Олимпиадная работа по обществознанию для 10-11 классов
Олимпиада школьников по обществознанию. 10-11 классы.
Выберите верный ответ (один или несколько):
1. Выберите из предложенного списка типы налоговых ставок:А) прямаяБ) регрессивнаяВ) косвеннаяГ) прогрессивнаяД) пропорциональная
2. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу:А) рационально-легальнаяБ) тоталитарнаяВ) демократическаяГ) харизматическаяД) традиционная
3. Назовите обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовнуюответственность:А) беременностьБ) необходимая оборонаВ) обоснованный рискГ) алкогольное опьянениеД) исполнение приказа или распоряжения
4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политикигосударства:А) изменение процентных ставок по кредитамБ) изменение ставок рефинансированияВ) изменение ставки налогаГ) изменение государственных расходовД) покупка или продажа государственных ценных бумаг
5. Что характеризует общество как динамичную систему?А) наличие общественных отношенийБ) сохранение связи с природойВ) наличие социальных институтовГ) самоорганизация и саморазвитие
6. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – этоА) выводы, полученные научным путемБ) суждения, лишенные субъективных оценокВ) исчерпывающее знание о предметеГ) экспериментально установленные факты
7. Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?А) объяснительнаяБ) прогностическаяВ) социальнаяГ) мировоззренческая
8. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?1 — Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.2 — Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.А) верно только первое суждениеБ) верно только второе суждениеВ) верны оба сужденияГ) оба суждения неверны
9. Необходимым условием развития рыночной экономики являетсяА) устранение неравенства доходов населенияБ) увеличение расходов государственного бюджетаВ) частная собственность на средства производстваГ) превышение предложения над спросом
10. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – этоА) банковский процентБ) прибыльВ) бонусГ) дивиденды
По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 10 баллов
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»)
2.1. Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.________
2.2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения.___________
2.3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества.___________
2.4. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» - общемировая тенденция._________
2.5. Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.________
2.6. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.________
2.7. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.___________
По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
3.1. Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.
____________________________________________________________________________________________
3.2. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ.
____________________________________________________________________________________________
По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 4 балла
4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
4.1. Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.
5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.
Типы обществ
1. Аграрное общество
2. Индустриальное общество
3.Информационное общество
Текстовые фрагменты.
А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное Росбалт
Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».В. WEBMONEY ДЛЯ ВАС:
- Экономия времени и денежных средств.
- Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.
Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.
Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.
Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.
З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм»
(А.де Токвиль)
1
2
3
По 1 баллу за каждое верное соотнесение, всего 8 баллов.
6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:
6.1. В детскую поликлинику одного из районов Брянска подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.
Гражданином какого государства будет являться мальчик? Свой ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. 17-летний Константин Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По 1 баллу за верный ответ и до 2 баллов за обоснование, всего 6 баллов.
7
Семья гражданина N состоит из 6 человек. Бабушке 65 лет, она уже не работает; гражданину N 40 лет, он работает главным экономистом в банке; его жене 37 лет, она химик-технолог, но сейчас находится в отпуске по уходу за годовалым ребенком; сыну гражданина N
19 лет, он студент-отличник очного отделения государственного вуза и учится за счёт средств бюджета; дочке гражданина N 8 лет, она ученица 2 класса.
Назовите основные статьи дохода семьи гражданина N._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(2 балла)
8. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права:
штрафа) гражданское право
взыскание неустойкиб) административное право
компенсация морального вреда
лишение специального права
дисквалификация
конфискация орудия совершения правонарушения
1 2 3 4 5 6
(6 баллов)
9. Заполните пропуски в рядах:
Право участвовать в управлении государством -….. право;
Право на жилище - …… право;
Право на неприкосновенность частной жизни …. право;
Партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство -…..партия;
Партия, выступающая за коренное и насильственное переустройство общества…..партия;
6. Партия, предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития - ….. партия
баллов)
10.В тексте вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Одни и те же слова могут повторяться. Обратите внимание, что в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны.
«Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим…, которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. …., её составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал своё место – в … , в городе. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. … - понятие количественное и видимое. Выражая её в терминах …, мы приходим к понятию… массы. Всякое … - это …единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства – это …особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстаёт перед нами как …, оно становится общим социальным признаком человека без…, безликого, «общего типа». (Х. Ортега-и- Гассет, философ).
1.Индивидуальность. 2. Политология. 3. Партия. 4. Социальный. 5. Статичный. 6. Толпа. 7. Семья. 8. Личность. 9. Динамический. 10. Экономический. 11. Государство. 12. Страта. 13. Деревня. 14. Характеристика. 15. Социология. 16. Общество. 17. Индивид. 18. Признак. 19. Качество. 20. Класс.
(11 баллов)
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Разбойник с большой дороги, участвует ли он в шайке или грабит в одиночку, равно остаётся грабителем; и нация, затевающая несправедливую войну, есть не что иное, как большая шайка грабителей» (Б. Франклин).«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом»(В.Г. Белинский).«Кто прощает преступление, становится его сообщником» (Вольтер).«Бизнес – это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).«Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик). «Кто не идёт в университет как в храм науки, тот идёт в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев).
(8 баллов)
Олимпиада школьников по обществознанию. 10-11 классы.
Критерии оценивания
Выберите верный ответ (один или несколько):
Ответы на тесты
Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б, Г, Д А, Г, Д Б, В, Д А, Б, Д Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 №10 № 10
Ответ В В В В А А
По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 10 баллов
2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
2.1-да
2.2-нет
2.3-нет
2.4-нет
2.5-да
2.6-да
2.7-нет
По 1 баллу за каждую позицию, всего 7 баллов
3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
3.1. – Национальные религии. 3.2. – Проявления политической деятельности.
По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 4 балла
4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
4.1. – Общение – социальная потребность, остальное – первичные (физиологические) потребности человека.
4.2.Деньги, все остальное – виды ценных бумаг.
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.
5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.
По 1 баллу за каждое верное соотнесение, всего 8 баллов.
1 Г,Е2 Б,Д,З
3 А,В,Ж
6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:
По 1 баллу за верный ответ и до 2 баллов за обоснование, всего 6 баллов.
6.1.Мальчик является гражданином РФ. (1 балл) По закону «О гражданстве РФ» ребенок, родившийся на территории РФ, если оба его родители неизвестны, является гражданином РФ. Т.н. «принцип почвы». (2 балла)
6.2. Нет. (1 балл). По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. (2 балла). Всего 6 баллов.
7. Пенсия, пособие по уходу за ребенком, стипендия, заработная плата.
(2 балла)
8 1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5-б, 6-б
По 1баллу за каждый верный ответ, максимальный балл-6
9. 9.1 –политическое, 9.2 – социальное,9.3 – личное, 9.4 - правящая, 9.5 – революционная, 6.6 – оппозиционная (по 2 балла – всего 12 баллов);
10- 6, 17,13, 6, 15, 4, 16, 9, 8, 19, 1. (По 1 баллу за каждое верно вставленное слово – всего 11 баллов);
11.
Критерии оценивания ответа задания 11
К1 Смысл высказывания раскрыт – 3 балла. Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании - 1 балл. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании - 0 баллов.
К2 Представлена собственная позиция с аргументацией - 2 балл. Представлена собственная позиция без пояснения -1 баллСобственная позиция не представлена - 0 баллов.
К3 Суждения и аргументы раскрывается с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал - 3 балла.Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений - 1 балл. Суждения и аргументы не приведены - 0 баллов.
Максимальный балл за эссе- 8 баллов.
Итого за работу-80 баллов