Конспект урока по литературе на тему Развитие речи.Составление волшебной сказки.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.
Цели:
- совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;
- повторение «законов» волшебной сказки;
- овладение навыком создания творческих работ.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока1. Введение в тему урока.
- Подумайте и скажите, о каком жанре устного народного творчества пойдёт речь на уроке.
(это сказка )- В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.
«Что за прелесть эти сказки!» — писал в ХIX веке А. С. Пушкин.
Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.
- Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?
- Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.
- Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?
- А есть ли у вас любимая сказка?
- Давайте вспомним некоторые сказки
(иллюстрации к русским народным сказкам. Дети должны назвать их.)
- Назовите сказки. Что общего у этих сказок?
(Это русские народные сказки)
2. Мотивация учебной деятельности
- Давайте ещё раз вспомним, что такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Что обязательно должно быть в сказке?
- Какие вам больше нравятся и почему?
- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?
- Трудно ли быть сочинителем?
- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?
3. Работа по теме урока.
– Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.
Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.
присказка
На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под тем дубом стол золочёный,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай!
– Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?
(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).
После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.
Найдите и зачитайте зачины сказок.
- Жили-были старик со старухой…
- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…
- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…
Вспомните примеры концовок волшебных сказок.
Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя
- Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
Какую роль играют в сказке концовки?
(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).
Создание сказки.
Начинаем работу по созданию сказки. Начинаем сказку с зачина или с присказки.
План работы над собственной сказкой
1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.
2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.
3. Выбрать нужный зачин.
4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).
5. Составить план, схему, сюжет сказки.
6. Подобрать концовку.
7. Продумать оформление сказки.
Домашнее задание.
Сочинить и оформить собственную сказку.