Конспект рабочего урока на тему Бессмертные звуки Лунной сонаты.( 8 класс)
Бессмертные звуки Лунной сонаты. Урок музыки в 8 классе.
Цель: на примере Сонаты № 14 Л.Бетховена показать, что любовь, даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше.
Музыкальный материал: Соната № 14, Снегири Ю.Антонова«Лунный свет» К.ДебюсиХод урока:
…Жизни годы
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
И.В.Гете.Фауст.
1. Звучит 1 часть Сонаты №14 без предварительных комментариев, «из тишины» ( современная обработка)
-Как вы думаете, композитор, написавший это произведение, наш современник или более ранних времен?
- Композитор отечественный или зарубежный?
- Каков характер музыки - мужественный, юношеский или детский?
Звучание сонаты № 14 в классическом исполнении.
- Изменилось ли что- нибудь в характере музыки?
- Какой образ создает музыка 1 части сонаты?
Рассказ учителя о композиторе, его жизни и музыке( можно использовать презентацию)
Ребята! Соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом - романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
-Сравните выразительные интонации мелодии «Лунной сонаты» и пьесы французского композитора Клода Дебюсси « Лунный свет»
Наиграть мелодии.
-Сходен ли характер интонаций? В каком случае ритм интонации напоминает траурный марш, а в каком интонация мягкая, безмятежная?
Слушая 1 часть сонаты, обратите внимание на три элемента ее музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов.
- Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
-Сколько образов в этой музыке? Разбор произведения.
-Как вы понимаете слова Ф.Достоевского: « Многое меняется, сердце остается одно».
-Как вы перенесете мысль Достоевского на музыку прошлого и ее восприятие людьми 21 века?
Вывод: «…Если кто-то проживет всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, Ни Моцарт…Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдет мимо них и не прикоснется к их искусству, потеряет много, очень много» Д.Б.Кабалевский2.Продолжение работы над песней «Снегири»
-Современна ли эта песня?
-О чем она? Какова ее главная мысль?
Итог урока.
Жизненное кредо Бетховена вывести на доску.
1.Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты
2. «Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монаршего престола от истины не отрекаться»
3. «Музыка должна высекать огонь из души человека»