Конспект открытого урока по теме: «Винительный падеж существительного»
№ 59 школа –гимназия
Открытый урок на тему
«Винительный падеж существительного»
5 класс
Учитель: Сапенбаева Нурия Ибрашовна
Алматы
2014 год
Дата Предмет: русская речь
Учитель: Сапенбаева Н.И. Класс: 5 « В»
Количество учеников: 22
Тема урока: Винительный падеж существительного
Тип урока: Урок изучение новой темы
Цели и задачи урока: Цель - учить определять падеж имен существительных
Обучающие: - формировать умение склонять имена существительные; ознакомить с приемами распознавания падежей (по вопросу, предлогу, слову - помощнику);
развивать навыки распознавания имен существительных винительного падежа от имён существительных именительного падежа; учить работать в паре, группе, самостоятельно;
воспитывать интерес и любовь к произведениям русских писателей; прививать интерес к урокам русского языка
Методы и приемы урока:
Приемы ТРКМ: Групповая форма работы, индивидуальная работа, работа в парах.
Составление «Синквейна». АКТ, оценивание,
Ожидаемые результаты:
К концу урока дети должны правильно отличать винительный падеж от именительного падежа
Работа с одаренными детьми 5 в
Основное понятие:
Связь с пройденным материалом
Формативное оценивание: Оценивание : Фишки, смайлики.
оценка «5»
оценка «4»
оценка «3» -679456400800082558763000825538290500
Роль между учителем и учениками: Время:
Виды работы Роль учителя
Роль ученика
2мин. 1.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять». Повторяют за учителем
2 мин Проверка дом.зад -Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает одушевленные существительные?
- На какой вопрос отвечает неодушевленные существительное?
- Сколько склонений у имен существительных?
- Какое окончание у ж.р, ср.р.,м.р,
А) Б) В) Г)
Прежде чем перейти к теме урока, проведем блиц – опрос. Я вам читаю вопрос, вы в своей карточке пишите ответ.А) Определите род существительного «диван» (м.р)Б) Определите число существительного «снег» (ед.ч)В) Определите, одушевленное ли существительное «герой» (одуш)Г) Определите, собственное или нарицательное «Сочи» (собст)
А) определите род существительного «мама»
Б ) определите неодушевленное ли существительное «книга»
В) определите род существительного «небо»
Г) определите число существительного «машины»
2 мин Деление класса на группы Класс делятся на группы. Перед вами разбросаны слова , соберите их и у вас получится наш девиз на сегодняшний урок
1. Девиз урока:« Мы всё знаем!Мы всё умеем!У нас всё получится!» Повторяют за учителем
5 мин Стадия вызова
Актуализация знаний учащихся. Постановка темы и цели урока Давайте ребята прежде чем начать урок проведем эстафету. Учащиеся каждого ряда получают карточку со словосочетаниями (по числу учащихся, сидящих в данном ряду). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку соседу. По завершении работы – проверка.
Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, люблю маму, провели конкурс, любить страну, видела писателя, обиделась на брата, прочитал в книге.Ученики отвечают на вопросы
3 мин Самостоятельная работа
А теперь ребята давайте в тетрадях выпишем вопросы которые вы поставили Кого? Что? Где? Куда?
А теперь предлоги за, на ,в.
Значит тема нашего сегодняшнего урока Винительный падеж существительных, который отвечает на вопросы Кого? Что? И употребляется с предлогами и без предлогов. И запомните ребята существительные женского рода в В.п имеют окончания –а, -я. В.п неодущевленных существительных м.р и ср.р совпадают с И.п. В.п одуш.совпадают с Р.падежом. .
16 мин
Стадия осмысления 1. Просклонять существительные: книга, магазин, окно.Именительный падеж кто? что? ______________________________________________Родительный падеж кого? чего? ____________________________________________Дательный падеж кому? чему? ___________________________________________Винительный падеж кого? что? _____________________________________________Творительный падеж кем? чем? _____________________________________________Предложный падеж о ком? о чем? __________________________________________
Выполняют задание
3.Запишите существительные 1гр – 1склонение2гр – 2 склонение3гр – 3склонениеБайконур, республика, метро, столица, рожь, радость, город, улица, лестница, корабль, лестница, корабль, погода, Лиса, песок, дело, дерево, стол, лампа, школа, друг, полотенце. Суббота, дочь, дом, солнце, тигр, окно, земля, город, яблоко
4.Составить предложения из слов, а из предложений - текст.(слайд№5)Её, в, я, горшочек, посадил.Осенью, мне, большую, папа, луковицу, привёз.Через, росток, месяц, показался.Найдите существительные и определите их падеж. 1 мин Физминутка «Минута поэзии» С помощью листиков (на оборотной стороне, которых прикреплены ряды слов) ребята составляют стихи.
Лист 1
сад, Пожелтел, листья, рвёт, Ветер, идёт, Часто, Вот, наш, дождь, настала, осень.Вот настала осень
Часто дождь идёт
Пожелтел наш сад
Ветер листья рвёт
Лист 2
Улетели, Не, слышен, дальние, осень, птицы, Наступила, края, песен, В, соловья.Наступила осень
Не слышен песен соловья
Улетели птицы
В дальние края
Лист 3
Под, шелестят, ногами, золотые, листья, По, ветру, летят, Листья, Ветер, рвёт.Ветер листья рвёт
По ветру летят
Листья золотые
Под ногами шелестят
Выполните задания на карточках, что лежат у вас на партах.
На карточках – тест-таблица.
Да Нет
1. Нырнул в воду +
2. Играют в воде +
3. На морском берегу +
4. Привёз на берег +
5. Закинул невод +
6. В морской пучине +
7. Приплыть на остров +
Напротив каждого словосочетания нужно поставить плюсик в колонке «да» или «нет» в зависимости от того, стоит ли существительное в словосочетании в винительном падеже. Пользуясь «ключом» ребята могут прочитать слово МОЛОДЕЦ.
КЛЮЧ:
Да Нет
1. Нырнул в воду М А
2. Играют в воде У О
3. На морском берегу Н Л
4. Привёз на берег О Р5. Закинул невод Д И
6. В морской пучине Я Е
7. Приплыть на остров ЦВ
5 мин 5. Мини — сочинение на тему «3има»— Сейчас я вам предлагаю на время стать писателями. Ваша задача: составить 2–3 предложения о зиме. Речь должна быть эмоционально — окрашенной, используя яркие образные выражения, воссоздайте картину зимней природы. «Снежные слова» пришла, наступила, стоит, кончается, холодная, морозная, суровая, мыгкая, снежная, длинная, короткая, выпал, метель, сугробы. Контроль полученных знаний и умений.
Мини тест.
Контроль полученных знаний и умений. Мини тест.
Тест по теме имя существительное
1. Имя существительное -
1)обозначает признак предмета
2) обозначает предмет
3) обозначает действие предмета
2.Какое слово лишнее?
1) солнце 2)радость 3)окно
3. В каком словосочетании оба имени существительных женского рода?
1)марка для письма 2) страница книги 3) компот из вишни
4. Какое имя существительное первого склонения?
1) декабрь 2) дядя 3) стекло
5. Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы кому? чему?
1) Р.п. 2) Д.п. 3) В.п. Отвечают на вопросы
2 мин Стадия рефлексии. Показывают, с каким настроением они уходят с урока
Выбрать понравившийся настроение
3 мин Итог урока Составить «Синквейн». Составьте пятистишье (по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)
1.Существительное
2.
3.
4.
5. Составляют синквейн
2 мин Д.задание 2 мин Оценивание.