Винительный падеж 5 класс
Цель: формировать представление о творчестве М. Алимбаева, особенностях его произведений, зимних забавах и развлечениях,совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать память, связную речь, мышление, творческое воображение, воспитывать внимательность, эстетический вкус, любовь к природе, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: разноуровневое обучение.
Межпредметная связь: русский язык, изо, музыка.
Оборудование урока: слайды, иллюстрации, выставка книг, выставка ученических рисунков.
Ход урока.
І. Организационный момент. Психологический настрой: Улыбнитесь друзьям, чтобы было у них хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
Прежде чем начать работу, вспомним правило работы в группах. (слайд №1)
ІІ. Рефлексия. - Ребята, на прошлом уроке мы читали рассказ Туве Янссона «Первый снег», беседовали по содержанию и дома вы писали мини – сочинение о первом снеге. (Образцы)
Первый снег
Выпал первый снег. И всё вокруг изменилось. На улице стало светло и празднично.. деревья надели белые пушистые шубки. Грязь и лужи остались под серебристым ковром, которая ярко сверкает на солнце. Я люблю идти по первому хрустящему снегу.
Хорошо зимой!
Наконец – то выпал первый снег. Я так рад этому. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговика.
ІII. Побуждение.- Все работы, которые вы сейчас прослушали, это сочинения в прозе. Иначе говоря, творческие работы, картины и образы, созданные при помощи слов.
- Посмотрите, какие красивые зимние пейзажи! (слайд № 2) - О чём они рассказывают? - А как они рассказывают?(При помощи красок) - Значит – это тоже творческие работы. Картины природы, но созданные художниками. - Создание картин и образов, называется искусством.Сочинение – словесное искусство или литературное творчество.Создание картин при помощи красок – это изобразительное искусство. -А теперь послушаем, как рассказывает о зиме другой вид искусства –музыка(слайд № 3). - А теперь попробуйте рассказать о том, что мы видели и слушали о зиме стихами, используя данные рифмы. Работа в группах с разноуровневыми заданиями.
1 группа
…снежинки
…тропинки
…дома
…зима
2 группа
…зимой
…домой
…хоровод
…Новый год.
3 группа
В свежем воздухе сверкает.
Первый чистенький снежок
И румянит детям…
Лёгкий зимний...
4 группа
На дворе трещит...
Мы смеёмся все доРебята работают в группах, обсуждают, записывают.
1 группа
Кружатся снежинки
Замело тропинки
Побелели дома
Наступила зима.
2 группа
Хорошозимой.
Не хочется домой
Хочу кружить хоровод
Скоро будет Новый год.
3 группа
В свежем воздухе сверкает.
Первый чистенький снежок.
И румянит детям щёки
Лёгкий зимнийхолодок.
4 группа
На дворе трещит мороз.
Мы смеёмся все до слёз.
III. Фаза вызова интереса.Расшифровать ребусы, в которых спрятаны зимние забавы
ЖИ ᵔЛЫСНЕЖ=И КИ
Вы правильно разгадали. Это лыжи, снежки, коньки.Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зимних забавах детей. Дети с нетерпением ждали зимушку. Она как волшебница, изменила природу. Лежит снег, сверкая на солнце, мороз щиплет нос и щёки, падают красивые снежинки. А сколько зимой развлечений! Можно лепить снеговика, кататься на лыжах, санках, коньках. Но не только дети любят зиму. Многие писатели посвятили ей свои произведения. Они восторгались красотой этого времени.
IV. Подготовка к восприятию текста (Слайд №4). - Сейчас мы познакомимся с поэтом, который тоже создал свою поэтическую картину зимы. Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик. Родился в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Каз ГУ им. С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Қазақ әдебиеті». Был главным редактором детского журнала «Балдырған». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хикмета, Тихонова, Суркова, Баруздина и эпоса «Манас» на казахский язык.
- Какие произведения М. Алимбаева вы читали? (слайд №5) Я советую вам почитать его книги.
V. Целевая установка перед чтением. Отгадайте загадку:
Всё лето стояли, зимы поджидали, дождались поры – помчались с горы.
Кто объяснит лексическое значение слова санки? (Слайд 6)
VI. Работа над произведением. 1) Первичное чтение учителя. Словарь: сопка, аргамак. (Слайд №7)
2) Проверка восприятия.
Что в стихотворении понравилось больше всего? От чьего лица ведётся рассказ?
Что вы услышали, увидели и почувствовали во время чтения стихотворения? Увидели снежные сугробы, горку, дети радуются зиме, зимние забавы.
Услышали весёлые голоса, скрип снега. Почувствовали мороз, веселье.
Физминутка (Слайд №8)
3) Самостоятельное чтение (про себя, можно вполголоса).
4) Анализ стихотворения. - Найдите в стихотворении сравнение. Согласны ли вы со сравнением санок с лихим аргамаком? Ребята, что главное в этом стихотворении по вашему? О чём хотел нам сообщить автор? - С каким чувством он говорит об этом? - Вы догадались, как автор относится к тому, о чём нам рассказал. - А какими словами автор передаёт это? Где главные слова?
- А как нужно передать, как правильно прочитать стихотворение, чтобы слушатели правильно поняли её? Выделение голосом главных по смыслу слов называется логическим ударением. Его не нужно путать со слоговым ударением, когда мы выделяем голосом слог.
5) Работа в группах. Разделите произведение на 3 части.
- Сколько строф в 1 части? - Сколько строф во 2 части? - Сколько строф в 3 части?
I группа прочитает 1 часть. (4 строфы). II группа прочитает 2 часть (6 строф).III группа прочитает 3 часть (3строфы). IV группа подберёт пословицу, которая подходит к данному стихотворению: В зимний холод всякий молод. Друг познаётся в беде. Слезами горю не поможешь.
-С какой интонацией вы должны прочитать 1 часть? (интонация спокойная, с нежностью).
2 часть (интонация восхищения и восторга). 3 часть (снова спокойная интонация, усталость).
Как нужно читать восклицательные предложения?
VII. Работа в паре. Читать выразительно друг другу по очереди, оценивать товарища. Распределим границы. Отметьте карандашом. Каждый читает свою часть.
1 вариант до строчки: «Тропинками крутыми», 2 вариант продолжает до конца.
Читаем бегло, целыми словами, выразительно (взаимопроверка).
-Поднимите руки, кто получил 5? 4? 3?
-Какую оценку вы поставили? Почему? Кто считает, что ваш товарищ прочитал хорошо и его может послушать весь класс? Приготовьте выразительное чтение стихотворения. Прочитайте его так, чтобы передалось чувство восхищения смелостью и красотой зимнего дня.
VIII. Дом задание. Написать мини-сочинение о своих зимних развлечениях.
- Ребята, а какие зимние забавы тебе известны? (слайд №8)
Подготовьтесь к выразительному чтению на классном конкурсе чтецов..IX. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что вам понравилось на уроке? Наш урок приблизился к завершению. А теперь оцените урок и свою работу на уроке.
Я считаю, что урок был … Результатом свое работы на уроке …
Закончим урок словами Ивана Захаровича Сурикова: «Весело текли вы, детские года. Вас не омрачали горе и беда».Пусть добру откроется ваше сердце! Никогда не коснется вас злое слово и тревога!
Пусть всегда светит для вас солнце! (слайд № 9).
I. Конкурс «Ответь на пять».
Вопросы задаются сразу трем командам. (За верный ответ – 1 балл.)
– Что называется именем существительным?
– Какие еще части речи вы знаете?
– Как изменяются имена существительные?
– Какого рода могут быть имена существительные?
– Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?
– Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?
– Какая часть существительного изменяется при склонении?
– Сколько падежей у имени существительного?
– Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
ТЕМА. Винительный падеж имён существительных.Цели урока:
развитие умения склонять имена существительные;
ознакомление с особенностями винительного падежа;
формирование умения различать именительный и винительный падежи имён существительных;
Оборудование: учебник «Русский язык» (автор Т. Г.Рамзаева), карточки для индивидуальной работы (уровень 3 – творческий, для учащихся с высокими учебными способностями, уровень 2 – для отработки учебного материала для учащихся со средними способностями, уровень 1 – для закрепления базовых знаний учащихся), тексты диктантов, записи на доске.Ход урока.
Организация класса.
Повторение изученного материала.
У. Прочитайте запись на доске. Скажите, что здесь написано.На доске:По отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.Д. Существительное отметка, употреблённое в разных падежах.У. Назовите эти существительные в порядке склонения.Д. Отметка, у отметки, по отметке, про отметку, отметкой, об отметке.У. Что такое склонение существительных? Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи и вопросы к ним.Дети отвечают.Минутка чистописания.
У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая буква является суффиксом в слове отметка. Какая это буква?Д. Буква К.У. Вторая буква – окончание в существительном отметка, употреблённом в именительном падеже. Какая это буква?Д. Буква А.У. Третья буква – окончание в существительном отметка, употреблённом в винительном падеже. Какая это буква?Д. Буква У.У. Напишите данный ряд букв в указанном порядке:
Ка Ку Ак Ау Ук Уа
кау куа уак ука аку аукУ. Запишите существительное отметка в порядке склонения.Д. Отметка, у отметки, по отметке, про отметку, отметкой, об отметке.4.Сообщение темы урока.У. Вспомните, в каких падежах были употреблены существительные, в которых мы выделяли буквы для минутки чистописания и скажите, о чём мы будем говорить на уроке.Д. Об именительном и винительном падежах.У. Верно. Сегодня на уроке мы будем учиться отличать друг от друга именительный и винительный падежи. Но сначала познакомимся с новым словом.
Словарно – орфографическая работа.
У. Новое слово вы назовёте, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы.На доске:1) Род 2) Падеж 3) Суффиксм. ж. ср. И. Р. Д. Убежало, пришлакошка окно4) Союз 5) Буква 6) Окончаниеон, и, к женٱина по реке, обо мнеД. Это слово – жилище.У. Дайте понятие к слову жилище.Дети отвечают.У. Жилище – историческое от устарелого слова жило. Жилец, жилищный, жилой, жильё. В слове жилище непроверяемая безударная гласная И. Запишите слово и подчеркните безударную гласную.
Наблюдение над особенностями винительного падежа.
У. Составьте предложения со словом жилище.Д. Жилище волка находится на окраине леса. Охотник заметил жилище волка.У. Запишите эти предложения. Подчеркните главные члены предложения. Определите падеж существительного, которое является в первом предложении подлежащим.Д. В первом предложении подлежащим является слово жилище. Оно употреблено в именительном падеже. У. Каким членом предложения является слово жилище во втором предложении?Д. Слово жилище во втором предложении является дополнением, употреблённом в винительном падеже. У. Отличается ли написание этих слов, ведь они употреблены в разных падежах?Д. Нет.У. Откройте учебник на странице 61. Прочитайте про себя текст упражнения 131. Найдите предложение с существительным жилище.Д. Скоро заберётся ёж в своё жилище.У. Каким членом предложения является существительное жилище? Определите его падеж.Дети отвечают.У. Сделайте вывод о том, как отличить существительное в именительном падеже от существительного в винительном падеже используя вопросы Почемучки из учебника на стр. 62.У. Прочитайте правило на стр.62.
Физкультминутка.
Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу все дети приседают, если не соответствует - подпрыгивайте.И. кого? что? Р. кого? что? Т. кем? чем? Д. кому? чему? П. о ком? кому? И т. д.В. кого? что? И. кто? что?8. Закрепление изученного материала.Один учащийся пишет «бегающий» диктант с заданием. На противоположной от ученика стене классной комнаты в файле находится текст диктанта. Учащийся поднимается со своего места, подходит к тексту диктанта, читает первое предложение, запоминает его, возвращается на своё место и записывает предложение. Аналогичная работа со следующими предложениями. После написания всех предложений, учащийся со своей тетрадкой подходит к тексту и проверяет написанное.Текст диктанта.Посмотрите на сосну. Солнечное дерево! Ствол величаво держит изумрудную крону, уходящую в синее небо. Кажется, что в стволахзапрятано солнце. Даже в ненастный день излучают сосны тепло и свет. Смола, что выступает на деревьях, прозрачна и золотиста. Она похожа на кусочек янтаря. (По Т.Горовой)Задание. Определить склонение и падеж всех имён существительных. Выделенные слова разобрать по составу. Сделать звуко-буквенный анализ слова НЕБО.Другой учащийся пишет «резаный» диктант с заданием. У ученика: текст диктанта, записанный на листе бумаги ( каждое предложение на новой строке); ножницы; баночка с крышкой. Ученик читает предложение, запоминает его, отрезает, кладёт в баночку и записывает это предложение в тетради. После записи всех предложений, ученик открывает баночку, восстанавливает порядок предложений и проверяет написанное.Текст диктанта и задание те же, что и в «бегающем» диктанте.Все остальные учащиеся выполняют упражнение 132 – списывание с изменением формы слова. 9. Работа учащихся по карточкам.Карточка 1. Уровень 3.Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на существительные, которые являются в предложении подлежащим. Они должны следовать в алфавитном порядке. Укажите падеж имён существительных.Зима принесла стужу.Белая пороша легла на землю.Телега переехала через овраг. Учительница сообщила про сочинение.Машина заехала за угол.Дядя пошёл в рощу. Карточка 2. Уровень 3.Напишите рассказ об осени из 5-6 предложений, используя данные слова. (Можно менять форму слова). Определите склонение и падеж всех имён существительных.Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.Карточка 3. Уровень 2.Спишите. Определите склонение и падеж имён существительных.Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю. (П.Воронин)Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевый лист блестел, прикрывая кисточку цветка. (Т.Дрёмова)Карточка 4. Уровень 2.Прочитайте. Напишите предложения, вставляя нужные буквы. Найдите имена существительные в винительном и именительном падеже.Липа и с_сна имеют мя_кую др_весину. Л_сная гадюка выбирает для отдыха густую тр_ву. С_рока ч_рным оп_рением крыльев и хв_ста похожа на в_рону.Карточка 5. Уровень1.Определите склонение и падеж имён существительных. Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.10. Домашнее задание.У. Дома вы ещё раз прочитаете правило на странице 62 и выполните упражнение 133.11. Итог урока.У. Что вы узнали сегодня о винительном падеже? (Ответы детей)У. Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)У. Мне очень понравилась ваша работ на уроке. Молодцы.
Учитель отмечает работу каждого ученика.
Прошу вас, оценив свою работу на уроке, взять жетоны определенного цвета:
Красный - все выполнил;
Зеленый - не совсем все;
Желтый - еще нужно поработать.
6.Тест
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
А Кто? Что? Б. Кем? Чем?
В. Кого? Что? Г. Кого? Чего?
2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?
А –а,-я Б. –ой -ей
В. –у,-ю Г. –ы, -и
3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А. в, на, через Б. без предлогов
В. к, по Г. у, из, до, около
4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А подлежащим Б. сказуемым
В. второстепенным членом
5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании:
увидел сестру
А И.п. Б. Р.п.
В. Т.п. Г. В.п.
- Для чего мы проводили тест? (Чтобы проверить, как мы научились различать Именительный и Винительный падежи)
- Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня?
(окончания в данных падежах различаются:1)у имён существительных 1-го склонения; 2)у одушевлённых имён существительных 2-го склонения.)
Рефлексия.
-Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Что вам запомнилось на уроке? Что больше всего понравилось? Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке? Это мы узнаем, выполнив упражнение «Плюс, минус, интересно».
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных; учить отличать существительные винительного падежа от существительных именительного падежа; формировать умение определять существительные в винительном падеже в словосочетаниях и предложениях; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях винительного падежа имени существительного.
Задачи : актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
учить отличать существительные винительного падежа от существительных именительного падежа;
формировать умение определять существительные в винительном падеже в словосочетаниях и предложениях;
развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом;
создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент
Приём «Здравствуйте!»
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте, девочки!
-Здравствуйте, те, кто с утра хмурится.
-Здравствуйте, те, кто проснулся сегодня с хорошим настроением.
-Здравствуйте, все, кто рад меня видеть, и настроен на получение новых знаний!
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на меня. Улыбнитесь мне. Я рада видеть вас, ваши улыбки. И хочу, чтобы хорошее настроение не покидало нас целый день.
- Я очень хочу, чтобы вы, благодаря своим знаниям, наблюдательности и дружной работе, открыли для себя новые тайны русского языка.
Актуализация опорных знаний
Орфографическая разминка
…пустел (в)д…ревне са…,
п…утинки вдаль л..тят.
И на южный край з…млип…т…нулись жур…вли.
Расп…хнулись двери школ.
Что за мес…ц (к)нам пришел?
- Вставьте пропущенные буквы, подчеркните главные члены предложения. Укажите сверху падеж имен существительных.
- О каком месяце говорится в стихотворении?
Взаимопроверка и взаимооценка. Проверка выполнения задания.
- Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова.
Что… ( называется именем существительным? Что такое падеж?)Сколько… ( падежей в русском языке?)
Как … ( изменяются имена существительные?)
На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?)
Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)
Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)
Целеполагание- Сегодня на уроке мы продолжим открывать для себя тайны падежей русского языка. Следующим на очереди у нас будет винительный падеж. Мы постараемся как можно больше узнать падеже. Систематизировать материал нам поможет таблица ( вывешивается на доску, заполняется по ходу урока)
Значение падежа Падежные вопросы Предлоги Роль в предложении - Какую графу можно заполнить сразу? ( роль в предложении) Вы правы, существительные в винительном падеже в предложении являются второстепенным членом .Словарная работа.
На доске запись : [и] [а]
с…нтябрь …ктябрь [а] [и]
н…ябрь р…бина- Каким одним понятием можно объединить эти слова? Какое слово лишнее?
- Запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы. ( один ученик выполняет на доске, проверка)
На, осиновые, падают, землю, осенью, кленовые, листья, рябиновые.
- Можно ли запись на доске назвать предложением? Почему?
- Составить предложение, записать. ( один ученик работает у доски)
- Подчеркните грамматическую основу. Найдите орфограммы, объясните их. Назовите, какими частями речи является каждое слово. Определить падеж имен существительных. С каким падежом употребляется предлог на? (вносим в таблицу)
Знакомство с предлогами, которые употребляются с существительными в винительном падеже.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
- Давайте понаблюдаем за падающими листочками. Листочки медленно падают вниз и опускаются на головки.
Листочек упал ( куда? на что?) на голову. ( записывается на доске и в тетрадь)
Листочки закрывают ваши лица.
Спрятались (куда? за что?) за листочки.
Листочки легли на ладошки.
Попали (куда? подо что?) под листочки.
Листочки я собрала на улице. На улице листопад. Посмотрите в окно.
Смотрят ( куда? во что?) в окно. Смотрят (через что?) через окно.
- Какую графу в таблице мы можем заполнить, выполнив эту работу? Какие предлоги употребляются с существительными в форме винительного падежа ?
6. Работа с учебником. Работа в паре.( Заполнение таблицы)
- Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить самые сложные графы таблицы. Выполнить это задание вам поможет упражнение 114 (с. 72)
Если мы хотим узнать о предмете, на который направлено действие, то спрашиваем: читал что?, встретил кого? И получаем ответ: читал книгу, встретил писателя, товарища.
Если нас интересует направление движения или действия, мы спрашиваем: пойдем куда?, положили на что? куда? Нам отвечают: пойдем в театр, положили на полку.
В ответах на вопросы кого? что? используются имена существительные в винительном падеже. При этом употребляются предлоги в, на, за, под, через. К именам существительным с предлогами следует ставить вопрос куда?: ехать ( куда?) в Минск, сесть (куда?) на диван.
Закрепление изученногоДля закрепления полученных сведений ученики выполняют работу на карточках, выбрав один из вариантов.
К – 1
В лесу
В сентябре ребята отправились (в)поход. Туристический маршрут проходил (через)лес. Под ногами шуршала опавшая листва. Школьники вышли (на)опушку леса и решили устроить привал. Они быстро достали свои припасы и принялись (за)обед на свежем воздухе. Потом дети организовали игры. Погожий осенний денек позволил ребятам хорошо отдохнуть.
Списать, раскрывая скобки.
Подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Определить падеж имен существительных.
Обозначить окончания имен существительных в винительном падеже.
К – 2
В лесу
В сентябре ребята отправились …(поход). Туристический маршрут проходил … (лес). Под ногами шуршала опавшая листва. Школьники вышли … (опушка) леса и решили устроить привал. Они быстро достали свои припасы и принялись … (обед) на свежем воздухе. Потом дети организовали игры. Погожий осенний денек позволил ребятам хорошо отдохнуть.
Списать, вставляя, где надо, предлоги, изменяя, если нужно, падеж имени существительного, данного в скобках.Подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Определить падеж имен существительных.
Обозначить окончания имен существительных в винительном падеже.
Проверка выполнения ( анализируется каждое предложение, определяется грамматическая основа, указывается падеж им. существительного, окончание существительных в винительном падеже)
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- И в заключение, оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Своей работой на уроке я…
Могу похвалить своих одноклассников…
Сегодня на уроке я смог…
Домашнее задание : упр.117, выучить предлоги
Цели
обучающие:
- знакомство с особенностями имен существительных в винительном падеже;
- формирование умения различать именительный и
винительный падежи имен существительных;
развивающие:
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие речи;
воспитательные:
- воспитание усидчивости.
Ход урока.
Организационный момент. Готовность к уроку. Организация
рабочего места.
Запись в рабочих тетрадях:
Число.
Классная работа.
Тема написана на доске и закрыта.
Сегодня мы отправляемся в плавание по стране под названием «Русский язык». На уроках окружающего мира мы учились читать географическую карту. Впереди нас ждут неизвестные острова и, может быть, мы откроем «белые» пятна на нашей карте. Итак, готовы? Отдать швартовы!
Чистописание.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Проверка домашнего задания (упр.120). Актуализация знаний.
А) Какие слова встретились вам в домашней работе?
(Лагерь, дежурный, песок, одежда, обед, овощи, работа, район, ракета.)
Можем ли мы объединить их в одну группу? По какому признаку? Докажите.
(Это имена существительные: обозначают предмет, в начальной форме отвечают на вопрос кто? или что?)
На доске открывается первое «белое» пятно (имен существительных).
Б) Индивидуальная работа (карточка № 1).
Исправьте ошибки в тексте.
Имя существительное
служебная часть речи
обозначает признак предмета
отвечает на вопросы что делать? что сделать? (зачеркнуть - неправильный ответ).
В) В это же время один ученик на Smart доске собирает из слов определение имени существительного.
Проверьте правильно ли выполнено задание.
Знакомство с новым материалом.
а) Задание на Smart доске.
Незнайка писал диктант, но постоянно отвлекался.
Прочитайте внимательно словосочетания. Всё ли вам понятно? Можем ли мы исправить ошибки? Что для этого нужно сделать, кто догадался?
(Подобрать предлоги, с которыми употребляются эти существительные.)
Спрятался у дерево
Сяду над песок
Готовлю перед обед
Перепрыгну за лужу
Узнал за район
Вышел от двор
Положу у сумку
б) Задание на Smart доске.
Какая строчка «лишняя»? Можем ли мы сразу определить? Что же тогда делать? (Дети предлагают варианты алгоритмов решения проблемы.)
Готовлю обед В.п.
Спрятался за дерево В.п.
Сяду на песок В.п.
Лагерь открылся И.п.
Перепрыгнуть через кочку В.п.
Узнал про район В.п.
Вышел во двор В.п.
Положу в сумку В.п.
В каком падеже употреблены словосочетания? Какая тема
урока? (Открывается тема полностью на доске.)
Проанализируйте выполнение предыдущего задания и сделайте вывод: на какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже, с какими предлогами употребляются.
Проверьте по учебнику (стр.4) правильно ли мы сделали вывод.
Закрепление знаний
а) (задание на Smart доске).
Составьте предложения. Вставьте в предложения пропущенные имена существительные. Определите в каком падеже записаны существительные из справочного материала.
Осенью во дворе школы ребята встретили ………… . В зоопарке дети увидели ……… . ………. быстро бегает.
Как вы думаете, можем ли мы различить существительные в именительном и винительном падеже?
б) Спишите пословицы. Определите падеж имен
существительных.
Упорство и труд дивные всходы дают. Прочел новую книгу – встретился с другом.
Подведение итогов урока.
а) Тест (карточки у каждого ученика).
Выберите правильный вариант ответа.
1. Имена существительные в винительном падеже отвечают на вопросы
а) кто? что?
б) о ком? о чём?
в) кого? что?
г) кого? чего?
2. Имена существительные в винительном падеже
употребляются
а) всегда без предлогов
б) как без предлогов, так и с предлогами
в) только с предлогами
г) всегда с существительными
3. Имена существительные в винительном падеже являются
а) главным членом предложения – подлежащим
б) второстепенным членом предложения
в) главным членом предложения – сказуемым.
б) Самооценка.
Какое задание на уроке оказалось для вас самым сложным? Почему?
Тема урока по русскому языку в 5 классе
Винительный падеж
имён существительных 1-го склонения
Цель урока:
Познакомить с особенностями имён существительных в винительном падеже.
Учить различать именительный падеж от винительного.
Корригировать речь и внимание учащихся.
Воспитывать чувство уверенности и гордости за свой труд.
Оборудование: учебники, зелёная паста для выделения орфограмм, индивидуальные карточки, таблица по теме.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверить готовность учащихся к уроку (беседа с дежурным по классу).
Повторение изученного материала.
Словарная работа.
Мастер- работник, отлично владеющий своей профессией.
Дело мастер(а) боится.(воспитательный момент).
Мастер- 6 б., 6 зв., 4 согл., 2 гл.,2 слога, 1 уд.слог.
Мастер на все руки- о человеке, умеющем всё делать.
Объяснение нового материала.
В.п. – кого? Что? И.п. кто? Что?
На, за, под, в, через, про, ________
У,ю. а, я
Земл(ю) земл(я)
Стран(у) стран(а)
Мам(у) мам(а)
Дедушк(у) дедушк(а)
Дорог(у) дорог(а)
Зима принесла вьюг(у), порош(у),стуж(у), метелиц(у).
Укрыла зима снегом полян(у), берёзк(у), ёлк(у).
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
1 группа – упр. 335, стр. 139, поставить имена существительные в винительном падеже.
2 группа- работа по индивидуальным карточкам.(выделите окончания имён существительных в винительном падеже).
Устная работа.
Работа по картине В.Е.Маковского «Свидание».
Обсуждение картины, составление предложений 2-3 предложения). Например: мальчик одет в старенькую розовую рубашк(у).
(Во что?) - в рубашк(у)- рубашка, ж.р., 1-ое скл., В.п.
Подведение итогов урока.
Опрос учащихся по вопросам учителя.
На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
Какие окончания имеют имена существительные в винительном падеже?
Какие окончания имеют существительные в именительном падеже?
Чем отличается В.п.от И.п.?
Домашнее задание с объяснением.
Упр.337,стр. 197, стр.139 правило, 1 группа с заданием, 2 группа – списывание.
Изменение одного и того же слова по падежам и числам называется склонением.