Конспект урока: Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тема урока: Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тип урока: развитие речи
Цели: 1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика; Рассмотреть образы действующих лиц. Учить работать с текстом выборочно. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.
Оборудование урока: учебник, текст повести, иллюстрации, музыкальное сопровождение: «Andante» Моцарта; эпиграфы, презентация к уроку.
В душе померк бы день, И тьма настала вновь,
Когда бы на земле, изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил
А кто не знал любви, тот все равно, все равно, что не жил.
Ж.Б. Мольер (1622-1673)
Ход урока:
Огрмомент. Распределение по группам.
- Литература – удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII.
Дома вы прочитали сентиментальную повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», созданную в 1792 году. Ребята, действительно ли повесть является сентиментальной? И что за направление – сентиментализм? (минута на обсуждение)
2.Ввод в тему урока.
- Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа – это слова французского писателя 17 века Ж.Б. Мольера. Прошу Вас прочитать и ответить на вопрос: К кому из героев можно его адресовать? И почему? (Лизе и Эрасту, автору). Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Откройте тетради и запишите тему урока «Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
-Давайте определим цель нашего урока. (Рассмотреть образы главных героев, их поступки )- Ну а какое же ключевое слово можно выделить из эпиграфа? (Любовь) Что вам известно о любви вообще? (Дискуссия)
-Я вполне согласна с вами, в словаре С.И. Ожегова Любовь- 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь. И в повести мы увидели одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым автор показывал многоликость этого чувства и как бы давал понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно). И об этом мы тоже будем говорить на уроке
Основная часть урока.
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий. Внимание, Проблемный вопрос « Почему герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — не могут быть счастливы ни в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Счастлив ли третий герой повести – автор? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим образы главных героев
Задание для 1 группы
Составить постер по теме « Образ Лизы» (что означает ее имя, черты ее характера (эпитеты), воспитание Лизы, Жизненные ценности Лизы). Начертить диаграмму чувств Лизы.
Задание для 2 группы
Составить постер по теме «Образ Эраста» (что означает его имя, черты его характера (эпитеты), воспитание Эраста, Жизненные ценности Эраста). Начертить диаграмму чувств Эраста.Задание для 3 группы
Составить постер по теме «Образ автора» (показать роль автора в повести, как он относится к своим героям, какую оценку дает автор поведению своих героев в различных элементах композиции ).
-Для составления постера вам дается (доказательство надо предоставить отрывками из текста).
Защита постеров.
Оценивание групп.
Высказывание групп
Просмотр отрывка из мультфильма «Бедная Лиза»
А теперь я предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма, снятого по повести «Бедная Лиза». Определить, какой элемент композиции здесь показан?(2 мин) (просмотр и обсуждение). И здесь я с вами вполне согласна.
- Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)
Перекрестные вопросы.
-А сейчас я даю Вам время для того чтобы вы составили сложный вопрос для соседней группы. Вспомним с каких слов могут начинаться сложные вопросы? (Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему, вы думаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Согласны ли вы ...?) Перед вами лежат ландыши, напишите на них по одному вопросу и передайте 1 группа -3 группе, 2 группа -1 группе, 3 группа – 2 группе) Время – минута. Передали. Группы вам на обсуждение 1 минута. Ответы.
Пятистишье
А сейчас я предлагаю вам записать пятистишье. Ключевое слово ЛЮБОВЬ
Но 1 группа «Что значит Любовь для Лизы»,
2 группа «Что такое любовь для Эраста»,
3 группа «Что такое любовь для автора» (2 минуты)
Ответы на проблемный вопрос
А теперь возвращаемся к нашему вопросу
Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
Домашнее задание. Сегодня в качестве домашнего задания, мы используем методику РАФТ и напишем письма героям и от героев
РАФТ
Группы Роль Адресат Форма Тема
1 группа Лиза Мама Письмо- прощение «Мое минутное счастье стало несчастьем нашей семьи»
2 группа Эраст Лиза Письмо-страдание «Я не могу утешиться и считаю себя убийцей»
3 группа Автор Современной молодежи Письмо -оправдание «Всякое страдание получит награду»
Итоги урока. Выставление оценок. Прошу всех спикеров дать оценку каждому члену группы, прокомментировав результат работы.Подведение итогов. А теперь возьмите в руки свои цветы, которые вы получила в начале урока, напишите какие чувства вызвала в Вас сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Сейчас мы соберем корзину чувств.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо.
№ Фамилия , имя учащегося Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера10б Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)
5б Задание №4 Пятистишье
Самостоятельное составление пятистишья
5б Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
1
2 3 4 5 6 7 8 9
№ Фамилия , имя учащегося Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера 10б Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)
5б Задание №4 Пятистишье
Самостоятельное составление пятистишья
5б Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
1
2 3 4 5 6 7 8 9
№ Фамилия , имя учащегося Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера 10б Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)
5б Задание №4 Пятистишье
Самостоятельное составление пятистишья
5б Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
1
2 3 4 5 6 7 8