Статья на тему Формирование ключевых компетенций на уроках географии


Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках географии.
Бушуева Е.Ю.
учитель географии МОУ СОШ №1
г.Андреаполя.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
Рассмотрим некоторые компетенции:
1. КОММУНИКАТИВНАЯ– готовность к общению с другими людьми.
а) методы устной коммуникации
- учебный диалог
- доклады, сообщения
- опросы, интервью
- диспуты, дискуссии
- участие в школьных спектаклях, постановках и др.
б) методы письменной коммуникации
- учебные проекты
- написание заметок и статей в СМИ
- рецензирование заметок и исследовательских статей
География – единственный предмет в школе, который рассматривает естественные и общественные объекты и явления, благодаря чему цели этого учебного предмета очень широки. Кроме того, разнообразны универсальные учебные действия, которые позволяет развивать география. Широки возможности и для формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций.
Остановимся на формировании коммуникативных компетенций на уроках географии. По сути, это дать возможность обучающимся овладеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Современная форма ГИА и ЕГЭ, на данный момент, является препятствием, а не стимулом развития речи. Помимо умения формулировать свои мысли, коммуникативные компетенции направлены на планирование учебного сотрудничества в паре, группе, коллективе, на альтернативные способы разрешения конфликта, на принятие решения и его реализации, на управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), на умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Существуют традиционные виды работы на уроке, которые позволяют формировать коммуникативные компетенции: индивидуальный и фронтальный опрос, работа с учебником, картами, различные репродуктивные методы. Сегодня необходимо, помимо этого, ориентироваться и на познавательную, творческую самостоятельность обучающихся. В таблице представлены примеры различных заданий для формирования коммуникативных компетенций на уроках географии в 6-11 классах.
Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии.
Составляющие Умения Примеры заданий
6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10-11 класс
Письменная
коммуникация -оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации,
-изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства. 1. «Путешествие капельки».
2. Описание погоды. 3.Описание географических объектов по плану.
4.Сравнительная характеристика объектов.
1. «Я приехал в Антарктиду», письмо.
2.Описание географических объектов по плану.
3.Сравнительная характеристика объектов.
1. «Я живу в России», эссе.
2.Описание географических объектов по плану.
3.Сравнительная характеристика объектов.
1.Плюсы и минусы ЭГП России.
2.Анализ статистических данных обеспеченности ресурсами страны, рождаемости и смертности, половозрастной структуры.
1. «Роль международных организаций в современном мире», эссе.
2.Анализ статистических данных природными ресурсами стран мира, рождаемости и смертности, половозрастной структуры.
Выступление перед аудиторией сверстников -определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией,
-использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления,
- невербальные средства или наглядные материалы. 1. «Кладовая Земли», мини-выступления о минералах и горных породах.
2.Стихи, лозунги, реклама на экологическую тему. 1.Презентация о стране.
2. «Чудеса природы», мини-выступления о животных и растениях мира. 1. Презентация о растении или животном России.
2. «Уникальные города России», мини-выступление. 1. Презентация об экономическом районе России.
2. Презентация о государстве, граничащем с Россией. 1. Презентация о стране мира.
2.Презентация о географии отраслей мирового хозяйства.
Диалог высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога 1.Выявление особенностей приспособления организмов в толщах океана.
2. Выявление особенности приспособления животных, растений к условиям среды обитания.
1.Выявление особенности приспособления животных, растений к условиям среды обитания.
2.Значение океанических течений. 1.Определение типа климата по диаграмме, текстовому описанию.
2.Составление прогноза погоды по синоптической карте. 1.Значение миграции населения.
2.Определение факторов размещения предприятий. 1.Влияние культуры и религии на хозяйство страны.
2.Сравнительная характеристика населения, природных ресурсов, хозяйства двух стран.
Групповая
коммуникация -самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей,
-задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи. 1. Составление плана пришкольного участка.
2. Экологические проблемы географической оболочки.
3.Игры на обобщение, повторение.
4. Составление географических кроссвордов. 1.Составление рекламного проспекта «Путешествие по Исландии». Работа турагентства.
2.Игры на обобщение, повторение.
3.Составление географических кроссвордов. 1. «Геологическое летоисчисление».
2. «Путешествие по Крыму».
3.Игры на обобщение, повторение.
4.Составление географических кроссвордов. 1.Особенности развития хозяйства России.
2. Практикум на обобщение, повторение. 1.Глобальные проблемы человечества.
2. Загрязнение окружающей среды.
3. Практикум на обобщение, повторение
2.ИНФОРМАЦИОННАЯ– готовность к работе с информацией.
а) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, сеть Интернет, первоисточники в архивах, библиотеке и т.д.)
б) обработка информации
- составление планов к тексту
- составление вопросов
- анализ, обобщение
- составление диаграмм, схем, графиков
в) передача информации
- доклады, сообщения
- информационные проекты
- сценарии
- выпуск печатных ученических изданий (газеты)
- научно-исследовательская работа
Что можно использовать и что я использую на уроках географии:
1.Создание презентаций - использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Презентации удобны тем, что при подготовке можно отбирать материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowеrPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся.. Презентации формируют информационную компетентность.
2. Деловая игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:
-в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
-учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
-игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
-учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования
Технология учебной деловой игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру.
3. использование электронных учебных изданий (ЭУИ): уроки «Кирилла и Мефодия»; электронные уроки и тесты издательства "Просвещение".
На теоретическом этапе урока изучение нового материала   сопровождается демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. В электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Интересными являются учебные материалы Единой коллекции ЦОР: географические обучающие модели; учебный комплекс «География. Планета Земля»; картографическая лаборатория; учебный электронный конструктор по географии.
4. показ географических процессов. Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержения вулканов, развитие живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, демонстрируются образование ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне. Коллекции ЦОР дают возможность получать космические снимки для уроков и проводить собственные исследования - изучать изменения растительного и снежного покровов, метеорологическую и ледовую обстановки, наводнения, ураганы, температуру поверхности океана и океанические течения, пожары, вулканическую деятельность, пыльные бури.5. работа с интерактивными картами.  Благодаря ЦОР любую карту можно по мере необходимости вывести на экран и использовать в учебном процессе. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно – и зрительно, и на слух. Существует три основных вида работы с электронной интерактивной картой: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом, использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
6.использование редакторов Microsoft Word.  Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.), информация может быть представлена графиками, таблицами и пр.
7.использование Интернет. Одним из преимуществ,  применения ИКТ в учебном процессе, является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернете имеется огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли.
8. компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Программы тестирования: «Репетитор по географии Кирилла и Мефодия»; «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. География»; создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания.
9. формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов. Информационные и коммуникативные технологии в полной мере позволяют  использовать на уроках метод проектов. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать новые носители. Мини-проекты разрабатываются детьми  на уроках географии и дома. Они готовят презентации, создают ролики. Учащиеся, разрабатывая проект, используют разные источники информации при представлении   достопримечательности, страны, материка или другого объекта. Затем учащиеся защищают свои объекты. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции.