ИКТ в начальном образований


Подготовила преподаватель высшей категории.
Экибастузского колледжа Инновационного Евразийского Университета.Павлодарской области.
Ибраева Слушаш Кабдыгалиевна.
Тема доклада: ИКТ в начальном образований. Введение электронных журналов и дневников в систему образования.
На современном этапе Казахстан, по признанию многих авторитетных организаций мира, является одним из лидеров в построении конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей последним веяниям времени и соответствующей принятым международным стандартам.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Более удачным термином для технологий обучения,    использующих компьютер, является компьютерная технология.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью MS Word разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание презентации на определенную тему по учебному материалу; поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовки урока, внеклассного мероприятия, самообразования; создание мониторинговпо отслеживанию результатов обучения и воспитания;  создание текстовых работ;
На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
3 класс. Окружающий мир. Тема «Вода и её свойства». Оборудование: компьютер (компьютерный класс), (слайды «Всё про воду»), географическая карта. Компьютер помогает в работе с тестом, в показе слайдов, которые передают красоту водной стихии, в оформлении вывода по уроку. Фрагменты слайда сопровождается рассказом учителя и детей.
Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе: развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей;  формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Благодаря ИКТ введены электронные дневники и журналы.
В последние время очень популярна тема SMS- и электронных дневников. К сожалению, часто путают первое со вторым. SMS-дневник – это система рассылки сообщений об оценках и другой школьной информации родителям учащихся, а вот электронный дневник – это уже нечто большее, причём рассылка SMS в электронных дневниках также присутствует. «Электронный дневник школьника» – это расширенный Интернет-ориентированный аналог всем знакомого школьного дневника, который позволяет регулярно отслеживать успеваемость и посещаемость учеников. Основной формой реализации электронного дневника является веб-сайт. Внешний вид и содержание электронных дневников незначительно отличаются количеством функций и объёмом отображаемой информации, что зависит от разработчика системы. Но в целом все они предназначены для сбора и обработки информации о жизни ребёнка в школе, которая предоставляется в удобном для восприятия виде и доступна в любом месте, где есть подключение к интернету.Система внедрена для своевременного информирования о событиях, происходящих в школе, об успеваемости детей и для обеспечения прямой связи с педагогами и/или другими родителями. Система значительно экономит ваше время и предоставляет возможность договориться о личной встрече с педагогами в удобное время.
Электронные дневники во всех школах РК уже внедрены. Об этом на августовском совещании сообщил министр образования и науки Ерлан Сагадиев.Были сделаны предложения от родителей по возможности создания единого интернет-ресурса всех организаций образования для активного общения с родителями. Так как не все родители имеют возможность найти время на получение консультации непосредственно в школе или детском саду. А дистанционно - это будет намного легче".  Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев ответил, что единый интернет-ресурс предусмотрен в рамках внедрения электронного дневника в школах.  "Для всех вместе уже предусмотрены в электронном дневнике, который сейчас уже внедрено. Ранее сообщалось о том, что в Казахстане откажутся от бумажных дневников. Стоимость проекта составляет более 30 миллиардов тенге. Однако государство не будет вкладывать деньги в этот проект, он будет финансироваться за счет средств инвестора. "Портал позволит сократить расстояния. Это интернет-портал, при этом какого-то специального оборудования не требуется. Это единая, в том числе социальная сеть взаимодействия учителей, родителей и учеников. Родители могут напрямую общаться с учителями, администрацией школы. Весь контент полностью защищен, там будут не только материалы об учебе, но и развлекательная информация.Казахстанские школьники  заведут электронные дневники. Бумажный аналог  заменит умная компьютерная программа. Теперь родители в режиме онлайн в любое время смогут проверить, на самом ли деле их чаду ничего не задавали в школе, и узнать какую оценку он сегодня получил.
Электронный дневник протестирован Двойку в электронном дневнике не сотрешь и лист с плохой оценкой не вырвешь. Манипуляции с ластиком на бумаге должны кануть в лету. А чем еще порадует новинка? В этом нам только предстоит разобраться. К онлайн-дневнику родители относятся настороженно. Хотя саму идею приветствует. Но у пытливых родителей как всегда много вопросов. Идея хорошая, но не для всех родителей, тот же самый интернет не везде у нас есть. Только молодым родителям с интернетом хорошо, более старшим родителям тяжеловато будет. Учитель - Конечно, бывает, что и учитель иногда забывает пароль, конечно, здесь много бывает трудностей. Но есть огромные еще и плюсы этой системы, на компьютере в любое время удобно проверить этот журнал электронный. Электронный дневник хорошо зарекомендовал себя в России. Там к системе подключены 30 с лишним тысяч школ и 664 тысячи учеников. Отзывы в основном положительные. Поэтому казахстанским разработчикам программы «Күнделік» есть у кого перенимать опыт. Да, сегодня над ошибками было проведено анкетирование, был проведен опрос среди учителей. Конечно, главные трудности - автоматизированная программа, она апробируется, плюс были такие моменты, когда не работал сервер, который находится в Астане. О внедрении электронных дневников в Казахстане, как о свершившемся факте, очевидно, говорить еще рано. Эффективная и успешная в теории компьютерная программа еще должна пройти проверку на практике. Ну а пытливые казахстанские школьники, видимо, вскоре сменят ластик на клавиатуру компьютера и вступят в реально-виртуальную борьбу с плохими оценками. Впрочем, победителей в этой схватке можно будет ещё и похвалить.Но вместе с дневником будут вести еще и электронный классный журнал.
Электронный классный журнал из удивительной новинки превратился для многих школ в реальность. Вместе с повсеместным развитием интернета осуществляется постепенный переход на электронные формы обеспечения учебного процесса: бумажные документы уходят в прошлое.
Чтобы электронный классный журнал выполнял свои функции в полной мере и способствовал открытости обучения, его необходимо правильно вести. Для пожилых преподавателей не всегда легко отказаться от привычных рукописных отчетов, но через некоторое время и они могут оценить удобство нового журнала. Каждый учитель-предметник ведет классный журнал в пределах своей компетенции. Он заносит в него данные об учебных программах, домашних заданиях, посещаемости и успеваемости. Заполнение журнала обязательно должно проводиться в день проведения урока, выставлять оценки задним числом нельзя (исключение составляют оценки за письменные работы, их можно выставить в течение 3-х дней). В целом, работа с электронным журналом повторяет работу с обычным бумажным носителем. По окончании триместров на основании электронного журнала составляются его твердые копии, они визируются подписями и подшиваются в дело. Очень важно, чтобы пароли и логины учителей, классных руководителей не стали известны учащимся и их родителям.
Переход отечественной системы образования на мировой стандарт – актуальная тема как для родителей, так и для учителей. Ведь не секрет, что нововведение должно носить продуманный характер, а сами реформы в столь щепетильной сфере – последовательно реализовываться.
Нужно уметь меняться, чтобы успевать за жизнью. Тот, кто этого не понял, всегда будет отставать.