ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Мубаракова А.С., учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 10 г. Нефтекамск
Умение читать – это одна из ключевых компетенций, поскольку овладение этим процессом позволяет решать различные задачи повседневной, социальной, профессиональной деятельности любого человека. К какой группе компетенций принадлежит это умение? Однозначный ответ дать невозможно. Приобщаясь к миру литературы, иначе говоря, к искусству слова, у детей происходит формирование общекультурных компетенций. В процессе работы над различными источниками информации (книгами, картами, справочниками, Интернетом) у школьников развиваются информационные компетенции. Стремление поделиться впечатлениями о прочитанном, высказать своё мнение, доказать собственную точку зрения, дать оценку событиям, героям, в том числе оценку эмоциональную, - это путь к формированию коммуникативных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных и других компетенций.
Умение читать позволяет ученику быть успешным в познании нового, в реализации целей и задач, которые он ставит перед собой. Роль чтения в жизни каждого человека, несомненно, велика, если мы говорим не о простом воспроизведении прочитанного, а об умении работать с текстом, с информацией. Данное умение – это показатель развития личности, потому что востребованным в современном мире может быть тот человек, который ориентируется в быстро меняющейся информации.
Однако, как показывает опыт многих учителей-практиков, в последнее время проблема, связанная с чтением обостряется, не смотря на то, что в первый класс все больше поступает детей, которые, по мнению родителей, умеют читать. Но можно ли назвать это чтение осознанным, а ребенка грамотным читателем? К.Д. Ушинский писал: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Русский методист Д.И. Тихомиров дополнил мысль великого педагога; он утверждал, что с первых шагов обучения «надо приучать школьника проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать духовные способности, обогащать мысль и чувства образовательным содержанием». Эти слова Д.И. Тихомирова по сути можно назвать синонимами компетенций, которые учитель должен сформировать у школьников в процессе работы с текстом.
Актуальность данной проблемы нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Появление междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом» - это веление времени. Данная программа помогает учителю грамотно организовать работу с текстом по разным направлениям:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование информации и интерпретация прочитанного;
- оценка информации.
Работа по данным направлениям позволит учителю добиться развития у детей читательских действий, которые лежат в основе формирования грамотного читателя.
В своей практической деятельности формировать у детей компетенции, связанные с читательскими умениями, помогает использование образовательных технологий: продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности), критического мышления (Технология развития критического мышления через чтение и письмо), проблемного диалога, информационно-коммуникационной технологии. Применение приемов данных технологий продиктовано и тем, что учебники для детей (УМК «Школа 2100») содержат задания, позволяющие организовать работу с текстом по разным направлениям. И всё же ориентиром в процессе организации работы с текстом, с информацией является программа «Чтение. Работа с тестом», о которой говорилось выше. Она указывает не только на вид деятельности с информацией, но и подсказывает, какую форму работы следует использовать, приём какой технологии будет наиболее эффективен при проведении работы с текстом на определённом направлении.
Чтобы это доказать, приведу примеры планируемых результатов программы «Чтение. Работа с текстом» и приёмов образовательных технологий, которые, на мой взгляд, являются для достижения конкретных результатов наиболее уместными.
Для того, чтобы ученики смогли определить тему урока, понять информацию, представленную в неявном виде (словесно, графически) использую прием антиципации ( предугадывание) по названию, сюжетной или предметной картине, фамилии автора, что предлагают авторы технологии продуктивного чтения. Иногда на начальных этапах урока применяю приемы «Корзина идей», «Дерево предсказаний», которые предлагают авторы технологии критического мышления. Данные приемы работы использую чаще всего на уроках литературного чтения, окружающего мира. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, являющиеся составной частью проблемно-диалогической технологии, много применяются чаще всего на уроках математики, русского языка, предмета «Основы светской этики». Использование данных приемов способствует формированию учебно-познавательных компетенций (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Среди планируемых результатов программы «Чтение. Работа с текстом» очень важной для развития грамотного читателя является умение устанавливать простые связи, не высказанные напрямую, формулировать несложные выводы с опорой на текст, сопоставлять и обобщать информацию из разных частей текста.
Добиваться перечисленных результатов мне помогают приемы технологии критического мышления «Кластер» и «Инсерт». «Кластер» (иначе - «гроздь») – это приём, суть которого заключается в том, что после чтения ученики составляют схему-опору. В ней в обобщённом виде предстают основные факты, встречающиеся в одном или в нескольких текстах, признаки какого-либо понятия. Приём «Инсерт» - чтение с пометами, когда ученики отыскивают и отмечают с помощью специальных значков информацию, ранее им знакомую, встретившуюся впервые, удивившую или вызвавшую иную эмоцию.
Обязательным при работе с литературным произведением является диалог с автором; при этом используются вопросы разных уровней: фактуального, подтекстового и концептуального. Разумеется, эффективной может считаться такая работа по тексту, особенно если это текст художественный, когда ученик высказывает свое отношение к читаемому. Поэтому, строя диалог с автором, включаю задания, выполнение которых способствует формированию ценностно-смысловых компетенций, то есть умению определять и осознавать свои эмоции, чувствовать и понимать язык художественного слова, музыкального произведения, произведения живописи.
Такое требование, как умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов формируется во время использования уже перечисленных приемов, а также использования технологии оценивания образовательных достижений.
Когда дети реально оценивают уровень полученной информации по определенному предмету, необходимость ее дальнейшего применения как на других уроках, так и в реальных жизненных ситуациях, - это и есть показатель сформированности одной из ключевых компетенций – умения читать.