Статья на тему Мотивация на гарантированное трудоустройство при реализации основных образовательных профессиональныцх программ
МОТИВАЦИЯ НА ГАРАНТИРОВАННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В образовательных стандартах 3-го поколения определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
Не секрет, что приходя после школы, наши студенты не умеют учиться, самостоятельно работать с литературой, выбирать главное, обобщать и делать выводы. Но для кого направлены наши услуги. Если несколько лет назад при условии государственного заказа, студент точно знал: где он будет работать, какие знания ему будут необходимы, Был стимул распределения. То в настоящее время: заказчиками могут быть и промышленные предприятия, частные, а зачастую студент и не знает, где он будет работать, какие знания ему пригодятся. Молодому человеку в настоящее время нелегко адаптироваться в обществе, он не знает, что его ждет завтра, где он будет работать, какие знания ему понадобятся.
Можно говорить о разных направлениях подготовки компетентного специалиста – это использование различных педагогических технологий: проведение конкурсов профессионального мастерства, в рамках декады специальностей студенты знакомятся со специальностью, проходят уроки на производстве… Т.е. преподаватели делают очень многое, чтобы замотивировать студентов на получение качественных знаний. Но я бы хотела остановиться на внутренней мотивации человека.
Так что же необходимо сделать для реализации образовательных программ и выполнения требований заложенных в стандартах. Одним из таких решений является необходимость в мотивации трудовой деятельности студентов.
В анкете для студентов колледжа было предложено оценить значимость для них некоторых предполагаемых мотивов получения среднего профессионального образования. В соответствии с полученными данными, к числу наиболее значимых мотивов для большей части студентов можно отнести: получение высокой профессиональной квалификации – 93,6%, рост доходов – 91,5%, карьерный рост – 88,1%, новые знания и расширение кругозора - 67,4%.
Молодежь отходит от потребительских принципов жизни, начинает задумываться о карьере самостоятельно. Выпускники в современных условиях должны находить нишу на рынке труда в силу своих знаний, навыков, активности. Времена, когда выпускник учебного заведения по его окончании получал распределение на работу, ушли в историю. Сейчас молодой специалист сталкивается с проблемой трудоустройства один на один.
Ликвидация системы государственного распределения студентов и экономический кризис 90-х годов привели к значительным изменениям на рынке труда, а именно: к снижению спроса на молодых специалистов и ужесточению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между учреждениями профессионального образования и организациями – потребителями молодых специалистов.
Несмотря на сохранение высокого спроса на работников, владеющих рабочими профессиями, трудоустройство выпускников учреждений среднего профессионального образования не является безпроблемным. Связано это прежде всего с тем, что набор профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не всегда соответствует потребностям предприятий региона. Из года в год учебные заведения выпускают специалистов одного и того же профиля, что усиливает дисбаланс на рынке труда. После продолжительного и, как правило, самостоятельного поиска работы выпускники зачастую трудоустраиваются не по специальности, а полученные им знания и навыки не используются.
Разрыв тесных связей колледжа с базовыми предприятиями привели преимущественно к негативным последствиям и для промышленных предприятий, и для учреждений профессионально-технического образования. Для того, чтобы учебное заведение могло оказывать реальное влияние на трудоустройство своих выпускников, необходимо, чтобы региональный центр занятости населения регулярно информировал студентов о положении в сфере занятости, должны быть налажены связи учебного заведения с региональным отделением союза промышленников и предпринимателей, торгово-промышленными палатами, иными союзами предпринимателей; Хочется сказать о положительных моментах: председатель Совета промышленников и предпринимателей Сысоев А.В. учредил фонд поощрения наиболее способных студентов. Более того, готовятся документы о социальном партнерстве с региональной строительной компанией.
Придание системе проведения производственной практики в подавляющем большинстве случаев чисто формальный характер (предприятия принимают на работу практикантов без оплаты, без присвоения рабочего разряда) обусловливает более низкий уровень профессиональных навыков выпускников.
Наш колледж получил лицензию на выдачу удостоверений на рабочий разряд.
Принципиальная трансформация сферы обучения и профессиональной подготовки в нашей стране необходима, но, строиться она должна именно на усилении роли государства в проведении этих процессов. Государство является хозяйствующим субъектом и вправе сделать учреждения сферы обучения и профессиональной подготовки привлекательными для собственных инвестиций и получения соответствующих дивидендов. Хотелось, чтоб муниципальные службы отошли от пассивной позиции по трудоустройству выпускников учебных заведений .В последнее время ситуация, хоть и медленно, но меняется. В последнее время заключен договор о социальном партнерстве с НТМК. Определенные условия выплаты стипендии, прохождение производственной практики на предприятии и дальнейшее трудоустройство с обязательной отработкой. БАЗ-СУАл предложил места практики для студентов технических специальностей (правда, без оплаты).
Но не смотря на такие жесткие условия рынка наши студенты трудоустраиваются по специальности. Значит можно сказать , что требования государственных стандартов выполняются и наши выпускники конкурентно способны на рынке труда. Я уверена, что гарантированное трудоустройство на конкретное предприятие мотивирует студентов на достойное овладение общими и профессиональными компетенциями.