.
Задание. На с. 66 учебника прочитайте название параграфа и определите обязательное домашнее задание, в соответствии с изучаемой темой урока.
Запись домашнего задания в дневники учащихся: изучить § 26 учебника (с.66 – 67).
Организационный момент.
Изучение нового материала в соответствии с планом урока.
Групповая работа.
Задание группе «Юные зоологи».
Прочитать раздел «Отличительные признаки царства Животные» § 26 (с. 66), составить план ответа, раскрыть пункты плана, обратить внимание на особенности строения животных и процессы их жизнедеятельности.
Задание группе «Юные физиологи».
Прочитать раздел «Симметрия тела у животных» § 26 (с. 66), пересказать, составить вопросы для повторения учащимся класса, обратить внимание на значение симметрии для образа жизни животного.
Задание группе «Юные эволюционисты».
Прочитать раздел «Происхождение и развитие животного мира» § 26 (с. 66 - 67), выделить в тексте главное, пересказать вслух, ответив на вопрос: «Как проходила эволюция?» Задание представить в виде эстафеты.
Физкультминутка.
Закрепление знаний по вопросам тренажёра электронного приложения к учебнику.
Рефлексия.
Я могу …
Я запомнил …
Я затрудняюсь …
Мне не удалось …
Самооценивание деятельности учащимися.
Оцените свою работу на уроке, выставив от 1 до 3 баллов по каждому критерию:
Мы не отвлекались и были внимательными –
Мы активно работали -
Мы выдвигали интересные мысли –
Мы помогали друг другу, работая в группе -
Домашнее задание по выбору:
на электронном приложении к учебнику §26 найти дополнительный материал, выступить с ним на следующем уроке, тестовый контроль знаний, выучить записи в тетрадях.