Рабочая программа по ИЗО для 8 класса к учебнику С.П. Ломова
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 8 классов разработана на основе авторской программы С.П.Ломова «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа» 2012 г. и ориентирована на учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной «Изобразительное искусство». Данная программа соответствует следующей нормативно-правовой базе:
1) Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.;
2) Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.12. № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 уч. год»;
5) Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Черемошенская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч. год;
6) Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год;
7) Календарного учебного графика МБОУ «Черемошенская ООШ» на 2016/2017 учебный год;
8) Устава школы;
Место учебного предмета в учебном плане
Обучение ИЗО в 8классе осуществляется по авторской программе С.П.Ломова для общеобразовательных учреждений 5-9классов.
Количество часов в неделю – 0,5 ч.
Количество часов в год - по авторской программе-17ч, по учебному плану - 17ч.
Цель:
содействовать приобщению к национальному и мировому культурному наследию, формированию у обучающихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, реализации творческого потенциала для успешной социализации личности ребенка средствами изобразительного искусства.
Задачи реализации программы:
знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
В основу программы положены:
— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, истоки, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и обучающихся 5 класса;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Курсизобразительногоискусствавобщеобразовательнойшколе, нарядусдругимиучебнымипредметами, содействуетрешениюкомплексаучебно-воспитательныхиразвивающихзадач: формированиеуучащихсяморально-
нравственныхценностей, эстетическогоотношениякмиру, духовнойкультуры, приобщениекнациональномукультурномунаследию, становлениецелостногомышления (эмоционально-образноготипамышления, нарядусрационально-логическим, преобладающимнадругихучебныхпредметах),реализациятворческогопотенциалашкольников.
В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; обучение декоративной работе; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Формы текущего контроля:
викторины;
кроссворды;
отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
проекты.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, индивидуальный итоговый проект.
Формы, методы и средства обучения
Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик.
1. Объяснительно-иллюстративный
2. Частично-поисковый
3. Исследовательский метод
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Формы учебных занятий: практическое занятие, индивидуальные проектные работы, презентации.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.
Программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Учебно-тематический план:
Виды занятий Кол-во часов по авторской программе Кол-во часов по учебному плану
Рисование с натуры 6 6
Рисование на темы, по памяти и представлению 6 6
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн 5 5
Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас - -
Итого: 17 17
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Программа рассчитана на 17 ч. в год (0,5 ч. в неделю).
Содержание курса предмета «Изобразительное искусство».
Рисование с натуры (6 ч)
Изображениенатюрмортовизпредметовбыта, искусства, труда; гипсовыхорнаментов. Линейнаяивоздушнаяперспектива. Конструктивноестроениеформыпредмета. Лепкаформысветомитенью.Интерьеркакархитектурноихудожественнооформленноевнутреннеепространствоздания. Рольинтерьеравкартине. Русскийинтерьерныйжанрначала XIX в. Изображениеинтерьеравофронтальнойперспективеиподслучайнымугломзрения. Предметвсреде, пространствоинтерьерасогласноегофункциональномупредназначению.
Элементарныесведенияобанатомиичеловека. Конструктивныеособенностистроенияфигурычеловека. Изображениеснатурыфигурычеловека. Равновесиефигурывпространстве. Понятия≪площадь опоры≫, ≪центр тяжести≫.
Рисование на темы, по памятии представлению (6 ч)
Видыпечатнойграфики: ксилография, линогравюра (выпуклаягравюра); резцоваягравюра, офорт, литография (углубленнаягравюра).Станковаяграфика,газетно-журнальнаяикнижнаяграфика, плакат, компьютернаяипромышленнаяграфика.
Пейзажнаяживопись. Стилииподходыкнаписаниюпейзажавразличныеисторическиеэпохи. Художники, работавшиевжанрепейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.Цветовыеиллюзии: пространственныеиллюзии, иллюзиивесаидр.Разработкасюжетнойкомпозициинаисторическуюили
современнуютемусвыполнениемпоисковыхкомпозиционныхэскизов.
Декоративная работа, художественноеконструирование и дизайн (5 ч)
Монументальнаяросписьвстилевизантийскоймозаики (эскизинтерьера, композиционныерешениямозаичногоизображения, имитациякомпозициивтехникеаппликации). Возможностииспользованиясредствкомпьютернойграфикидляизображенияинтерьера, мозаичногопанно.Элементарныеосновыкомпьютернойграфики. Конструкторскаяграфика: плоскиеизображения (проекции, сечения)ипространственные (трехмерные) изображения. Художественнаяирекламнаяграфика.
Проекты:
а) ≪Книжная графикаиофортыВ. Фаворского≫:
—презентацияотворчествеВ. Фаворского;
—сообщениеосозданиисериигравюрк≪Слову ополкуИгореве≫В. Фаворского;
б) ≪Выразительность произведенийвеликиххудожников≫:
—презентацияопроизведенияхизвестныххудожников.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ООО в 8 классе.
Личностные результаты
Кконцуучебногогодауобучающихсядолжныбытьсформированы:
—внутренняяпозицияобучающегося, основаннаянапоискеиустановленииличностногосмысла (≪значения длясебя≫) учения;
—способностьксамооценке, самоконтролю;
—владениепознавательнойиличнойрефлексией;
—мотивацияктворческомутруду, работенарезультат.
Метапредметные результаты
Кконцуучебногогодауобучающихсядолжныбытьсформированы:
—умениепланироватьсобственнуюдеятельностьвсоответствииспоставленнойзадачейиусловиямиеереализациииискатьсредстваееосуществления;
—умениесамостоятельноопределятьцелиизадачиучебнойдеятельности, планироватьнаиболееэффективныеспособыипутидостиженияцелей, контролироватьучебныедействияиоцениватьрезультат;
—умениеопределятьпонятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливатьаналогии, причинно-следственныесвязи, логическирассуждать,делатьвыводыиумозаключения;
—умениеслушатьсобеседникаивестидиалог, аргументироватьиотстаиватьсвоемнение, осуществлятьсовместнуюдеятельность.
Предметные результаты
Кконцуучебногогодаобучающиесядолжнызнать:
—видыижанрыизобразительногоискусства;
—прикладноеискусствоидизайн;
—ведущиемузеимираиРоссии;
—последовательностьведенияработыполюбомувидухудожественно-творческойдеятельности—порисунку, живописи, тематическойилидекоративнойкомпозиции;
—системуведущихтеоретическихпонятийпоизобразительнойграмоте (перспектива, конструктивноестроение,светотень, цветоведение, композиция).
Обучающиесядолжныуметь:
—самостоятельнопроводитьразвернутыйанализидейногосодержанияихудожественныхдостоинствпроизведенийизобразительногоискусства, соотносяихспроизведениямилитературы, музыки, близкимипосодержаниюиэстетическомувоздействию;
—активноиспользоватьтеоретическиезнанияосновизобразительнойграмотывработахлюбоговидахудожественноготворчества (рисованиеснатуры, натемы, иллюстрирование, декоративно-прикладнаяработа, дизайн);
—самостоятельноприменятьхудожественно-выразительныесредства (линия, колорит, светотень, законыкомпозицииит. п.), наиболееподходящиедлявоплощениязамысла.